СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Сочинение - описание предмета" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Сочинение - описание предмета" в 5 классе 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Сочинение - описание предмета" в 5 классе»

Тема урока:  Сочинение – описание предмета.  урок обучающего сочинения  в 5 классе

Тема урока: Сочинение – описание предмета.

урок обучающего сочинения

в 5 классе

Цели урока Познавательные: 1) повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста; 2) познакомить с особенностями написания предмета в научном и художественном стилях; 3) показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому: 4) показать возможные речевые недочеты сочинения – описания предмета. Практические: 1) формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем; 2) формировать умение отличать художественное описание от научного; 3) учить рецензировать написанное; 4) учить строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений. Воспитательные: 1) воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Цели урока

  • Познавательные: 1) повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста; 2) познакомить с особенностями написания предмета в научном и художественном стилях; 3) показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому: 4) показать возможные речевые недочеты сочинения – описания предмета.
  • Практические: 1) формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем; 2) формировать умение отличать художественное описание от научного; 3) учить рецензировать написанное; 4) учить строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений.
  • Воспитательные: 1) воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.
Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу . Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов и будем готовиться к написанию домашнего сочинения.

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу .

  • Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле
  • Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов и будем готовиться к написанию домашнего сочинения.
Вспомним типы речи Какие типы речи вы знаете? Описание, повествование, рассуждение Для чего нужен каждый из них? Описание – описываются люди, предметы, животные. Повествование – рассказывается о каком – либо событии. Рассуждение-рассуждается о чём-либо.

Вспомним типы речи

Какие типы речи вы знаете?

  • Описание, повествование, рассуждение

Для чего нужен каждый из них?

  • Описание – описываются люди, предметы, животные.
  • Повествование – рассказывается о каком – либо событии.
  • Рассуждение-рассуждается о чём-либо.
Мы сегодня поработаем с текстом – описанием.  Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.    Описание предмета  I.  Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)   форме  величине II. Основная часть – (какой?) по цвету  материалу  строению  назначению II.  Концовка ( ваше отношение к предмету)

Мы сегодня поработаем с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.

Описание предмета

I. Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)

форме

величине

II. Основная часть – (какой?) по цвету

материалу

строению

назначению

II. Концовка ( ваше отношение к предмету)

Работа с текстом  Сравнить 2 текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. Перочинный нож – небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.

Работа с текстом

  • Сравнить 2 текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

Перочинный нож – небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.

Вопросы к тексту 1.  В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем? 2.  Найти слова в тексте, которые передают впечатления от перочинного ножа? 3.  Что именно восхищало автора, когда он был мальчиком? 4.  Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.

Вопросы к тексту

  • 1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?
  • 2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от перочинного ножа?
  • 3. Что именно восхищало автора, когда он был мальчиком?
  • 4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.
 Устранить повторы можно следующими способами: -исключением повторяющихся слов; -заменой местоимениями; -заменой синонимами, словосочетаниями. Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы поучимся искать и исправлять недочеты в написанных текстах. Фрагмент № 1 Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки. Фрагмент № 2 Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке). Фрагмент № 3 Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Устранить повторы можно следующими способами:

-исключением повторяющихся слов;

-заменой местоимениями;

-заменой синонимами,

словосочетаниями.

Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы поучимся искать и исправлять недочеты в написанных текстах.

Фрагмент № 1

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Домашнее задание  Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог. Сочинение писать нужно в художественном стиле .

Домашнее задание

  • Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог. Сочинение писать нужно в художественном стиле .
 Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.