Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Сочинение - описание предмета" в 5 классе»
Тема урока: Сочинение – описание предмета.
урок обучающего сочинения
в 5 классе
Цели урока
- Познавательные: 1) повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста; 2) познакомить с особенностями написания предмета в научном и художественном стилях; 3) показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому: 4) показать возможные речевые недочеты сочинения – описания предмета.
- Практические: 1) формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем; 2) формировать умение отличать художественное описание от научного; 3) учить рецензировать написанное; 4) учить строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений.
- Воспитательные: 1) воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.
Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу .
- Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле
- Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов и будем готовиться к написанию домашнего сочинения.
Вспомним типы речи
Какие типы речи вы знаете?
- Описание, повествование, рассуждение
Для чего нужен каждый из них?
- Описание – описываются люди, предметы, животные.
- Повествование – рассказывается о каком – либо событии.
- Рассуждение-рассуждается о чём-либо.
Мы сегодня поработаем с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.
Описание предмета
I. Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)
форме
величине
II. Основная часть – (какой?) по цвету
материалу
строению
назначению
II. Концовка ( ваше отношение к предмету)
Работа с текстом
- Сравнить 2 текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
Перочинный нож – небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.
Вопросы к тексту
- 1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?
- 2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от перочинного ножа?
- 3. Что именно восхищало автора, когда он был мальчиком?
- 4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.
Устранить повторы можно следующими способами:
-исключением повторяющихся слов;
-заменой местоимениями;
-заменой синонимами,
словосочетаниями.
Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы поучимся искать и исправлять недочеты в написанных текстах.
Фрагмент № 1
Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Фрагмент № 2
Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).
Фрагмент № 3
Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.
Домашнее задание
- Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог. Сочинение писать нужно в художественном стиле .
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.