СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "пРАВОСЛАВНАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19-20 ВЕКОВ "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность  темы  состоит  в  том, что на протяжении ряда лет из сознания  многих  людей  была исключена  Библия, и лишь  сейчас,  пока еще медленно, но неуклонно,  в  души  наших  соотечественников  начинает  входить Дух Божий, постепенно начинается  духовное возрождение нации.

 Цель данной работы :

Øрассмотреть “Православную тему в русской живописи XIX - XX века и её связь с литературой”, сопоставляя  фрагменты из художественных произведений М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, стихотворения Б.Пастернака «Гефсиманский сад», стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк» с произведениями изобразительного искусства Н. Ге “Что есть истина?”, «Христом в Гефсиманском саду» и И.А.Крамского «Христос в пустыне»

Øпроанализировать, как библейские и евангельские сюжеты, используемые писателями художниками, находят отражение в произведениях живописи и литературы

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "пРАВОСЛАВНАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19-20 ВЕКОВ "»

Православная тема в русской живописи и литературе 19-20 века

Православная тема в русской живописи и литературе

19-20 века

Актуальность темы  состоит в том, что на протяжении ряда лет из сознания многих людей была исключена Библия, и лишь сейчас, пока еще медленно, но неуклонно, в души наших соотечественников начинает входить Дух Божий, постепенно начинается духовное возрождение нации.  Цель данной работы : рассмотреть “Православную тему в русской живописи XIX - XX века и её связь с литературой”, сопоставляя фрагменты из художественных произведений М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, стихотворения Б.Пастернака «Гефсиманский сад», стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк» с произведениями изобразительного искусства Н. Ге “Что есть истина?”, «Христом в Гефсиманском саду» и И.А.Крамского «Христос в пустыне» проанализировать, как библейские и евангельские сюжеты, используемые писателями художниками, находят отражение в произведениях живописи и литературы

Актуальность темы состоит в том, что на протяжении ряда лет из сознания многих людей была исключена Библия, и лишь сейчас, пока еще медленно, но неуклонно, в души наших соотечественников начинает входить Дух Божий, постепенно начинается духовное возрождение нации.

Цель данной работы :

  • рассмотреть “Православную тему в русской живописи XIX - XX века и её связь с литературой”, сопоставляя фрагменты из художественных произведений М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, стихотворения Б.Пастернака «Гефсиманский сад», стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк» с произведениями изобразительного искусства Н. Ге “Что есть истина?”, «Христом в Гефсиманском саду» и И.А.Крамского «Христос в пустыне»
  • проанализировать, как библейские и евангельские сюжеты, используемые писателями художниками, находят отражение в произведениях живописи и литературы
Что понимать под термином ”православная тема”? ” Православная тема -  использование  художниками, писателями, композиторами в своих произведениях  сюжетов, взятых из Библии, Евангелия  и произведениях древнерусской литературы. Эта тема является отражением православной веры, политических и национальных взглядов”  М.В. Безродный ” История русского христианства”

Что понимать под термином ”православная тема”?

Православная тема - использование художниками, писателями, композиторами в своих произведениях сюжетов, взятых из Библии, Евангелия и произведениях древнерусской литературы. Эта тема является отражением православной веры, политических и национальных взглядов”

М.В. Безродный

История русского христианства”

Создана огромная галерея живописных образов Христа, но они не имеют ничего общего с историческим Иисусом из Назарета.

Почему это произошло?

  • Ученики Иисуса, признавая закон Моисея и его запрет делать какие – либо изображения Господа Бога и человека, не помышляли о том, чтобы запечатлеть черты Учителя”- пишет искусствовед С.М. Данилов.
  • Впрочем, даже пожелай они это сделать, вряд ли им это удалось бы, среди них не было ни художников, ни скульпторов. Поэтому прижизненных портретов Иисуса из Назарета нет, как нет и изображений, сделанных по памяти людьми, видевшими и знавшими Его.
  • Первые попытки воссоздать образ Иисуса Христа были предприняты столетия спустя после Его воскресения и вознесения. Полотна, изображающие Христа, дают исчерпывающее представление о том, как понимал образ Спасителя тот или иной художник, как трактовала его конкретная эпоха.
  • Поскольку евангельские сюжеты стали постоянной темой в изобразительном искусстве, выработались и определённые требования к изображению Спасителя. Двумя словами эти требования можно сформулировать так: благообразие и благолепие .
И.А. Крамской. «Религия была предметом мысли, исторических исканий для И.А.Крамского. Он посвятил свои произведения вечным вопросам поиска веры и истины. Образ Христа постоянно жил в мыслях художника »[5] А.В. Бородина. «Основы православной культуры».

