СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание  букв  Н-НН в  именах  прилагательных" 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных"»

Блиц – опрос  « Подскажи словечко » Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется _____ прилагательное Прилагательные согласуются ______ с существительными Правописание окончаний прилагательных следует проверять ___ по вопросу

Блиц – опрос « Подскажи словечко »

  • Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется _____

прилагательное

  • Прилагательные согласуются ______

с существительными

  • Правописание окончаний прилагательных следует проверять ___

по вопросу

Блиц – опрос  « Подскажи словечко » По значению прилагательные делятся на __ качественные, относительные, притяжательные Прилагательные имеют две формы ___ полную и краткую Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________ степени сравнения Самый распространённый способ образования прилагательных ____ суффиксальный

Блиц – опрос « Подскажи словечко »

  • По значению прилагательные делятся на __

качественные, относительные, притяжательные

  • Прилагательные имеют две формы ___

полную и краткую

  • Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________

степени сравнения

  • Самый распространённый способ образования прилагательных ____

суффиксальный

Какие суффиксы прилагательных вы знаете? - еньк-, -оват-, -н-, -ист-, -чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-
  • Какие суффиксы прилагательных вы знаете?

- еньк-, -оват-, -н-, -ист-, -чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-

 Прочитайте слова  и определите тему урока.   ЗИМ (Н, НН) ИЙ, ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ,   ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ, КОЖА (Н, НН) ЫЙ,   РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ,   ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ

Прочитайте слова и определите тему урока.

ЗИМ (Н, НН) ИЙ, ТРАВЯ (Н, НН) ОЙ,

ОРЛИ (Н, НН) ЫЙ, КОЖА (Н, НН) ЫЙ,

РЕМЕСЛЕ (Н, НН) ЫЙ, ЛУ (Н, НН) ЫЙ,

ЭКСКУРСИО (Н, НН) ЫЙ

 Правописание букв Н-НН   в именах прилагательных

Правописание букв Н-НН

в именах прилагательных

Познакомиться с правописанием букв Н – НН  в именах прилагательных, образованных от имён существительных; Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных;  Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.
  • Познакомиться с правописанием букв Н – НН

в именах прилагательных, образованных от имён существительных;

  • Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных;
  • Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.
Маршрутный лист  Ф.И. учащегося, число, тема 1. Станция «Исследовательская » 2. Станция «Теоретическая » Нет ошибок 1 3. Станция «Практическая »  4. Станция «Игровая »  5. Станция «Тестовая »  6. Станция «Творческая »

Маршрутный лист Ф.И. учащегося, число, тема

1. Станция «Исследовательская »

2. Станция «Теоретическая »

Нет ошибок

1

3. Станция «Практическая »

4. Станция «Игровая »

5. Станция «Тестовая »

6. Станция

«Творческая »

Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от  существительных.  Исключ .: стекл янн ый  олов янн ый  дерев янн ый  Н НН 1. -Н + Н- :  если корень слова  оканчивается на Н ;  1. -ИН- :  суффикс указывает на  принадлежность к живому  существу;  2. - ОНН-  2. - АН-(ЯН) :  прилагательные с этими  суффиксами обозначают  материал, из которого сделан  предмет.  3. - ЕНН- Исключ .: ветр ен ый  (но: без+ ветр енн ый)

Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от

существительных.

Исключ .: стекл янн ый

олов янн ый

дерев янн ый

Н

НН

1. -Н + Н- :

если корень слова

оканчивается на Н ;

1. -ИН- :

суффикс указывает на

принадлежность к живому

существу;

2. - ОНН-

2. - АН-(ЯН) :

прилагательные с этими

суффиксами обозначают

материал, из которого сделан

предмет.

3. - ЕНН-

Исключ .: ветр ен ый

(но: без+ ветр енн ый)

Запомни! Зеленый Синий Багряный Пряный Свиной Юный Румяный

Запомни!

