Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Основные способы словообразования"»
Основные способы
словообразования
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Суффиксальный
Слова образуются с помощью присоединения суффикса к исходной части слова.
Мяч мячик
Синь синева
Котенок котеночек
Приставочный
Слова образуются с помощью присоединения приставки к исходной части слова.
Бес + порядок
Не + друг
Под + заголовок
Приставочно-суффиксальный
- Слова образуются с помощью одновременного присоединения суффикса и приставки к исходной части слова.
Под + окно + ник подоконник
Без + работа + иц (а) безработица
Не + стабильный + ость нестабильность
Способы
сложения
Сложение с
соединительной
гласной
Сложение без
соединительной
гласной
Сложение с
одновременным
присоединением
суффикса
Сложение с соединительной гласной
- Происходит сложение основ двух самостоятельных слов с помощью гласной:
Сухие + о + фрукты сухофрукты
Груз + о +отправитель грузоотправитель
Сложение без соединительной гласной
Сберегательный + банк сбербанк
Плащ + палатка плащ-палатка
Сложение с одновременным присоединением суффикса
Сок + о + выжимать + лк (а)
соковыжималка
Земля + е + мерить + ер землемер
Задание №1. Замените одним словом:
Пить чай
Помогать взаимно
Любить труд
Люди с одной фамилией
Любить свободу
Тот, кто ходит пешком
Любить жизнь
Лес и степь
Новая стройка
Ученик старшего класса
Пишущий басню
Трясение земли
Проверяем:
Пить чай чаепитие
Помогать взаимно взаимопомощь
Любить труд трудолюбие
Люди с одной фамилией однофамильцы
Любить свободу свободолюбие
Тот, кто ходит пешком пешеход
Любить жизнь жизнелюбие
Лес и степь лесостепь
Новая стройка новостройка
Ученик старшего класса старшеклассник
Пишущий басню баснописец
Трясение земли землетрясение
Задание 2. Найдите слова, образованные способами сложения
1 вариант . Исследователь, водопад, лесоруб, закрепитель, выключатель, птицелов, атомоход, учетчик, летчик, РФ.
2 вариант . Кашевар, обозреватель, газопровод, глазомер, заготовитель, пчеловод, луноход, путешествовать, газетчик, ТЮЗ.
Выписать слова, соответствующие схемам: пол + +а, полу + +
Я надул с утра полшины,
Вытер тряпкой полмашины,
Пол-игры сыграл в футбол,
Полсела за кошкой брел.
Много сделал разных дел:
Пол-урока отсидел,
Быстро сделал полпримера,
Прочитал пол- «Пионера»,
В магазин пришлось пойти,
Но вернулся с полпути.
Мух ловил я полчаса, -
Тут и ужин начался…
- Ты, привыкший к половинам,
- После стольких полудел
- Съел пол-ужина? Скажи нам!
- Нет, я ужин целый съел!