- Что изучает ТЕКСТОВЕДЕНИЕ ?
- Что такое текст?
- Что такое тема текста и основная мысль текста?
- Назовите все признаки текста .
Признаки текста :
3 единства:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ГРАММАТИЧЕСКОЕ
СМЫСЛОВОЕ
Признаки текста :
Предложения в тексте расположены в определенном порядке.
Признаки текста :
Текст имеет тему, основную мысль, его можно озаглавить.
Признаки текста :
целостность, смысловая законченность,
членимость, информативность.
Что такое абзац?
Термин «абзац» используется только применительно к письменным текстам .
Он имеет два значения: 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) отрезок текста между двумя такими отступами.
- Абзац - часть текста, которая раскрывает содержание микротемы
Что обозначает термин «микротема» ?
Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.
- Микротема - составная часть темы целого текста
Что мы ещё узнали о микротеме?
Микротема – это часть темы. Все микротемы подчинены общей теме , раскрывают её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац . То есть начинается с красной строки , графически выделяется в тексте.
По количеству абзацев можно определить количество микротем .
Что такое красная строка?
- Красная строка - небольшой отступ
Что такое композиция текста? О чём мы узнали на прошлом уроке?
1. Все тексты вне зависимости от темы и идеи имеют одинаковую структуру :
I.
II. Развитие темы
III. Концовка
Зачин
обозначается тема текста
(1- несколько предложений)
подводится итог развития темы
(1- несколько предложений)
может состоять из нескольких абзацев (микротем)
Что мы узнали о построении абзаца?
2. Таким же образом обычно строится и каждая смысловая часть текста (абзац):
Зачин
Развитие темы
Концовка
Ключевое предложение (тематическое)
Делается вывод
- Как определить количество микротем в тексте?
- Как определить тему текста или абзаца?
- Какие темы «широкие», а какие «узкие»?
- Что такое «план» к тексту? Как вы определяете количество пунктов плана к тексту?
- Знакомо ли вам понятие «простой план», «сложный план»? Чем они отличаются?
План — это самая краткая запись текста.
Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения.
Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.
- Почему надо иметь план, когда пишете сочинение (изложение)?
- О каких типах планов мы узнали на уроках в прошлом учебном году?
План — это самая краткая запись текста.
Типы планов :
- Вопросный
- назывной
- тезисный
- цитатный
Вопросный план — это план текста в виде вопросов.
Назывной план — это план текста в виде назывных предложений.
Тезисный план - это план, выражающий суть текста в кратких формулировках.
Цитатный план - это план, состоящий из цитат текста. ! «…»
Простой план
Сложный план
- Простой план – это перечень основных пунктов. Часто он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста.
- В простом плане отражаются микротемы и все его пункты начинаются арабскими цифрами
Простой план
1.
2.
3.
- Сложный план текста чаще всего необходимо составлять к сочинениям и изложениям. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку вам нужно не просто кратко обозначить основные мысли, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.
- В сложном плане обычно отражаются 3 компонента текста: зачин ( I ), основная часть ( II ) и концовка ( III ). Основная часть имеет общий заголовок и перечень микротем, обозначенных арабскими цифрами.
Сложный план
I. …
II. …
1. …
2. …
3. …
III. …
Компонент – составная часть плана или чего-либо
Поработаем с учебником!
Стр. 87
Что мы узнали о построении диалога?
Диалог имеет ту же структуру , что и любой другой текст:
Зачин
Развитие темы
Концовка
этикетная формула или реплика- согласия (несогласия), ответная реплика
Формула речевого этикета или реплика-вопрос
Обсуждение заявленной темы
Подведём итог!
- Что выносится в заголовок текста?
- Как составить простой, сложный планы?
- Чем отличается простой план от сложного?
- В какой сфере учебной деятельности мы пользуемся простым и сложным планами?
- Какую помощь оказывает план?
Рефлексия
- Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Какие получили результаты?
- Что понравилось?
- Что вызвало особые затруднения?
- Где можно применить новые знания?
Самооценка
Оцените свои знания:
«5» - Я всё понял(а) и могу объяснить другому!
«4» - Я понял(а), но не могу объяснить другому!
«3» - Я почти ничего не поняла и мне нужно самой (ому) разбираться в этой теме!
- Повторить и выучить конспект
- Упр. на выбор: 206, 207, 208 (пис.)
- Готовимся к С.Д. № 9 (Упр.228)
Спасибо за работу!