  • Зеленый
  • Синий
  • Багряный
  • Пряный
  • Свиной
  • Юный
  • Румяный

От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах: мужество - …; туман - …  дерево - …; революция - …; кожа - …; серебро - …; лебедь - … .

От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:

мужество - …;

туман - …

дерево - …;

революция - …;

кожа - …;

серебро - …;

лебедь - … .

Маршрутный лист  Ф.И. учащегося, число, тема 1. Станция «Исследовательская » 2. Станция «Теоретическая » Нет ошибок 1 Всё понял 3. Станция «Практическая »  1  4. Станция «Игровая »  5. Станция «Тестовая »  6. Станция «Творческая »

Маршрутный лист Ф.И. учащегося, число, тема

1. Станция «Исследовательская »

2. Станция «Теоретическая »

Нет ошибок

1

Всё понял

3. Станция «Практическая »

1

4. Станция «Игровая »

5. Станция «Тестовая »

6. Станция

«Творческая »

Распредели слова в два столбика Станцио…ый, кури..ый, торжестве…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый

Распредели слова в два столбика

Станцио…ый, кури..ый, торжестве…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый

   Взаимопроверка станционный торжественный обеденный оловянный деревянный экскурсионный письменный стеклянный авиационный обыкновенный куриный овсяный шерстяной кожаный звериный торфяной песчаный костяной

  Взаимопроверка

станционный

торжественный

обеденный

оловянный

деревянный

экскурсионный

письменный

стеклянный

авиационный

обыкновенный

куриный

овсяный

шерстяной

кожаный

звериный

торфяной

песчаный

костяной

 оценка   Нет ошибок –  « 5 »  1-2 ошибки –  « 4 »  3-4 ошибки- « 3 »

оценка Нет ошибок « 5 » 1-2 ошибки « 4 » 3-4 ошибки- « 3 »

Маршрутный лист  Ф.И. учащегося, число, тема 1. Станция «Исследовательская » 2. Станция «Теоретическая » Нет ошибок 1 Нет ошибок 3. Станция «Практическая »  1  4. Станция «Игровая »  Нет ошибок 5 5. Станция «Тестовая »  6. Станция «Творческая »

Маршрутный лист Ф.И. учащегося, число, тема

1. Станция «Исследовательская »

2. Станция «Теоретическая »

Нет ошибок

1

Нет ошибок

3. Станция «Практическая »

1

4. Станция «Игровая »

Нет ошибок

5

5. Станция «Тестовая »

6. Станция

«Творческая »

Буквенный диктант Заполнить таблицу: Н или НН  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Буквенный диктант

  • Заполнить таблицу: Н или НН
  • 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буквенный диктант Проверка:  1 2 НН Н 3 4 НН Н 5 6 Н НН 7 8 Н Н 9 10 НН Н

Буквенный диктант

  • Проверка:
  • 1

2

НН

Н

3

4

НН

Н

5

6

Н

НН

7

8

Н

Н

9

10

НН

Н

Самооценка   Нет ошибок –  « 5 »  1-2 ошибки –  « 4 »  3-4 ошибки- « 3 »

Самооценка Нет ошибок « 5 » 1-2 ошибки « 4 » 3-4 ошибки- « 3 »

Маршрутный лист  Ф.И. учащегося, число, тема 1. Станция «Исследовательская » 2. Станция «Теоретическая » Нет ошибок 1 Нет ошибок 3. Станция «Практическая »  1  4. Станция «Игровая »  Нет ошибок 5 Нет ошибок 5. Станция «Тестовая »  5 6. Станция «Творческая »

Маршрутный лист Ф.И. учащегося, число, тема

1. Станция «Исследовательская »

2. Станция «Теоретическая »

Нет ошибок

1

Нет ошибок

3. Станция «Практическая »

1

4. Станция «Игровая »

Нет ошибок

5

Нет ошибок

5. Станция «Тестовая »

5

6. Станция

«Творческая »

