СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Свободное падение" 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, разработанный и проведенный

учителем физики Белой Е. И.

в 9 «А» классе 29.10.2013г.

Тема урока: «Свободное падение».

Цели:

·         образовательная – сформировать у учащихся понятие  свободного  падения тел через проведение исследований, показывающих несоответствие их житейского опыта и научных знаний; дать понятие ускорение свободного падения; связать формулы прямолинейного равноускоренного движения и свободного падения, сформировать умения и навыки для применения знаний в конкретных ситуациях;

·         развивающая – развивать умение мыслить, анализировать, обобщать; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развивать навыки практического труда, формировать чувства новизны и любознательности; развивать самостоятельность, творческое начало, кругозор; показать связь литературы (пословиц) и физики;

·         воспитательная – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место, стремление к достижению поставленной цели.

 

Тип урока – комбинированный, т. е. урок обобщения и систематизации знаний с элементами объяснения нового материала.

 

    Вид  урока:  урок нетрадиционной формы –  урок – путешествие.

    Методы обучения: - диалогический (с обратной словесной связью),

                                       - проблемный (создание проблемной ситуации),

                                       - частично – поисковый  (побуждение к решению проблем-    

                                         ной  ситуации  с помощью поисковой деятельности),

                                       - практический  (проведение экспериментальных опытов, 

                                         решение упражнений);

- метод активного обучения – имитационный (игра).

Применяемые технологии обучения:

    - компьютерная (в течение всего урока);

    - игровая технология (в течение всего урока); 

    - технология проблемного обучения (на этапе формирования новых ЗУНов);

    - групповая технология + технология сотрудничества (в течение всего урока);

    - тестовая  (на этапе  актуализации знаний).

Оборудование:

    - компьютер, проектор, экран;

    - листы для проверки знаний на этапе актуализации знаний – 6;

    - листы с указанием № группы на столах;

     Учащиеся  распределены на 5 групп по 5 человек.

     На экране слайд №1(титульный).                                                                                                     

ПЛАН УРОКА.

I. Организационный момент (7 мин.)

1) мобилизующее начало (проверка готовности к уроку)(2 мин).

    Учитель: Сегодня у нас необычный  урок – путешествие «По страницам физики»,

и для его проведения вы разбиты на группы. Выберите, кто в каждой группе за

что будет отвечать: командир, ответственные за опыты (3 чел.), ответственный за решения задач. Ребятам выдаются эмблемы с указанием их рода деятельности в группе.

      С нами путешествовать  будут ученые, с именами которых мы уже познакомились, изучая физику. Это – Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Эванджелиста Торричелли,  Андре Ампер, Архимед, Галилео Галилей.

      На экране слайд №2.

     Давайте вспомним, какие важные открытия этих ученых мы уже изучили.

          2) актуализация знаний (5 мин).

  Учитель: Отправляемся в путь. Начнем урок с повторения. Как называлась

прошлая тема?

  Ученики: Законы Ньютона.

  Учитель: Повторим тему с помощью тестов. Выберите ученого, который откроет нам 1 страницу в нашем путешествии. (Выбрать можно любого, клик на его фото, и страница переворачивается).

  На экране слайд №3.

  Посмотрите, какую пословицу он нам подготовил: «Повторение – мать учения», а ведь она напрямую связана с тем, что мы сейчас собираемся делать – ПОВТОРЯТЬ! 

  Учитель: Для этого у вас на столах находятся  компьютеры.  Идет фронтальный опрос с применением тестовой  технологии и ИКТ.

   Пролистать вопросы без ответов, группы дают на листах ответы. Листы собираются, проверяется правильность ответов с помощью компьютера.

 

Компьютерная и тестовая технологии обучения.     

Открываются слайды  4 – 8.

 

  1. Если на тело не действуют другие тела или действуют, но сумма сил

равна нулю (действие тел скомпенсировано), то тело…

 

 
   

1.      Обязательно движется по инерции.

2.      Движется, но обязательно остановится.

3.      Обязательно покоится.

4.      Движется равномерно и прямолинейно или покоится.  

  1. На рисунке показаны направления действия

     векторов скорости и ускорения мяча. Какое

          из направлений на рисунке имеет вектор

равнодействующей всех сил, приложенных к мячу?

1.      1       2. 2        3. 3       4. 4                

3.Два мальчика растягивают динамометр. Каждый прикладывает силу

   100Н.    Что покажет динамометр?

    1. 100Н     2. 200Н       3. 0       4. Нет верного ответа

4. Как будет двигаться тело массой 4 кг под действием постоянной силы 2 Н?

   1. Равноускорено, с ускорением 0,5 м/с2

     2. Равномерно, со скоростью 2 м/с

   3. Равномерно, со скоростью 0,5 м/с

   4. Равноускорено, с ускорением 2 м/с2

5.      Укажите верную запись формулы для 2 закона Ньютона.

