СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Частицы как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация презначначена для использования на уроках по теме "Частицы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Частицы как часть речи"»

Частицы как часть речи

Частицы как часть речи

Частица    Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.   В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — модальные (смысловые) и формообразующие.   Частицы не изменяются, не являются членами предложения.   В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

Частица

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — модальные (смысловые) и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

 К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал , если бы не пошел дождь.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал , если бы не пошел дождь.

 Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:  1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;  2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);  3) указательные: вот, вон, это ;  4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;  5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;  6) восклицательные: что за, ну и, как ;  7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну ;  8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли .

Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как ;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну ;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли .

 В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц , поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).  Частица  ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков)  Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) — Я-то знаю, куда надо идти (частица).  Не являются частицами постфиксы - ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц , поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков)

Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) — Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы - ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Упражнения по теме

Упражнения по теме "Частица"

Упражнение 1.

Выпишите все частицы, укажите их разряд.

1) Вот пошел он в лес по грибы и заблудился.

2) Вот и присел он под дерево.

3) Давай, мол, дождусь утра.

4) Присел и задремал.

5) Вот задремал и слышит, вдруг кто-то его зовёт.

6) Смотрит – никого.

7) Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху.

 Упражнение 2.  Перепишите, раскрывая скобки. Укажите разряд частиц.  1) И всё(же) время обманет.  2) Мне(бы) снова мой чёрный платок, мне(бы) невской воды глоток.  3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище!...».  4) Лукьяныч проводил меня, пробормотал: «Прощенья просим(с)».  5) А если спросит кто(нибудь)… ну, кто(бы) (ни)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.

Упражнение 2.

Перепишите, раскрывая скобки. Укажите разряд частиц.

1) И всё(же) время обманет.

2) Мне(бы) снова мой чёрный платок, мне(бы) невской воды глоток.

3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище!...».

4) Лукьяныч проводил меня, пробормотал: «Прощенья просим(с)».

5) А если спросит кто(нибудь)… ну, кто(бы) (ни)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.

 Упражнение 3.  Перепишите, вставив нужную букву.  Н… раз ошибался;  Н… разу н… единого н… ошибся;  Н… сколько н… обиделся;  Н… сколько обид рассорили друзей;  Н… один лишь стебелёк трепещет в бурю;  Н… луны, н… звёзд.

Упражнение 3.

Перепишите, вставив нужную букву.

Н… раз ошибался;

Н… разу н… единого н… ошибся;

Н… сколько н… обиделся;

Н… сколько обид рассорили друзей;

Н… один лишь стебелёк трепещет в бурю;

Н… луны, н… звёзд.

Тест по теме

Тест по теме "Частица"

1. Укажите неверное утверждение.

а) Частица — это служебная неизменяемая часть речи.

б) Частицы всегда пишутся раздельно.

в) Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, сомнение, уточнение.

2. Укажите выражение с отрицательной частицей.

а) Служить бы рад — прислуживаться тошно.

б) Только человек украшает жизнь.

в) Не ветер бушует над бором.

3. Укажите предложения с модальными частицами.

а) Закат давно угас.

б) За дождем не видно было ни моря, ни неба.

в) Пусть на всей планете радуются дети.

г) Как прекрасна земля!

 4. Укажите случаи написания частицы через дефис.  а) (Не)увидел;  б) захотел(бы);  в) сделал(то).  5. Укажите случаи неверного написания частиц.  а) Кое-где видны облачка.  б) Ты таки слово сдержал.  в) Едвали удастся увидеться.  г) Взгляните-ка на эту вещь.  6. Укажите, когда не со словом пишется раздельно.  а) Постигла (не)удача;  б) (не)жалеет;  в) (не)ряшливый.

4. Укажите случаи написания частицы через дефис.

а) (Не)увидел;

б) захотел(бы);

в) сделал(то).

5. Укажите случаи неверного написания частиц.

а) Кое-где видны облачка.

б) Ты таки слово сдержал.

в) Едвали удастся увидеться.

г) Взгляните-ка на эту вещь.

6. Укажите, когда не со словом пишется раздельно.

а) Постигла (не)удача;

б) (не)жалеет;

в) (не)ряшливый.

 7. Укажите случаи, когда не является частицей и пишется раздельно.  а) (Не)забудем героев;  б) (не)ожиданный поворот;  в) ни с чем (не)сравнимое наслаждение;  г) стоять (не)подвижно.  8. Укажите частицу, которая может употребляться в побудительном предложении.  а) Даже;  б) только;  в) пусть.  9. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни .  а) Час был ... слишком поздний.  б) Нет ... солнца, ... света, ... тени.  в) ... работа сушит, а забота.  г) Девочка ... за что не хотела расстаться с куклой.

7. Укажите случаи, когда не является частицей и пишется раздельно.

а) (Не)забудем героев;

б) (не)ожиданный поворот;

в) ни с чем (не)сравнимое наслаждение;

г) стоять (не)подвижно.

8. Укажите частицу, которая может употребляться в побудительном предложении.

а) Даже;

б) только;

в) пусть.

9. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни .

а) Час был ... слишком поздний.

б) Нет ... солнца, ... света, ... тени.

в) ... работа сушит, а забота.

г) Девочка ... за что не хотела расстаться с куклой.

 10. Из каждой группы слов выпишите указательную частицу.  а) такой, так, вон, около, от;  б) все, вот, под, этот, туда;  в) он, ни, это, где, да.  11. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются частицами.  а) Пускай дежурные вытрут доску.  б) Не пускай козла в огород.  в) Коля хочет яблоко? Пускай возьмет!  г) Пускай мы расстались, но в сердце остались приятные воспоминания.  12. Укажите предложения с ошибками в употреблении формообразующих частиц.  а) Давай напишите заметку в газету.  б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.  в) Только сейчас я понял причину неудачи.  г) Как бы мне хотелось бы увидеть это б своими глазами б.