 «Проверь себя» 1.тума…ая погода 2.ветре…ый день 3.пря…ый запах 4.кури…ый бульон 5.маши…ая работа 6.болезне…ое состояние 7.здание совреме…о 8.стари…ые часы  9.ю…ое лицо 10.ледя…ая гора 11.вещь це…а 12.петуши…ые бои 13.жестя…ая коробочка 14.жизне…ая драма 15.величестве...ая колонна 16.лебеди…ый крик

«Проверь себя»

  • 1.тума…ая погода
  • 2.ветре…ый день
  • 3.пря…ый запах
  • 4.кури…ый бульон
  • 5.маши…ая работа
  • 6.болезне…ое состояние
  • 7.здание совреме…о
  • 8.стари…ые часы
  • 9.ю…ое лицо
  • 10.ледя…ая гора
  • 11.вещь це…а
  • 12.петуши…ые бои
  • 13.жестя…ая коробочка
  • 14.жизне…ая драма
  • 15.величестве...ая колонна
  • 16.лебеди…ый крик

Самопровека туманная ветреный пряный куриный машинная болезненное современно старинные  юное ледяная ценна петушиный жестяная жизненная величественная лебединый

Самопровека

  • туманная
  • ветреный
  • пряный
  • куриный
  • машинная
  • болезненное
  • современно
  • старинные
  • юное
  • ледяная
  • ценна
  • петушиный
  • жестяная
  • жизненная
  • величественная
  • лебединый

Самооценка  «5» - за 14-16 правильных ответов «4» - за 11 -13 правильных ответов  «3» - за 8- 10 правильных ответов  «2» - за 5 - 7 правильных ответов «1» - за 4 и менее правильных ответов

Самооценка

  • «5» - за 14-16 правильных ответов
  • «4» - за 11 -13 правильных ответов
  • «3» - за 8- 10 правильных ответов
  • «2» - за 5 - 7 правильных ответов
  • «1» - за 4 и менее правильных ответов
Маршрутный лист  Ф.И. учащегося, число, тема 1. Станция «Исследовательская » Нет ошибок 2. Станция «Теоретическая » 1 Нет ошибок 3. Станция «Практическая »  1  4. Станция «Игровая »  Нет ошибок 5 Нет ошибок 5. Станция «Тестовая »  5 6. Станция «Творческая » Нет ошибок  5

Маршрутный лист Ф.И. учащегося, число, тема

1. Станция «Исследовательская »

Нет ошибок

2. Станция «Теоретическая »

1

Нет ошибок

3. Станция «Практическая »

1

4. Станция «Игровая »

Нет ошибок

5

Нет ошибок

5. Станция «Тестовая »

5

6. Станция

«Творческая »

Нет ошибок

5

  Мало кого уже уд..вляет слово «хризантема» в переводе с древн..греческого звучит как «золотой цветок». В странах востока с этим р..стением связывают и необыкновенную радость, и истинную печаль, и глубочайш.. скор..ь.  Одно из преданий ст..рины рассказывает, что в третьем веке до нашей эры император без сердца, без жалости узнал о существовании цветка неземной, божественной красоты, который рос на одном из островов, хранящих множество тайн. Мудрец.. говорили, что из этого растения можно было приготовить чудесный на вкус эликсир, помогающий и..бавиться от неизлечимых болезней и уйти от смерти без врем..ни. Но только искренний человек мог прик..снуться к цветку с чудесным действием.  Триста доблес (?)ных юношей и прекрас(?)ных девушек отправились за сокровищем, не имеющим цены. Но могущественному императору так и не удалось дождат(?)ся возвращения смельчаков.  На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцативековая золотая хризантема.

Мало кого уже уд..вляет слово «хризантема» в переводе с древн..греческого звучит как «золотой цветок». В странах востока с этим р..стением связывают и необыкновенную радость, и истинную печаль, и глубочайш.. скор..ь.

