СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: "Повторение по теме "Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

«Повторение по теме «ФОНЕТИКА»

                                                        (слайд № 1)

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

 

Цели урока: (слайд № 2)

            -    обобщить и закрепить знания по фонетике;

  • развитие зрительной памяти учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку;
  • закрепить полученные знания на примере тренировочных упражнений;
  • прививать аккуратность на письме.

 

Оборудование:

индивидуальные карточки, тест, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

 

  1. РАЗМИНКА «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ».

 

А) Однажды мама получила от сына, гостившего на море, смс: «Меня не жди. Я здесь скоро заколюсь». (слайд № 3)

  • Почему встревожилась мама?
  • Какой корень надо было записать?

Б) Посмотрите, что однажды написал один мальчик другу: «Вчера в дельфинарии я полоскал дельфина». (слайд № 4)

  • Что же, по-вашему, вызвало смех у друга?

В) Все спустились с горы, а Витя всё слизал. (слайд № 5)

 

  1. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ.

 

А) Портфель (слайд № 6)

Б) Алфавит (слайд № 7)

- Кто знает лексическое значение этих слов?

(Алфавит – расположение букв в определенном, обязательном порядке; Портфель – четырёхугольная сумка с застёжкой и ручкой для ношения книг, тетрадей, деловых бумаг.)

Дополнительное задание: 1 вариант – с любым словом составить сложное предложение; 2 вариант – составить простое предложение.)

 

  1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ФОНЕТИКА».

 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев. Но в учебнике «Русский язык» об этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева?

Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.

А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, надо всего 42 звука и описаны они на 2-х страницах учебника.

Задание: закончите предложения: (слайд № 8)

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется …..(фонетикой).
  2. Звуки речи делятся на…..(гласные) и …..(согласные).
  3. Согласные звуки делятся на …..(звонкие, глухие, сонорные).
  4. Звонкие согласные……(б, в, г, д, ж, з)
  5. Глухие согласные…..(п, ф, к, т, ш, с, ц, ч, ш, х)
  6. Сонорные согласные…..(л, м, н, р, й)
  7. Всегда твёрдые…..(ж, ш, ц)
  8. Всегда мягкие…..(ч, щ, й).

 

  1. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

 

А) Письмо по памяти. (слайд № 9)

Перед ребятами высказывание К. Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком».

- Как вы понимаете эти слова?

Задание: выучите наизусть текст, готовимся писать по памяти. После записи текста по памяти над гласными надписать звуки, которые они обозначают.

 

Б) Выборочный диктант. (Слайд с картиной Левитана «Вечерний звон». Стихотворение Н. Рубцова распечатано, находится у каждого на парте.)

(слайд № 10)

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

 

Звон колокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

 

И колокольцем каждым в душу

Для новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

Н. Рубцов

 

  • Прочитайте вслух. Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание слова?
  • Какие гласные звуки преобладают в тексте стихотворения?
  • Сколько раз встречается в тексте глагол ЗВОНИТЬ?
  • Поставьте ударение в этих словах. ЗАПОМНИТЕ ОРФОЭПИЧЕСКУЮ НОРМУ – ударение приходится на окончание глагола.
  • Дополнительное задание: устно и письменно составить предложения.

 

В) Позиционное чередование гласных и согласных.

 

  • Ребята, давайте вспомним о позиционном чередовании гласных и согласных.
  • Какова сильная позиция для гласных? (Под ударением. Звук произносится чётко).
  • А слабая позиция? (Безударный гласный. Он ослабляется, изменяется.)
  • А какова сильная позиция для согласных? (По глухости-звонкости) – перед гласными и перед звонкими согласными).
  • А слабая? (На конце слова – по глухости-звонкости).

 

Вывод: орфограмма – безударная гласная в корне слова связана со слабой позицией гласных звуков. Значит, чтобы проверить безударную гласную, нужно поставить её в сильную позицию.

 

Задание: придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.

Мельникова В. и Пахтусова К. получили творческое задание по карточке. (Прочитать сравнения, которые даёт писатель Ю. Олеша героям, животным, явлениям, предметам.

-    Хозяйка уронила кошку. Кошка шлёпнулась, как сырое тесто.

-    Сердце прыгало, как яйцо в кипятке.

  • Женщины, юбки которых походили на розовые кусты.
  • Гром запрыгал, как мяч, и покатился по ветру.
  • Дом походил на большую клетку, наполненную щеглами.
  • Продавец почувствовал одновременно ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне…

-    Придумайте и запишите на каждый данный пример своё сравнение.

Выпишите три слова, в которых есть гласные в слабой позиции, подчеркните эти гласные.

   

Г) Объяснительный диктант. (слайд № 11)

           

Рябина

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она – как хина.

То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

           (И. Токмачёва)

 

Что такое хина? (слайд № 12)

(Хина – белый порошок горького вкуса, добываемый из коры хинного дерева). Из Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова.

Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласных. Укажите проверочные слова.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 

Д) Согласные твёрдые и мягкие.

 

Записаны слова: банка – банька (слайд №13)

                                              ел – ель (слайд № 14)

Чем отличаются все эти слова друг от друга? (Они отличаются значением. Совершенно разные значения из-за всего одной буквы. В одних словах твёрдые согласные, а в других – мягкие). (слайд № 15)

Придумайте свои подобные примеры.

