Деловые бумаги
Презентацию подготовила: Конопатова Е.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ г. Астрахани «СОШ № 40».
Деловая речь- один из видов связной речи.
- Характеризуется некоторыми особенностями стиля, лексики, сферы применения.
- Деловая речь нужна для составления различных деловых документов при поступлении на работу, проведении отчётов и прочих деловых отношений.
- Отличается от других стилей речи лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями, определёнными стереотипными оборотами речи,
удобными для составления деловых бумаг.
В деловых бумагах не употребляется эмоционально-оценочная, просторечная, диалектная лексика.
Виды деловых бумаг.
- Объявление
- Расписка
- Заявление
- Объяснительная
- Докладная
- Доверенность
- Характеристика
- Автобиография
- Резюме
- Протокол и другие
Заявление - это официальное сообщение в письменной (иногда в устной) форме. Содержит чаще всего предложение, жалобу или просьбу какого-либо человека, адресованные или организации, или должностному лицу.
Заявление включае т:
1. Наименование адресата,
Директору АГУ
которому направляется заявление.
студента 3 курса
2. Фамилию, имя, отчество,
Петрова Николая
должность или адрес автора
Ивановича
заявление.
заявления.
Прошу Вас освободить меня от
3. Наименование документа.
занятий на 5 дней в связи с
4. Точное изложение просьбы,
переездом на новое место
предложения.
жительства.
5. Опись прилагаемых к
21.01.2009г. Петров.
заявлению документов.
6. Дату, подпись заявителя.
Расписка – это документ, удостоверяющий получение чего-нибудь.
Схема расписки.
1. Наименование документа.
2. Фамилия, имя, отчество, должность автора документа (того, кто дал расписку).
3. Наименование организации (или лица), передающих что-нибудь.
- Расписка.
- Я, Васильев Николай Петрович, секретарь педучилища, получил от профкома 500 (пятьсот) рублей на организацию новогодней ёлки.
- 28.12.2008 г. Васильев.
4. Точное наименование передаваемого – количество указывается и цифрами, и прописью.
5. Дата, подпись получателя ( при особой важности заверенная в учреждении или у нотариуса).
Доверенность - это документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.
Образец доверенности.
Схема доверенности.
1. Наименование документа.
Доверенность.
2. Наименование доверенного
Я, Саблина Елена Николаевна,
учащаяся 3 курса, доверяю моей
лица ( фамилия, имя, отч ество,
должность или адрес).
Матери, Саблиной Марине Вик-
торовне, проживающей по адресу:
3. Точная исчерпывающая
город Астрахань, ул.Садовая, д.13,
формулировка доверяемой
функции.
кв.8, паспорт серия….., №……,
4. Дата, подпись.
выдан………., получить причитаю-
Подпись доверителя должна быть
щуюся мне стипендию за март
заверена.
2008 года.
25.03.2008 г. Саблина.
Подпись Саблиной Е.Н.
удостоверяется.
Зав.канцелярией (подпись)
(Печать) (Дата)
Резюме – документ, в котором в краткой, но ёмкой форме изложены основные сведения об образовании, о профессиональном опыте, трудовой биографии и личных данных человека.
План резюме.
1. Контактная информация (фамилия, имя, отчество, почтовый и электронный адрес, телефон).
2. Возраст.
3. Цель поиска (должность, на которую претендуете).
4. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке).
Кратко о должностных обязанностях, производственных
достижениях.
5. Образование.
6. Дополнительная информация о себе.
7. Качества вашего характера, необходимые для работы.
8. Указание на возможные рекомендации.
9. Дата, Подпись.
Автобиография - это жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим.
Элементы автобиографии как делового документа .
- Наименование (заголовок) документа.
- Фамилия, имя, отчество.
- Дата рождения (число, месяц, год).
- Место рождения (село, город, район, область и т.д.).
- Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются).
- Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения закончил).
- Прохождение службы в армии (для военнообязанных).
- Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время0.
- Состав семьи.
- Поощрения, награждения (если имеются).
- Дата (слева).
- Подпись (справа).
Характеристика - это составление анкетных данных лица, на которого складывается характеристика.
Части текста характеристики:
1. Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).
- Сведения о деятельности или учёбе ( с какого года работает или учится, отношение к работе, учёбе, уровень профессионализма, учебных достижений и владение мастерством, учебным материалом).
- Оценка деловых и моральных качеств, сведения о поощрении (взыскании), отношения в коллективе.
- Выводы; указание, куда подаётся характеристика.
Некоторые формулы и нормы употребления в деловых бумагах
Формулы, объясняющие мотивы
Правильно:
поведения.
- Согласно приказу
- Ввиду (чего?)
- Благодаря (чему?)
- Вопреки (чему?)
- Вследствие (чего?)
- По причине (чего?)
- В силу (чего?)
- В течение (чего?)
- Касательно (чего? Кого?)
- В целях (чего?)
- В связи с…(чем?)
- На основании… (чего?)
- В соответствии с …(чем?)
Формы, выражающие просьбу.
- Просим (проверить, принять меры и др.)
- Прошу (сообщить, обеспечить и др.)
Формулы, выражающие
извещение.
- Сообщаем, что…
- Ставим Вас в известность, что…