СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Основные способы словообразования"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана к уроку русского языка "Основные способы словообразования" (программа М.М. Разумовской) и содержит теоретический материал (схемы) и упражнения для отработки навыков по теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Основные способы словообразования"»

Основные способы словообразования Суффиксальный Приставочный Приставочно-суффиксальный

Основные способы

словообразования

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

 Суффиксальный   Слова образуются с помощью присоединения суффикса к исходной части слова. Мяч мячик Синь синева Котенок котеночек

Суффиксальный

Слова образуются с помощью присоединения суффикса к исходной части слова.

Мяч мячик

Синь синева

Котенок котеночек

Приставочный Слова образуются с помощью присоединения приставки к исходной части слова. Бес + порядок Не + друг Под + заголовок

Приставочный

Слова образуются с помощью присоединения приставки к исходной части слова.

Бес + порядок

Не + друг

Под + заголовок

Приставочно-суффиксальный Слова образуются с помощью одновременного присоединения суффикса и приставки к исходной части слова. Под + окно + ник подоконник Без + работа + иц (а) безработица Не + стабильный + ость нестабильность

Приставочно-суффиксальный

  • Слова образуются с помощью одновременного присоединения суффикса и приставки к исходной части слова.

Под + окно + ник подоконник

Без + работа + иц (а) безработица

Не + стабильный + ость нестабильность

Способы сложения Сложение с соединительной гласной Сложение без соединительной гласной Сложение с одновременным присоединением суффикса

Способы

сложения

Сложение с

соединительной

гласной

Сложение без

соединительной

гласной

Сложение с

одновременным

присоединением

суффикса

Сложение с  соединительной  гласной Происходит сложение основ двух самостоятельных слов с помощью гласной: Сухие + о + фрукты сухофрукты Груз + о +отправитель грузоотправитель

Сложение с соединительной гласной

  • Происходит сложение основ двух самостоятельных слов с помощью гласной:

Сухие + о + фрукты сухофрукты

Груз + о +отправитель грузоотправитель

Сложение без  соединительной  гласной Сберегательный + банк сбербанк Плащ + палатка плащ-палатка

Сложение без соединительной гласной

Сберегательный + банк сбербанк

Плащ + палатка плащ-палатка

Сложение с одновременным  присоединением суффикса   Сок + о + выжимать + лк (а) соковыжималка Земля + е + мерить + ер землемер

Сложение с одновременным присоединением суффикса

Сок + о + выжимать + лк (а)

соковыжималка

Земля + е + мерить + ер землемер

   Задание №1.  Замените одним словом: Пить чай Помогать взаимно Любить труд Люди с одной фамилией Любить свободу Тот, кто ходит пешком

Задание №1. Замените одним словом:

Пить чай

Помогать взаимно

Любить труд

Люди с одной фамилией

Любить свободу

Тот, кто ходит пешком

Любить жизнь Лес и степь Новая стройка Ученик старшего класса Пишущий басню Трясение земли

Любить жизнь

Лес и степь

Новая стройка

Ученик старшего класса

Пишущий басню

Трясение земли

Проверяем: Пить чай чаепитие Помогать взаимно взаимопомощь Любить труд трудолюбие Люди с одной фамилией однофамильцы Любить свободу свободолюбие Тот, кто ходит пешком пешеход

Проверяем:

Пить чай чаепитие

Помогать взаимно взаимопомощь

Любить труд трудолюбие

Люди с одной фамилией однофамильцы

Любить свободу свободолюбие

Тот, кто ходит пешком пешеход

Любить жизнь жизнелюбие Лес и степь лесостепь Новая стройка новостройка Ученик старшего класса старшеклассник Пишущий басню баснописец Трясение земли землетрясение

Любить жизнь жизнелюбие

Лес и степь лесостепь

Новая стройка новостройка

Ученик старшего класса старшеклассник

Пишущий басню баснописец

Трясение земли землетрясение

Задание 2.  Найдите слова, образованные способами сложения 1 вариант . Исследователь, водопад, лесоруб, закрепитель, выключатель, птицелов, атомоход, учетчик, летчик, РФ. 2 вариант . Кашевар, обозреватель, газопровод, глазомер, заготовитель, пчеловод, луноход, путешествовать, газетчик, ТЮЗ.

Задание 2. Найдите слова, образованные способами сложения

1 вариант . Исследователь, водопад, лесоруб, закрепитель, выключатель, птицелов, атомоход, учетчик, летчик, РФ.

2 вариант . Кашевар, обозреватель, газопровод, глазомер, заготовитель, пчеловод, луноход, путешествовать, газетчик, ТЮЗ.

Выписать слова, соответствующие схемам: пол + +а, полу + + Я надул с утра полшины, Вытер тряпкой полмашины, Пол-игры сыграл в футбол, Полсела за кошкой брел. Много сделал разных дел: Пол-урока отсидел, Быстро сделал полпримера, Прочитал пол- «Пионера»,

Выписать слова, соответствующие схемам: пол + +а, полу + +

Я надул с утра полшины,

Вытер тряпкой полмашины,

Пол-игры сыграл в футбол,

Полсела за кошкой брел.

Много сделал разных дел:

Пол-урока отсидел,

Быстро сделал полпримера,

Прочитал пол- «Пионера»,

В магазин пришлось пойти, Но вернулся с полпути. Мух ловил я полчаса, - Тут и ужин начался… Ты, привыкший к половинам, После стольких полудел Съел пол-ужина? Скажи нам! Нет, я ужин целый съел!

В магазин пришлось пойти,

Но вернулся с полпути.

Мух ловил я полчаса, -

Тут и ужин начался…

  • Ты, привыкший к половинам,
  • После стольких полудел
  • Съел пол-ужина? Скажи нам!
  • Нет, я ужин целый съел!