 

Е) Составьте букет. (слайд № 16)

 

Выберите цветы, в названии которых есть мягкие согласные: роза, лилия, астра, пион, георгин, гвоздика, нарцисс, мак. (Ответ: лилия, пион, георгин, гвоздика). (слайд № 17)

Почему вы не поместили в букет нарцисс?

 

Ж) На доске записан текст: (слайд № 18)

 

По России морозы

Распушили деревья

И рисуют на стёклах

Лебединые перья.

       (А. Чепуров)

 

Задание: Выпишите грамматическую основу предложения, начертите схему.

Укажите слова, в которых только звонкие согласные (Ответ: морозы, деревья, лебединые). (слайд № 19)

 

З) Согласные звонкие и глухие. (слайд № 20)

 

Задание: положите в корзину грибы, название которых начинается со звонкой согласной: грузди, боровики, маслята, волнушки, рыжики, подосиновики, подберёзовики, шампиньоны, свинушки, сыроежки. (Ответ: грузди, боровики, маслята, волнушки, рыжики).

 

И) Алфавит.

 

Ребята, зачем нам нужен алфавит? Где мы его используем? (В телефонном справочнике, списки учащихся в школьном журнале и т.д.)

А кто может рассказать алфавит наизусть?

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка и прочитайте слова.   (слайд № 21)

 

ТГАНЕ – агент

ТИСА – аист

ТИБН – бинт

ЩОБР – борщ

НЕТО – енот.

 

К) Сосчитайте, сколько звуков  в словах: соль, мак, пальма. (слайд  № 22)

Л) Какие звуки передают подчёркнутые буквы: кружки, пять, несёшь, конь, с Ирой, молотьба, зуб?

 

Вывод по уроку. (слайд № 23)

ТЕСТ.

1 вариант.

  1. Продолжить предложение: Звуки речи бывают гласными и _____________
  2. Продолжите предложение: Согласные звуки бывают твёрдыми  и _______
  3. Безударный гласный звук [а]есть в корне слова:

А) ходить;

Б) трава;

В) тяну.

  1. Безударный гласный звук [и] есть в корне слова:

А) петух;

Б) глядеть;

В) лиса.

  1. Одним звуком отличаются друг от друга слова:

А) пример – примерь;

Б) прут – пруд;

В) мал – мял.

  1. Непарные по глухости – звонкости согласные звуки есть в слове:

А) схитрить;

Б) царапать;

В) жить.

  1. Непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки есть  в слове:

А) рожь;

Б) ёлка;

В) брать.

  1. Какая буква названа верно:

А) в (вэ);

Б) л (эл);

В) с (сэ);

Г) ш (ше).

  1. В каких словах ударение поставлено правильно?

А) звонит;

Б) красивее;

В) случай;

Г) километр.

  1.   В каких словах все согласные мягкие?

А) забор;

Б) чаща;

В) осень;

Г) жизнь.

  1.   В слове музей правильно охарактеризован звук:
    1. [м] – согласный, твёрдый, сонорный.
    2. [у] – гласный, безударный;
    3. [з’] – согласный, мягкий, глухой;
    4. [э] – гласный, ударный;
    5. [й’] – согласный, мягкий, звонкий.
  2.   Запишите, сколько раз в предложении встречается звук [з]. Зина обратилась с просьбой к Лизе

2 вариант

  1. Продолжите предложение: Звуки речи изучает________________________
  2. Продолжите предложение: Звуки речи делятся на _____________________
  3. Звук [а] является безударным в корне слова:

А) удалить;

Б) тянуть;

В) возить.

  1. Звук [и] является безударным в корне слова:

А) письмо;

Б) лежать;

В) ряды.

  1. Одним звуком отличаются слова:

А) мел – мель;

Б) полёт – польёт;

В) молот – молод.

  1. Непарные по глухости – звонкости согласные звуки есть в слове:

А) жаркий;

Б) сухой;

В) счастье.

  1. Непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки есть в слове:

А) юг;

Б) спорт;

В) конечно.

  1. Какая буква названа верно:

А) в (вэ);

Б) л (эл);

В) с (сэ);

Г) ш (ше).

  1. В каких словах ударение поставлено правильно?

А) звонит;

Б) красивее;

В) случай;

Г) километр.

  1.   В каких словах все согласные мягкие?

А) забор;

Б) чаща;

В) осень;

Г) жизнь.

     11.  В слове  петух правильно охарактеризован звук:

  1. [п] – согласный, твёрдый, глухой;
  2. [и] – гласный, безударный;
  3. [т] – согласный, твёрдый, глухой;
  4. [у] – гласный, ударный;
  5. [х] – согласный, твёрдый, глухой.
  1.   Запишите, сколько раз в предложении встречается звук [с]: Сани легко ехали по скользкой дороге.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-миниатюру «Моё впечатление о сегодняшнем уроке». В пяти словах указать количество букв и звуков. (слайд № 24, № 25).

 

      Приложение: Презентация к уроку «Повторение по теме «Фонетика».

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!