1.      а =      2.  m =     3. а =   4. F = mа

II. Формирование новых ЗУНов (20 мин).

Учитель: давайте перейдем на  следующую страницу.

На экране слайд №9. Выберите ученого, который откроет нам эту страницу

(клик на его фото, и страница переворачивается).

На экране слайд №10. Открывается пословица «У пространства нет предела,

а у знаний  нет размера». Пословица говорит, что приступаем к изучению новой темы.

Итак, запишите в тетради название «Свободное падение».

Учитель: перелистнем страницу дальше.

На экране слайд №11. Выберите ученого (клик на его фото, и страница переворачивается).

На экране слайд №12. Открывается высказывание «Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти». 

1). Мотивация (5 мин.)

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Что у вас на столах?

Ученики: Кружки (диски) из  пластмассы, толстого картона или фанеры.             

Учитель: Что бы вам хотелось с ними сделать?

Ученики: Бросить. Посмотреть, как они будут падать.

Учитель (проблемный вопрос): Что сейчас мы сможем выяснить?

Ученики: Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?

На экране слайд №13.

Учитель: Тогда выбираем ученого, чтобы он нам перевернул страницу (клик на его фото, и страница переворачивается).

На экране слайд №14. Открывается пословица «Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений» Учитель: Постарайтесь найти решение нашей проблемы в каждой группе.

Технология проблемного обучения.

             Проблемные опыты:

Опыт 1.(тела разных масс падают раздельно)

  Возьмите небольшие диски из пластмассы, толстого картона или фанеры. Поднимите их, держа в разных руках, на одинаковую высоту и одновременно отпустите.     

  Учитель: Что вы заметили?

  Ученики: Тяжелый диск упал быстрее, чем легкий.

  Учитель:  Какие силы действуют на каждый диск?

  Ученики: На каждый диск действуют при падении одновременно две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха.

   Слайд №15. Перелистнем страницу (клик на фото ученого).

   На экране слайд №16. Открывается пословица «Лучше один раз увидеть, чем услышать».

   Слайд №17 – видео «Падение разных тел».

Учитель: А что можно сказать о скорости падающих тел?

Ученики: Т.к. тела прошли один и тот же путь за разное время, значит, скорости их

различны, ведь начальная скорость была одинаковой и равной нулю. Скорость изменилась по модулю. Значит, тела получили ускорения. Следовательно, это движение ускоренное (1 доказательство).

Учитель: Сила тяжести вблизи поверхности Земли постоянна, а величина силы сопротивления на разные тела различна. Равнодействующая этих двух сил задает разным телам различные ускорения.

Слайд №18 – видео «Скорость при падении тел».

   Вывод: Сила сопротивления – причина неодновременного падения тел разных масс.

  

Слайд №19. Опыт 2 (тела одинаковой массы, но разной формы)

Учитель: Бросьте одновременно 2 одинаковых листа бумаги, только один скомканный, а другой – ровный. Что вы заметили?

Ученики: Время падения листов различное.

Учитель: Что вы скажете о массах этих листов?

Ученики: Массы одинаковые.

Учитель: Почему тогда так получилось?

Ученики: Сопротивление воздуха на ровный лист больше, чем на скомканный, т.к. площади поверхности у них разные.

Опыт 3 (тела разных масс падают, как одно целое)

Учитель: Положите легкий бумажный диск на более тяжелый пластмассовый или фанерный, поднимите их на высоту и одновременно отпустите.

Учитель: Что вы заметили?

Ученики: Тела упали одновременно.

Вывод: Здесь сопротивление воздуха действует только на тяжёлый нижний диск, а сила тяжести сообщает телам равные ускорения в независимости от их масс.

Учитель: Какое заключение можно сделать из этих опытов?

Вывод: На падение тел влияет сила сопротивления воздуха.

Учитель: Какую цель урока мы можем поставить сегодня?

Ученики: Выяснить:

                 – как падают тела;

                 – от чего зависит время их падения;

                 – что будет, если не учитывать силу сопротивления.

2). Формирование новых ЗУНов (15 мин).

   Учитель: Давайте, посмотрим опыт.

   Слайд №20, 21. «движение тел в вакууме».

   Учитель: Как вы думаете, почему так происходит?

   Ученики: Их движению не мешает сила сопротивления воздуха.

   Учитель: Значит, движение происходит под действием одной только силы тяжести.

                   Такое движение называется свободным падением.

   Слайд №22. Открывается пословица «У пространства нет предела,

   а у знаний  нет размера». Слайд № 23: Определение свободного падения. Запись в тетрадь.

   Свободное падение - это движение тел  под действием только притяжения  Земли.

  

 

Учитель: Г. Галилей изучал свободное падение, бросая шары с Пизанской башни. Давайте создадим подобие Пизанской башни и проведем опыт.

