СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Звуки гласные и согласные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Звуки гласные и согласные"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Звуки гласные и согласные"»

Урок русского языка по теме: «Звуки гласные и согласные » 5 класс Подготовила учитель русского языка  МКОУ СОШ №10 Погорелова Валентина Николаевна

Урок русского языка

по теме:

«Звуки гласные и согласные »

5 класс

Подготовила учитель русского языка

МКОУ СОШ №10 Погорелова Валентина Николаевна

Фонетическая разминка.   - Что общего в словах радость и музыка ?  - А что общего в этих словах с точки зрения фонетики?

Фонетическая разминка.

  • - Что общего в словах радость и музыка ?
  • - А что общего в этих словах с точки зрения фонетики?
Тема урока: «Звуки речи»

Тема урока:

«Звуки речи»

Цель урока: Знать: .... Уметь: ….  ( Цели формулируют учащиеся)

Цель урока:

  • Знать: ....
  • Уметь: ….

( Цели формулируют учащиеся)

Сколько на свете звуков? Сколько в снегу – снежинок, Сколько в дожде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки.

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу – снежинок,

Сколько в дожде – дождинок,

Сколько в песке – песчинок.

Сколько звуков у речи?

Сколько струек у речки.

Создание речевой ситуации:   Представьте, что вы должны заменить заболевшего учителя в 1-м классе. Начертите на доске схему «Звуки речи» и объясните первоклассникам новый материал.

Создание речевой ситуации:

  • Представьте, что вы должны заменить заболевшего учителя в 1-м классе. Начертите на доске схему «Звуки речи» и объясните первоклассникам новый материал.
Звуки речи Согласные  Гласные ? Твёрдые  Глухие  Звонкие Мягкие

Звуки речи

Согласные

Гласные

?

Твёрдые

Глухие

Звонкие

Мягкие

« Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам ответить на вопрос: «Кто из нас важнее: гласные и согласные?».
  • « Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам ответить на вопрос: «Кто из нас важнее: гласные и согласные?».
Отгадайте песню   В лс рдлсь лчк. В лс рсл Ио и ео оая .  Какие звуки важнее: гласные или согласные? Как же мы ответим на письмо?

Отгадайте песню

  •   В лс рдлсь лчк.
  • В лс рсл
  • Ио и ео оая .
  • Какие звуки важнее: гласные или согласные? Как же мы ответим на письмо?
Эксперимент –  это научный опыт.

Эксперимент – это научный опыт.

  Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь… Какие качества звуков обыгрываются в данном отрывке?
  •   Гласные тянутся к песенке звонкой,
  • Могут заплакать и закричать,
  • Могут в кроватке баюкать ребенка,
  • Но не желают свистеть и ворчать.
  • А согласные согласны
  • Шелестеть, шептать, скрипеть,
  • Даже фыркать и шипеть,
  • Но не хочется им петь…

Какие качества звуков обыгрываются в данном отрывке?

звуки Г Л А С Н Ы Е [ и ]  [ ы ]  [ у ]  [ э ]    [ о ]  [ а ] буквы а о и е ё э ы у ю я Почему букв больше, чем звуков?  Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают те же звуки, что и буквы э, о, у, а, только они имеют ещё одну функцию – указывают на мягкость предыдущего согласного.

звуки

Г

Л

А

С

Н

Ы

Е

[ и ] [ ы ] [ у ]

[ э ] [ о ]

[ а ]

буквы

а о и е ё

э ы у ю я

Почему букв больше, чем звуков?

Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают те же звуки, что и буквы э, о, у, а, только они имеют ещё одну функцию – указывают на мягкость предыдущего согласного.

Произнесите вместе с этим забавным человечком гласные звуки( рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Ощутили ли вы преграду при произнесении гласных звуков? А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком. Их в русском языке 36. Какие препятствия встречаются при образовании согласных звуков?
  • Произнесите вместе с этим забавным человечком гласные звуки( рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Ощутили ли вы преграду при произнесении гласных звуков? А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком. Их в русском языке 36. Какие препятствия встречаются при образовании согласных звуков?
Домик согласных звуков:

Домик согласных звуков:

Домик согласных звуков:

Домик согласных звуков:

  Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные

Фока,  хочешь поесть щец?

Фока, хочешь поесть щец?

Ф … к … ,  х … ч … ш … п …… ст … щ … ц?

Ф … к … , х … ч … ш … п …… ст … щ … ц?

Запись новых слов : Классификация , сонорные.

Запись новых слов :

  • Классификация , сонорные.
Согласный звонкий – хлопок над головой;  согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд ; гласный – руки в сторону .
  • Согласный звонкий хлопок над головой;
  • согласный глухой присесть, вытянув руки вперёд ;
  • гласный – руки в сторону .

[р], [с’], [м]  Охарактеризуйте согласные звуки по плану: 1) твёрдый или мягкий, парный или непарный; 2) звонкий или глухой, парный или непарный.

[р], [с’], [м]

  • Охарактеризуйте согласные звуки по плану:
  • 1) твёрдый или мягкий, парный или непарный;
  • 2) звонкий или глухой, парный или непарный.
Занимательная лингвистика   Луна или Марс? Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал: «Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов». Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков

Занимательная лингвистика

Луна или Марс?

  • Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал: «Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов». Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков
Работа со скороговорками 1) Идет с козой косой козел. 2) На семеро саней по семеро в сани уселись сами. 3) Сеня в сани сено нес – щекотало щеки, нос. 4) Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла. Задание . Выпишите сначала слова, различающиеся только звонким и глухим согласными, затем твердым и мягким согласными. Имейте в виду: нужные слова есть не в каждой скороговорке.

Работа со скороговорками

  • 1) Идет с козой косой козел. 2) На семеро саней по семеро в сани уселись сами. 3) Сеня в сани сено нес – щекотало щеки, нос. 4) Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла.
  • Задание . Выпишите сначала слова, различающиеся только звонким и глухим согласными, затем твердым и мягким согласными. Имейте в виду: нужные слова есть не в каждой скороговорке.
Задание на дом : § 30, ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» (I, II), задание 146.
  • Задание на дом : § 30,
  • ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» (I, II), задание 146.
Итоги урока: Узнали:  … . 2. Научились:  … .

Итоги урока:

  • Узнали:

… .

2. Научились:

… .

Самооценка .     1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. ( 5 баллов ) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.( 4 балла ) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.( 3 балла ) 4.Я ничего не понял. ( 2 балла )

Самооценка .

  • 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. ( 5 баллов )
  • 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.( 4 балла )
  • 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.( 3 балла )
  • 4.Я ничего не понял. ( 2 балла )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!