И.А. Крамской.

«Религия была предметом мысли, исторических исканий для И.А.Крамского. Он посвятил свои произведения вечным вопросам поиска веры и истины. Образ Христа постоянно жил в мыслях художника »[5]

А.В. Бородина. «Основы православной культуры».

И.А.Крамской «Христос в пустыне»

И.А.Крамской «Христос в пустыне»

Николай Ге - знаменитый русский живописец  С детства  религиозный, Н. Ге в тяжёлые жизненные моменты всегда обращался к религии, усердно читал Евангелие и в нем находил силу, которая пробуждала в нём жажду творчества.

Николай Ге - знаменитый русский живописец

С детства религиозный, Н. Ге в тяжёлые жизненные моменты всегда обращался к религии, усердно читал Евангелие и в нем находил силу, которая пробуждала в нём жажду творчества.

 Своё видение Христа, представшего на судилище Пилата, художник не смог увязать ни с благолепием, ни с благообразием Но , как подчёркивает Кирилова Н.И.: “Ему удалось в этом образе соединить воедино евангельское повествование с пророчеством Исаии о Месии”. Композиция картины строго соответствует евангельскому сюжету, образ же Иисуса соотнесён со словами пророка Исаии”. В Библии читаем: “…Он взошёл перед Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли: нет в Нём ни вида, ни величия, мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал нас к Нему. Он презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё. Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его”.  “ Что есть истина? Христос и Пилат”.  1890
  • Своё видение Христа, представшего на судилище Пилата, художник не смог увязать ни с благолепием, ни с благообразием
  • Но , как подчёркивает Кирилова Н.И.: “Ему удалось в этом образе соединить воедино евангельское повествование с пророчеством Исаии о Месии”.
  • Композиция картины строго соответствует евангельскому сюжету, образ же Иисуса соотнесён со словами пророка Исаии”.
  • В Библии читаем: “…Он взошёл перед Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли: нет в Нём ни вида, ни величия, мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал нас к Нему. Он презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё. Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его”.

Что есть истина? Христос и Пилат”. 1890

Михаил Булгаков   “ В трактовке образа Иисуса Христа, как идеала нравственного совершенства, М. Булгаков отошёл от традиционных канонических представлений, основанных на четырёх евангелиах и апостольских писаниях, поэтому в романе «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри - обыкновенный человек, и как все люди страдает от боли и радуется освобождению от неё”. В.М. Гаспаров «Новый Завет в произведении М.А. Булгакова»

Михаил Булгаков

В трактовке образа Иисуса Христа, как идеала нравственного совершенства, М. Булгаков отошёл от традиционных канонических представлений, основанных на четырёх евангелиах и апостольских писаниях, поэтому в романе «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри - обыкновенный человек, и как все люди страдает от боли и радуется освобождению от неё”.

В.М. Гаспаров «Новый Завет в произведении М.А. Булгакова»

“ Гефсиманский сад”  В основе стихотворения лежит библейский сюжет, который ” эмоционально перекликается с картиной Н.Н.Ге “Христос в Гефсиманском саду”. Именно эта картина вызвала глубокое эмоциональное вдохновение, которое послужило толчком к написанию стихотворения. В стихотворении “Гефсиманский сад” поэт заимствует из русской живописи Х1Х - нач. ХХ века сам принцип изображения евангельских событий в контексте исторических и географических реалий.  Борис Пастернак. 10.02.1890 -20.10.1952.

Гефсиманский сад”

  • В основе стихотворения лежит библейский сюжет, который ” эмоционально перекликается с картиной Н.Н.Ге “Христос в Гефсиманском саду”.
  • Именно эта картина вызвала глубокое эмоциональное вдохновение, которое послужило толчком к написанию стихотворения.
  • В стихотворении “Гефсиманский сад” поэт заимствует из русской живописи Х1Х - нач. ХХ века сам принцип изображения евангельских событий в контексте исторических и географических реалий.

Борис Пастернак. 10.02.1890 -20.10.1952.