10. Из каждой группы слов выпишите указательную частицу.

а) такой, так, вон, около, от;

б) все, вот, под, этот, туда;

в) он, ни, это, где, да.

11. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются частицами.

а) Пускай дежурные вытрут доску.

б) Не пускай козла в огород.

в) Коля хочет яблоко? Пускай возьмет!

г) Пускай мы расстались, но в сердце остались приятные воспоминания.

12. Укажите предложения с ошибками в употреблении формообразующих частиц.

а) Давай напишите заметку в газету.

б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.

в) Только сейчас я понял причину неудачи.

г) Как бы мне хотелось бы увидеть это б своими глазами б.

 Найдите в предложениях частицы .  1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Крылов). 2. Это был точно Самсон Вырин (Пушкин). 3. Погиб и кормщик и пловец! – Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою (Пушкин). 4. Человек я прямой и даже грубоватый (М. Горький). 5. Вон одна звёздочка, вон другая, вон третья (Гончаров). 6. Наши дела очень плохи, нам просто жить нечем (Островский). 7. Теперь давай поговорим, что-нибудь придумаем (Чехов). 8. Часа в три мы снялись с якоря, пробыв ровно три часа в Нагасаки (Гончаров). 9. И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный? (Крылов). 10. Враги! Давно ли друг от друга их жажда крови отвела? (Пушкин).

Найдите в предложениях частицы .

1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Крылов). 2. Это был точно Самсон Вырин (Пушкин). 3. Погиб и кормщик и пловец! – Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою (Пушкин). 4. Человек я прямой и даже грубоватый (М. Горький). 5. Вон одна звёздочка, вон другая, вон третья (Гончаров). 6. Наши дела очень плохи, нам просто жить нечем (Островский). 7. Теперь давай поговорим, что-нибудь придумаем (Чехов). 8. Часа в три мы снялись с якоря, пробыв ровно три часа в Нагасаки (Гончаров). 9. И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный? (Крылов). 10. Враги! Давно ли друг от друга их жажда крови отвела? (Пушкин).

 Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Сделайте их морфологический разбор.  1. Скажи (ка), дядя, ведь (не) даром Москва, спалён..ая пожаром, французу отдан..а? (Лермонтов). 2. У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрел..ный, продымлён..ый, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особен..ое придумать, что (бы) стать настоящим героем (Симонов). 3. И жутко и сладко ей было в одно и то (же) время (Салтыков-Щедрин). 4. Я (не) против ф..нтастики сказок – они то (же) хорошее, добротное человеческое творчество (М. Горький). 5. Корвет порядочно (таки) качало (Станюкович). 6. Да, трепануло (таки) нас порядочно (Станюкович). 7. Послушай (ка), дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище? (Крылов). 8. Поди (тка) принеси огоньку зап..чатать письмо (Гоголь). 9. И он любил (таки) покушать (Станюкович). 10. Собака просто (таки) (не) терпела матросов (Станюкович). 11. Как (же) так (с)? (Дорошевич). 12. Выпей (ка) огуречн..го рас..олу с мёдом (Пушкин).

Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Сделайте их морфологический разбор.

1. Скажи (ка), дядя, ведь (не) даром Москва, спалён..ая пожаром, французу отдан..а? (Лермонтов). 2. У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрел..ный, продымлён..ый, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особен..ое придумать, что (бы) стать настоящим героем (Симонов). 3. И жутко и сладко ей было в одно и то (же) время (Салтыков-Щедрин). 4. Я (не) против ф..нтастики сказок – они то (же) хорошее, добротное человеческое творчество (М. Горький). 5. Корвет порядочно (таки) качало (Станюкович). 6. Да, трепануло (таки) нас порядочно (Станюкович). 7. Послушай (ка), дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище? (Крылов). 8. Поди (тка) принеси огоньку зап..чатать письмо (Гоголь). 9. И он любил (таки) покушать (Станюкович). 10. Собака просто (таки) (не) терпела матросов (Станюкович). 11. Как (же) так (с)? (Дорошевич). 12. Выпей (ка) огуречн..го рас..олу с мёдом (Пушкин).

13. А речка начинает, как (бы) с..рдясь на нас, громче шуметь (Тихонов). 14. Матросик так (таки) и обомлел (Станюкович). 15. Как (же) это так (с)! Палуба, можно сказать, в (не) котором роде (с) даже священ..ое место (с), а вы, с позволения сказать (с), плюётесь! Вы плюн..те (с), другой плюн..т (с) – во что обратит..ся тогда палуба (с)? (Станюкович). 16. Нет, я (таки) выдержал характер (Бунин). 17. Нет, я большой (таки) чудак (Чехов). 18. Но он всё (таки) продолжает, пока кто (то) (не) говорит: «Нет (ли) у вас чего (либо) поновее, доктор?» (Станюкович). 19. И всё (таки), и всё (же) река с рекою схожа (Татьяничева). 20. Тёркин будто (бы) рас..терян.. (Твардовский). 21. Выскакивают люди, озабочен..ые только тем, что (бы) их слыш..ли и вид..ли, выскакивают и засоряют яко (бы) «новыми», но пустыми словами простое и ясное (М. Горький). 22. – Это что (же) делается (то), а? – рас..троен..о и рас..терян..о заговорила Прасковья Ивановна (Лаптев). 23. Злодеи (не) злодеи, а твои ребята (таки) пошарили да порастаскали (Пушкин). 24. Деревья я (таки) ломать могу, а (не) согнул (н..) одного в дугу (Крылов). 25. Нет (ли) книги какой (нибудь) (на) счёт порядков жизни? Поучения, как жить? (М. Горький).