Первое декабря
Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
- Давайте вспомним, что такое описание , что характерно для этого типа речи?
- Чем различается научное и художественное описание ?
Что такое описание?
ОПИСАНИЕ – это тип речи.
В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.
Чем различается научное и художественное описание ?
В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.
Яблонская Татьяна Ниловна 1917 – 2005 гг.
Народный художник СССР и Украины, профессор,
лауреат трех Государственных
премий СССР, двух
медалей Академии
искусств СССР,
национальной премии
Украины им. Тараса
Шевченко.
Официальное признание ей принесла картина «Хлеб». В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Т.Н.Яблонская была представлена в 1950 г. к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Т.Н. Яблонская «За окнами весна»
Т.Н. Яблонская «В парке»
Т.Н. Яблонская «Свадьба»
Т.Н. Яблонская создавала портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины.
Художница изображала на своих полотнах обыкновенных людей, их труд, отдых. Особенно любила писать детей.
История создания картины «Утро»
Картина «Утро» была создана в 1954 году в Киеве. На ней изображена 13-летняя девочка — старшая дочь художницы Елена.
Какое время года и время дня изображено на картине?
Как вы это определили?
Подберите эпитеты к слову ...
Рад о с т ное
Со лн е чн ое
Ярк ое
Утро
С и яющ ее
Чуде сн ое
О бы чн ое
Светл ое
Ясн ое
ПЛАН
- Слово о художнице. История создания картины «Утро».
- Описание картины:
а) девочка;
б) комната.
3. Мое впечатление от картины.
Рассмотрите внимательно репродукцию.
Что изображено на картине?
Опишите девочку.
Что она делает?
Как комната характеризует хозяйку?
Девочка… Какая она?
- Стройная
- П од тянутая
- Сп о ртивная
- О прятная
- А кк уратная
- Ч и стоплотная
- Пр и лежная
ПОМНИ!
Девочка одета в … ,
но
на девочке надеты …
белая майка и синие шорты
- Рассмотрите комнату.
- Что находится в комнате?
- В какой последовательности вы будете описывать интерьер?
КОМНАТА – большая (просторная), светлая, с высоким п о т о лком, залитая солнечным светом.
СТЕНЫ - светло-ж ё лтые, на стене д е к о ративная т а релка с гжел ь ской ро с п и сью, кашпо с в ью щимся цветком, вето чк и растения красиво обр а мляют арочное окно и верхнюю часть балкона
ДВЕРЬ НА БАЛКОН – высокая, дву х створ ча тая, ар о чного типа, о гр а дительная р е ш е тка.
ПОЛ – п а ркетный, бл е стящ и й (натертый до блеска),
светло-к о ричн е вый, чистый.
КРОВАТЬ – крепкая, дерев янн ая, не убр а на, чистое бел о снежное б е лье.
СТУЛ – дерев янн ый, акк уратно слож енн ая школьная форма, выглаж енн ый п ио нерский галстук
и бант.
СТОЛ – круглый,
п о крытый г о лубой в
п о лоску л ь н ян ой
скат е ртью с б а хр о мой,
глин ян ый ку в шин
с красивым узором,
маленькая чашка, нож, белый хлеб на т а релке, накрытой с а лфеткой,
слив очн ое масло.
Контекстуальные синонимы
- девочка
- она
- хозяйка комнаты
- школьница
- Яблонская Т.Н.
- художница
- мастер кисти
- автор картины
- живописец
Глаголы-помощники
- из о бр а зила
- п о к а зала
- п е р е дала
- нарис о вала
- запеч а тлела
- с о здала
- нап и сала
- пр ед ставила