Иерусалим. Храмовая гора. Гефсимансикй сад.  9.08.05  Гефсиманский сад. Это место иначе называется местом агонии, так как Иисус знал, что ему предстоит. Здесь находится 8 древних олив, возраст которых 2000 лет. Остатки оливы, это место где Иуда подал знак римским солдатам, обняв Иисуса.

Иерусалим. Храмовая гора. Гефсимансикй сад. 9.08.05

Гефсиманский сад. Это место иначе называется местом агонии, так как Иисус знал, что ему предстоит. Здесь находится 8 древних олив, возраст которых 2000 лет. Остатки оливы, это место где Иуда подал знак римским солдатам, обняв Иисуса.

Иерусалим. Храмовая гора. 9 августа 2005г. Смягчив молитвой смертную истому, Он вышел за ограду. Н а земле Ученики, осиленные дрёмой, Валялись в придорожном ковыле Он разбудил их: «Вас Господь сподобил Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт. Час Сына Человеческого пробил Он в руки грешников себя предаст» Б.Пастернак .  Гефсиманский грот, здесь, у родника, отдыхали ученика Христа накануне его смерти, а сам он ушёл в сад молится.

Иерусалим. Храмовая гора. 9 августа 2005г.

Смягчив молитвой смертную истому,

Он вышел за ограду. Н а земле

Ученики, осиленные дрёмой,

Валялись в придорожном ковыле

Он разбудил их: «Вас Господь сподобил

Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.

Час Сына Человеческого пробил

Он в руки грешников себя предаст»

Б.Пастернак .

Гефсиманский грот, здесь, у родника, отдыхали ученика Христа накануне его смерти, а сам он ушёл в сад молится.

Н.Ге «Христос в Гефсиманском саду» И лишь сказал, неведомо откуда Толпа рабов и скопище бродяг, Огни, мечи и впереди – Иуда С предательским лобзанием на устах. Б. Пастернак

Н.Ге «Христос в Гефсиманском саду»

И лишь сказал, неведомо откуда

Толпа рабов и скопище бродяг,

Огни, мечи и впереди – Иуда

С предательским лобзанием на устах.

Б. Пастернак

Литература

1. Кирилова И. Литературное и живописное воплощение образа Христа. // Вопросы литературы, № 4. - М.: Просвещение, 1991,с.62

2. Безродный М.В. Из истории русского христианства.- М.: Логос 1992,120 с.

3. Лихачёв Д.С. Письма о добром. – М.: НПО «Школа» Открытый мир. 1996, с. 44.

4. Булгаков С. Наука и искусство. // Мир философии.- М.: Политическая литература,1994, с.341

5. Данилов С.М. Образ Христа в живописи. //Наше наследие. – М.: Искусство, 1991, с.9

6. Гоголь Н.В. О Иванове.// Художник, №1- М.: 1997, с.30.

7. Козлов Г.П. Крамской. – М.: Искусство, 1999, с 27

8.Библия.- М.: Российское библейское общество, 1995, с. 719

9. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двенадцати томах, Т-10 – М: Правда, 1984, с. 399.

10.Лумина С. Монолог Пилата.// Огонёк, № 47 – М.: 1997, с.7

11. Библия. - М.: Российское библейское общество, 1995, с.1156

12. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – И.: Удмуртия, 1987,с.15

13.Гаспаров В.М. Новый Завет в произведении М.А. Булгакова, литературные мотивы //Очерки русской литературы 20 века – М.: 1994, с.44

14. Черкизова М.В. Борис Зайцев. // Литература в школе, №5 - М.:1997, с.145

15. Житие Сергия Радонежского. В мире литературы.7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997, с. 105.

16. Прахов Н.А Из историй создания картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» // Юный художник. № 5– М.: Искусство,1999 , с.23

17. Сандомирский С.М. М.В. Нестеров. Жизнь и творчество. – М.: И.Кнебель,1995, с.49

18. Дурынина С.Н. Искусство- М.: Просвещение, 1989, с186

19. Степанова Т.М. Учит, учительствуя //Литература в школе, №6 – М.:2001,с. 2

20. Пак Н.И. Борис Константинович Зайцев.// Литература в школе, №2 – М.:2000, с.34

21. Красников Г. Б.К.Зайцев.// Наше наследие , №3. – М.: Искусство, 1989, с.135.

22. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Дрофа, 2002, с.299

23. Е.М. Аленова, Н.А. Борисовская. //Русские художники от А до Я» - М.: Слово, 1996, стр 53


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!