Одно из преданий ст..рины рассказывает, что в третьем веке до нашей эры император без сердца, без жалости узнал о существовании цветка неземной, божественной красоты, который рос на одном из островов, хранящих множество тайн. Мудрец.. говорили, что из этого растения можно было приготовить чудесный на вкус эликсир, помогающий и..бавиться от неизлечимых болезней и уйти от смерти без врем..ни. Но только искренний человек мог прик..снуться к цветку с чудесным действием.

Триста доблес (?)ных юношей и прекрас(?)ных девушек отправились за сокровищем, не имеющим цены. Но могущественному императору так и не удалось дождат(?)ся возвращения смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцативековая золотая хризантема.

Подчёркнутые словосочетания замените словосочетанием «прил. + сущ.» Предание старины – старинное предание Остров, хранящий тайну – таинственный остров Смерть без времени – безвременная смерть Цветок с чудесным действием - чудодейственный цветок Сокровище, не имеющее цены – бесценное сокровище.

Подчёркнутые словосочетания замените словосочетанием «прил. + сущ.»

  • Предание старины – старинное предание
  • Остров, хранящий тайну – таинственный остров
  • Смерть без времени – безвременная смерть
  • Цветок с чудесным действием - чудодейственный цветок
  • Сокровище, не имеющее цены – бесценное сокровище.
Объясните постановку знака препинания в предпоследнем предложении. На островах возникло новое государство – Япония.

Объясните постановку знака препинания в предпоследнем предложении.

На островах возникло новое государство – Япония.

Сколько в тексте прилагательных с орфограммой « Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных »? Необыкнов енн ая, истин н ая, незем н ой, божеств енн ой, искр енн ий, чудес н ым, доблест н ых, прекрас н ых, могуществ енн ому

Сколько в тексте прилагательных с орфограммой « Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных »?

  • Необыкнов енн ая,
  • истин н ая,
  • незем н ой,
  • божеств енн ой,
  • искр енн ий,
  • чудес н ым,
  • доблест н ых,
  • прекрас н ых,
  • могуществ енн ому
Подведение итогов. Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв Н или НН в прилагательных? В каких суффиксах пишется одна буква Н? В каких суффиксах пишется две буквы НН? Назовите слова – исключения.

Подведение итогов.

  • Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв Н или НН в прилагательных?
  • В каких суффиксах пишется одна буква Н?
  • В каких суффиксах пишется две буквы НН?
  • Назовите слова – исключения.
Поздравляю с удачным приобретением знаний!

Поздравляю с удачным приобретением знаний!

Маршрутный лист  Ф.И. учащегося, число, тема 1. Станция «Исследовательская » Нет ошибок 2. Станция «Теоретическая » Нет ошибок 1 3. Станция «Практическая »  1 4. Станция «Игровая »   Нет ошибок 5 Нет ошибок 5. Станция «Тестовая »  5 6. Станция «Творческая » Нет ошибок  5 5 + 3

Маршрутный лист Ф.И. учащегося, число, тема

1. Станция «Исследовательская »

Нет ошибок

2. Станция «Теоретическая »

Нет ошибок

1

3. Станция «Практическая »

1

4. Станция «Игровая »

Нет ошибок

5

Нет ошибок

5. Станция «Тестовая »

5

6. Станция

«Творческая »

Нет ошибок

5

5 + 3

РЕФЛЕКСИЯ  Выбери  утверждение, которым тебе хотелось бы закончить урок:  У меня не было затруднений. Я только слушал предложения и ответы других. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал. Я сам не мог справиться с заданиями.   Я доволен собой и своей работой.  

РЕФЛЕКСИЯ

Выбери  утверждение, которым тебе хотелось бы закончить урок:

  • У меня не было затруднений.
  • Я только слушал предложения и ответы других.
  • Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
  • Я сам не мог справиться с заданиями.
  •   Я доволен собой и своей работой.

 

Домашнее задание (на выбор) Составьте диктант на Н и НН в прилагательных (30 слов). Выполните упражнение № 279 (по заданию)

Домашнее задание (на выбор)

  • Составьте диктант на Н и НН в прилагательных (30 слов).
  • Выполните упражнение № 279 (по заданию)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!