   Вернуться на слайд № 14. Открывается пословица «Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений» Слайд № 24, 25.

  Опыт 4.  Берем высокую стремянку (подобие Пизанской Башни). Бросаем шар с высоты 1м и 3м. Фиксируем время. Данные заносим в таблицу.

S1 = Н1  [м]

S2 = Н2  [м]

t1 [с]

t2 [с]

t12   [с2]

t22  [с2]

1

3

0,45

0,8

0,203

0,64

   Учитель: Вблизи поверхности Земли сила тяжести, действующая на любые тела, постоянна, и при свободном падении падающее тело должно двигаться с ускорением, причем постоянным (по 2 закону Ньютона). Значит, свободное падение – это ускоренное движение (3 доказательство). Это ускорение  называется ускорением свободного падения.   Первым к заключению, что свободное падение – это равноускоренное движение пришел Галилей в конце 16 века.

   В условиях Земли падение тел считается условно свободным, т.к. при падении тела в воздушной среде всегда возникает еще и сила сопротивления воздуха.

   Идеальное свободное падение возможно лишь в вакууме, где нет силы сопротивления воздуха, и независимо от массы, плотности и формы все тела падают одинаково быстро, т. е. в любой момент времени тела имеют одинаковые мгновенные скорости и ускорения. 

   Условное обозначение ускорения свободного падения – g.

На поверхности Земли ускорение свободного падения (g) меняется в пределах от 9,78 м/с2 на экваторе до 9,83 м/с2 на полюсе. При решении многих задач можно принимать g вблизи поверхности Земли равным 9,8 м/с2 или даже более грубо 10 м/с2.      

   При падении тел в воздухе на их движение влияет сопротивление воздуха. Поэтому ускорение тел в этом случае уже не равно g.

    При больших скоростях сопротивление воздуха существенно и его влиянием нельзя пренебречь.

   Ускорение свободного падения всегда направлено к центру Земли и приблизительно равно: g = 9,81м/с2.                                                          

 По II закону Ньютона =ma,  у нас вместо  – равнодействующей силы при свободном падении есть только сила тяжести. Следовательно, =FТ,

а ускорение равно ускорению свободного падения g.

    FТ = 9, 8 м /с2 • m

Тогда формула для силы тяжести получается:

В 7 классе формула была для FТ:      FТ = 9, 8 Н/кг • m

Формулы отличаются только единицами измерения при коэффициенте 9,8.

Но 1Н = 1 кг • м /с2,  тогда  1 Н/кг = (1 кг • м /с2)/кг = 1 м /с2.

Получаем 9,8 Н/кг = 9,8 м /с2.

По какой формуле было определено значение ускорения свободного падения узнаем чуть позже.

Учитель: Раз мы убедились, что свободное падение является равноускоренным движением, то проведем аналогию формул.

    Слайд №26. Перелистнем страницу (клик на фото ученого).

   На экране слайд №27. Открывается пословица «Яблоня от яблони недалеко падает»

Рассмотрим вертикальное движение вверх и вниз.

   А есть движение под углом к горизонту (слайд с пушкой), но его мы будем изучать в 10 классе. 

III. Закрепление материала (6мин).

   Слайд №30. Перелистнем страницу (клик на фото ученого).

   На экране слайд №31. Открывается высказывание  «Нужно довольно долго подумать, чтобы принять быстрое решение»   (Г. Ландау)                  

Каждой группе выдается своя задача на листах бумаги, решив задачу, производим сверку ответов с помощью компьютера (слайды 32 – 36).   Какой из предложенных формул вы пользовались?  На листе ватмата большими буквами пишут все.

1 группа:  Путешественники  решили узнать  глубину ущелья, бросив вниз камень. Время полета камня до соударения с землей 3 секунды. Определите глубину ущелья.

Сопротивление воздуха не учитывать. 2 группа: Капля сметаны падает из кувшина 0,6 секунды. Определить высоту полки, на которой находится кувшин со сметаной. Сопротивление воздуха не учитывать.

3 группа: С маяка вниз упал камень. Время его полета  до соударения с землей 5 секунд. Определить высоту маяка. Сопротивление воздуха не учитывать.

4 группа: Кирпич упал со стены строящегося здания. Время его падения 1 секунда. Определить высоту здания. Сопротивление воздуха не учитывать.

5 группа: Капля дождя падает 20 секунд. Определить высоту облака. Сопротивление воздуха не учитывать.

На доске проверяется правильность ответа.

IV. Итог урока (2 мин.)

    Учитель: 1. Оцените, насколько вы сегодня поняли новый материал,

                        подняв соответствующее количество пальцев.

                    2. Все ли было понятно?

                    3. Всем сегодня пятерки.

V. Домашнее задание: Слайд №37.

    § 13, упр. 13.

Слайд №38.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!