Православная тема в русской живописи и литературе
19-20 века
Актуальность темы состоит в том, что на протяжении ряда лет из сознания многих людей была исключена Библия, и лишь сейчас, пока еще медленно, но неуклонно, в души наших соотечественников начинает входить Дух Божий, постепенно начинается духовное возрождение нации.
Цель данной работы :
- рассмотреть “Православную тему в русской живописи XIX - XX века и её связь с литературой”, сопоставляя фрагменты из художественных произведений М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, стихотворения Б.Пастернака «Гефсиманский сад», стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк» с произведениями изобразительного искусства Н. Ге “Что есть истина?”, «Христом в Гефсиманском саду» и И.А.Крамского «Христос в пустыне»
- проанализировать, как библейские и евангельские сюжеты, используемые писателями художниками, находят отражение в произведениях живописи и литературы
Что понимать под термином ”православная тема”?
” Православная тема - использование художниками, писателями, композиторами в своих произведениях сюжетов, взятых из Библии, Евангелия и произведениях древнерусской литературы. Эта тема является отражением православной веры, политических и национальных взглядов”
М.В. Безродный
” История русского христианства”
Создана огромная галерея живописных образов Христа, но они не имеют ничего общего с историческим Иисусом из Назарета.
Почему это произошло?
- ” Ученики Иисуса, признавая закон Моисея и его запрет делать какие – либо изображения Господа Бога и человека, не помышляли о том, чтобы запечатлеть черты Учителя”- пишет искусствовед С.М. Данилов.
- Впрочем, даже пожелай они это сделать, вряд ли им это удалось бы, среди них не было ни художников, ни скульпторов. Поэтому прижизненных портретов Иисуса из Назарета нет, как нет и изображений, сделанных по памяти людьми, видевшими и знавшими Его.
- Первые попытки воссоздать образ Иисуса Христа были предприняты столетия спустя после Его воскресения и вознесения. Полотна, изображающие Христа, дают исчерпывающее представление о том, как понимал образ Спасителя тот или иной художник, как трактовала его конкретная эпоха.
- Поскольку евангельские сюжеты стали постоянной темой в изобразительном искусстве, выработались и определённые требования к изображению Спасителя. Двумя словами эти требования можно сформулировать так: благообразие и благолепие .
И.А. Крамской.
«Религия была предметом мысли, исторических исканий для И.А.Крамского. Он посвятил свои произведения вечным вопросам поиска веры и истины. Образ Христа постоянно жил в мыслях художника »[5]
А.В. Бородина. «Основы православной культуры».
И.А.Крамской «Христос в пустыне»
Николай Ге - знаменитый русский живописец
С детства религиозный, Н. Ге в тяжёлые жизненные моменты всегда обращался к религии, усердно читал Евангелие и в нем находил силу, которая пробуждала в нём жажду творчества.
- Своё видение Христа, представшего на судилище Пилата, художник не смог увязать ни с благолепием, ни с благообразием
- Но , как подчёркивает Кирилова Н.И.: “Ему удалось в этом образе соединить воедино евангельское повествование с пророчеством Исаии о Месии”.
- Композиция картины строго соответствует евангельскому сюжету, образ же Иисуса соотнесён со словами пророка Исаии”.
- В Библии читаем: “…Он взошёл перед Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли: нет в Нём ни вида, ни величия, мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал нас к Нему. Он презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё. Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его”.
“ Что есть истина? Христос и Пилат”. 1890
Михаил Булгаков
“ В трактовке образа Иисуса Христа, как идеала нравственного совершенства, М. Булгаков отошёл от традиционных канонических представлений, основанных на четырёх евангелиах и апостольских писаниях, поэтому в романе «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри - обыкновенный человек, и как все люди страдает от боли и радуется освобождению от неё”.
В.М. Гаспаров «Новый Завет в произведении М.А. Булгакова»
“ Гефсиманский сад”
- В основе стихотворения лежит библейский сюжет, который ” эмоционально перекликается с картиной Н.Н.Ге “Христос в Гефсиманском саду”.
- Именно эта картина вызвала глубокое эмоциональное вдохновение, которое послужило толчком к написанию стихотворения.
- В стихотворении “Гефсиманский сад” поэт заимствует из русской живописи Х1Х - нач. ХХ века сам принцип изображения евангельских событий в контексте исторических и географических реалий.
Борис Пастернак. 10.02.1890 -20.10.1952.
Иерусалим. Храмовая гора. Гефсимансикй сад. 9.08.05
Гефсиманский сад. Это место иначе называется местом агонии, так как Иисус знал, что ему предстоит. Здесь находится 8 древних олив, возраст которых 2000 лет. Остатки оливы, это место где Иуда подал знак римским солдатам, обняв Иисуса.
Иерусалим. Храмовая гора. 9 августа 2005г.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. Н а земле
Ученики, осиленные дрёмой,
Валялись в придорожном ковыле
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил
Он в руки грешников себя предаст»
Б.Пастернак .
Гефсиманский грот, здесь, у родника, отдыхали ученика Христа накануне его смерти, а сам он ушёл в сад молится.
Н.Ге «Христос в Гефсиманском саду»
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди – Иуда
С предательским лобзанием на устах.
Б. Пастернак
Литература
1. Кирилова И. Литературное и живописное воплощение образа Христа. // Вопросы литературы, № 4. - М.: Просвещение, 1991,с.62
2. Безродный М.В. Из истории русского христианства.- М.: Логос 1992,120 с.
3. Лихачёв Д.С. Письма о добром. – М.: НПО «Школа» Открытый мир. 1996, с. 44.
4. Булгаков С. Наука и искусство. // Мир философии.- М.: Политическая литература,1994, с.341
5. Данилов С.М. Образ Христа в живописи. //Наше наследие. – М.: Искусство, 1991, с.9
6. Гоголь Н.В. О Иванове.// Художник, №1- М.: 1997, с.30.
7. Козлов Г.П. Крамской. – М.: Искусство, 1999, с 27
8.Библия.- М.: Российское библейское общество, 1995, с. 719
9. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двенадцати томах, Т-10 – М: Правда, 1984, с. 399.
10.Лумина С. Монолог Пилата.// Огонёк, № 47 – М.: 1997, с.7
11. Библия. - М.: Российское библейское общество, 1995, с.1156
12. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – И.: Удмуртия, 1987,с.15
13.Гаспаров В.М. Новый Завет в произведении М.А. Булгакова, литературные мотивы //Очерки русской литературы 20 века – М.: 1994, с.44
14. Черкизова М.В. Борис Зайцев. // Литература в школе, №5 - М.:1997, с.145
15. Житие Сергия Радонежского. В мире литературы.7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997, с. 105.
16. Прахов Н.А Из историй создания картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» // Юный художник. № 5– М.: Искусство,1999 , с.23
17. Сандомирский С.М. М.В. Нестеров. Жизнь и творчество. – М.: И.Кнебель,1995, с.49
18. Дурынина С.Н. Искусство- М.: Просвещение, 1989, с186
19. Степанова Т.М. Учит, учительствуя //Литература в школе, №6 – М.:2001,с. 2
20. Пак Н.И. Борис Константинович Зайцев.// Литература в школе, №2 – М.:2000, с.34
21. Красников Г. Б.К.Зайцев.// Наше наследие , №3. – М.: Искусство, 1989, с.135.
22. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Дрофа, 2002, с.299
23. Е.М. Аленова, Н.А. Борисовская. //Русские художники от А до Я» - М.: Слово, 1996, стр 53