СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное "1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю провести интересный урок по теме "Имя существительное" в форме проекта

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Имя существительное "1 класс»

А.Шибаев «Слова, слова, слова…»  Всему название дано –  И зверю, и предмету.  Вещей вокруг полным – полно,  А безымянных нету.   И всё, что может видеть глаз –  Над нами и под нами,-  И всё, что в памяти у нас,-  Означено словами.

А.Шибаев «Слова, слова, слова…»

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено словами.

Вспомните, что такое проект? Сегодня мы начнем разрабатывать проект «Паспорт имени существительного». Какова цель нашего проекта: Каким будет наш проект по форме? Какие задачи стоят перед нами? Итак, для начала нужно узнать, что такое паспорт. Это мы можем узнать из словаря или из энциклопедии. Где вы встречали слово «паспорт»? Какая информация содержится в этих документах? В чем актуальность вашего проекта?

Вспомните, что такое проект?

Сегодня мы начнем разрабатывать проект «Паспорт имени существительного».

Какова цель нашего проекта:

Каким будет наш проект по форме?

Какие задачи стоят перед нами?

Итак, для начала нужно узнать, что такое паспорт. Это мы можем узнать из словаря или из энциклопедии.

Где вы встречали слово «паспорт»?

Какая информация содержится в этих документах?

В чем актуальность вашего проекта?

По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает. Еще первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим предметам и явлениям, и эти наименования закреплялись в языке. Поэтому имя существительное – важнейшая часть речи. Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи

По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает. Еще первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим предметам и явлениям, и эти наименования закреплялись в языке. Поэтому имя существительное – важнейшая часть речи.

Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи

Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»    Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?  Имя существительное сказало о себе так:  «Давно живу я в мире этом.  Даю названия предметам???»

Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»

Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?

Имя существительное сказало о себе так:

«Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам???»

Гипотеза

Гипотеза

Ход исследования   Проанализировать определения имени существительного Провести наблюдения в окружающем мире. Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи

Ход исследования

  • Проанализировать определения имени существительного
  • Провести наблюдения в окружающем мире.
  • Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи
  Анализ определений имени существительного     Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения   Определение из Википедии

Анализ определений имени существительного

Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения

Определение из Википедии

(Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя)    Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

(Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя)

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Ответить на вопросы, привести примеры   Существительные могут обозначать людей и животных?  Существительные могут обозначать географические названия?   Существительные могут обозначать явления природы?   Существительные могут обозначать события?   Существительные могут обозначать качества человека?     Существительные могут обозначать предмет действия?   Существительные могут обозначать предмет признака?   Существительные могут обозначать состояние человека?

Ответить на вопросы, привести примеры

Существительные могут обозначать людей и животных?

Существительные могут обозначать географические названия?

Существительные могут обозначать явления природы?

Существительные могут обозначать события?

Существительные могут обозначать качества человека?

Существительные могут обозначать предмет действия?

Существительные могут обозначать предмет признака?

Существительные могут обозначать состояние человека?

Вывод: Существительное обозначает не только предмет.   Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы. Существительные обозначают людей и животных, географические названия (Москва), явления природы (радуга, дождь), события (праздник, война), состояние человека (грусть, волнение), качества человека (смелость, доброта), предмет действия (бег, ходьба), предмет признака (желтизна, красота) .

Вывод: Существительное обозначает не только предмет.

Гипотеза подтвердилась. Имена

существительные – не только предметы.

  • Существительные обозначают людей и животных,
  • географические названия (Москва),
  • явления природы (радуга, дождь),
  • события (праздник, война),
  • состояние человека (грусть, волнение),
  • качества человека (смелость, доброта),
  • предмет действия (бег, ходьба),
  • предмет признака (желтизна, красота) .

Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Веселая переменка. Отгадайте загадки и определите, какими сущ. выражены отгадки – одуш. и неодуш. 1.Что на сковородку наливают да на тарелке вчетверо сгибают? 2.В этом домике жильцы -все отличные пловцы. Что за дом у них такой? До краев налит водой. 3.На ветке не птичка – зверек невеличка. Мех теплый, как грелка. Кто это? 5.Смело в небе поплывет, и быстрей, чем птиц полет. Человек им управляет. Что же это?

