Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Звуки гласные и согласные"»
Урок русского языка
по теме:
«Звуки гласные и согласные »
5 класс
Подготовила учитель русского языка
МКОУ СОШ №10 Погорелова Валентина Николаевна
Фонетическая разминка.
- - Что общего в словах радость и музыка ?
- - А что общего в этих словах с точки зрения фонетики?
Тема урока:
«Звуки речи»
Цель урока:
( Цели формулируют учащиеся)
Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу – снежинок,
Сколько в дожде – дождинок,
Сколько в песке – песчинок.
Сколько звуков у речи?
Сколько струек у речки.
Создание речевой ситуации:
- Представьте, что вы должны заменить заболевшего учителя в 1-м классе. Начертите на доске схему «Звуки речи» и объясните первоклассникам новый материал.
Звуки речи
Согласные
Гласные
?
Твёрдые
Глухие
Звонкие
Мягкие
- « Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам ответить на вопрос: «Кто из нас важнее: гласные и согласные?».
Отгадайте песню
- В лс рдлсь лчк.
- В лс рсл
- Ио и ео оая .
- Какие звуки важнее: гласные или согласные? Как же мы ответим на письмо?
Эксперимент – это научный опыт.
- Гласные тянутся к песенке звонкой,
- Могут заплакать и закричать,
- Могут в кроватке баюкать ребенка,
- Но не желают свистеть и ворчать.
- А согласные согласны
- Шелестеть, шептать, скрипеть,
- Даже фыркать и шипеть,
- Но не хочется им петь…
Какие качества звуков обыгрываются в данном отрывке?
звуки
Г
Л
А
С
Н
Ы
Е
[ и ] [ ы ] [ у ]
[ э ] [ о ]
[ а ]
буквы
а о и е ё
э ы у ю я
Почему букв больше, чем звуков?
Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают те же звуки, что и буквы э, о, у, а, только они имеют ещё одну функцию – указывают на мягкость предыдущего согласного.
- Произнесите вместе с этим забавным человечком гласные звуки( рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Ощутили ли вы преграду при произнесении гласных звуков? А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком. Их в русском языке 36. Какие препятствия встречаются при образовании согласных звуков?
Домик согласных звуков:
Домик согласных звуков:
Звонкие и глухие согласные
Фока, хочешь поесть щец?
Ф … к … , х … ч … ш … п …… ст … щ … ц?
Запись новых слов :
- Классификация , сонорные.
- Согласный звонкий – хлопок над головой;
- согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд ;
- гласный – руки в сторону .
[р], [с’], [м]
- Охарактеризуйте согласные звуки по плану:
- 1) твёрдый или мягкий, парный или непарный;
- 2) звонкий или глухой, парный или непарный.
Занимательная лингвистика
Луна или Марс?
- Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал: «Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов». Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков
Работа со скороговорками
- 1) Идет с козой косой козел. 2) На семеро саней по семеро в сани уселись сами. 3) Сеня в сани сено нес – щекотало щеки, нос. 4) Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла.
- Задание . Выпишите сначала слова, различающиеся только звонким и глухим согласными, затем твердым и мягким согласными. Имейте в виду: нужные слова есть не в каждой скороговорке.
- Задание на дом : § 30,
- ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» (I, II), задание 146.
Итоги урока:
… .
2. Научились:
… .
Самооценка .
- 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. ( 5 баллов )
- 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.( 4 балла )
- 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.( 3 балла )
- 4.Я ничего не понял. ( 2 балла )