Веселая переменка.

Отгадайте загадки и определите, какими сущ. выражены отгадки – одуш. и неодуш.

1.Что на сковородку наливают да на тарелке вчетверо сгибают?

2.В этом домике жильцы -все отличные пловцы. Что за дом у них такой? До краев налит водой.

3.На ветке не птичка – зверек невеличка. Мех теплый, как грелка. Кто это?

5.Смело в небе поплывет, и быстрей, чем птиц полет. Человек им управляет. Что же это?

Назови слова. Распредели на две группы.

Назови слова. Распредели на две группы.

ЯБЛОКО ГРУША РОЗА ПОМИДОР ОГУРЕЦ ЯГОДА   ЯБЛОКИ ГРУШИ РОЗЫ ПОМИДОРЫ ОГУРЦЫ ЯГОДЫ
  • ЯБЛОКО
  • ГРУША
  • РОЗА
  • ПОМИДОР
  • ОГУРЕЦ
  • ЯГОДА
  • ЯБЛОКИ
  • ГРУШИ
  • РОЗЫ
  • ПОМИДОРЫ
  • ОГУРЦЫ
  • ЯГОДЫ
Все имена существительные изменяются по числам. Не все имена существительные изменяются по числам. У некоторых существительных есть только форма единственного числа. У некоторых существительных есть только форма множественного числа. При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.
  • Все имена существительные изменяются по числам.
  • Не все имена существительные изменяются по числам.
  • У некоторых существительных есть только форма единственного числа.
  • У некоторых существительных есть только форма множественного числа.
  • При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.
РЕБЕНОК –  ЧЕЛОВЕК-  ВОРОТА-

РЕБЕНОК – ЧЕЛОВЕК- ВОРОТА-

В каждой группе выбери лишнее слово, Объясни свой выбор. 1. Ручки, карандаши, ножницы. 2. Пальто, куртка, шуба. 3. Поезд, электричка, метро. 4. Страус, кенгуру, лев.

В каждой группе выбери лишнее слово, Объясни свой выбор.

1. Ручки, карандаши, ножницы.

2. Пальто, куртка, шуба.

3. Поезд, электричка, метро.

4. Страус, кенгуру, лев.

А теперь аукцион. Подведет итоги он. Тот, кто больше слов найдет, Тот сюрприз приобретет .

А теперь аукцион.

Подведет итоги он.

Тот, кто больше слов найдет,

Тот сюрприз приобретет .

Выпиши имена существительные Чудак-математик В Германии жил. Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так человек Изобрел бутерброд.

Выпиши имена существительные

Чудак-математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

 Аукцион предметов.

Аукцион предметов.

Тайна Винни-Пуха . и дают полезный Пчёлы вкусный мёд.

Тайна Винни-Пуха .

и

дают

полезный

Пчёлы

вкусный

мёд.

Имя  существительное форма числа ед. ч. мн. ч.

Имя существительное

форма числа

ед. ч.

мн. ч.

Игра «Договори словечко»  имя существительное -…,  обозначает -…,  отвечает на вопросы -…,  бывает -…, изменяется по …,  в предложении является -…

Игра «Договори словечко» имя существительное -…, обозначает -…, отвечает на вопросы -…, бывает -…,

изменяется по …, в предложении является -…

Использованные ресурсы Проект ученицы 5 класса «Г»ГОУ ЦО № 556 Виноградовой Евгении  Научный руководитель: учитель русского языка Жадан О.В. Физминутка для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ Анимационные картинки - http://www.gifzona.com/small_img.htm

Использованные ресурсы

  • Проект ученицы 5 класса «Г»ГОУ ЦО № 556 Виноградовой Евгении Научный руководитель: учитель русского языка Жадан О.В.
  • Физминутка для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ
  • Анимационные картинки - http://www.gifzona.com/small_img.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!