СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Текст"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст, признаки текста, упражнения к теме "Текст"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Текст"»

 Текст— это цельное высказывание , связанное по смыслу и грамматически, результат речевой деятельности говорящего или пишущего. В нём одновременно потенциально заключена и речевая деятельность слушающего или читателя.

Текст— это цельное высказывание , связанное по смыслу и грамматически, результат речевой деятельности говорящего или пишущего. В нём одновременно потенциально заключена и речевая деятельность слушающего или читателя.

Признаки текста:    Членимость текста (предложения, абзацы, параграфы, разделы, главы, подглавы, страницы и др.).     Смысловая цельность текста. Оснавная тема м микротемы. Законченность (автономность), в нем есть начало и конец. Связность текста. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба.

Признаки текста:

  •    Членимость текста (предложения, абзацы, параграфы, разделы, главы, подглавы, страницы и др.).
  •     Смысловая цельность текста. Оснавная тема м микротемы. Законченность (автономность), в нем есть начало и конец.
  • Связность текста. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба.
Виды связей между предложениями в тексте: Лексические - повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова Морфологические - замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др. Синтаксические - наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др. Стилистические  использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др. Интонационные  - длина фразы, темп речи, интонация и др. Графические - знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

Виды связей между предложениями в тексте:

  • Лексические - повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова
  • Морфологические - замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др.
  • Синтаксические - наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др.
  • Стилистические использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.
  • Интонационные - длина фразы, темп речи, интонация и др.
  • Графические - знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.
Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим: А) с помощью местоименного наречия. (1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. ( Ю. Трифонов )
  • Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим:

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. ( Ю. Трифонов )

Б) только с помощью притяжательного местоимения. (1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

В) с помощью соединительного союза.  (1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. ( А. Чехов)

В) с помощью соединительного союза.

(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. ( А. Чехов)

 А) с помощью местоименного наречия. Ответ: (2)  Б) только с помощью притяжательного местоимения. Ответ: (3)   В) с помощью соединительного союза. Ответ: (6)

А) с помощью местоименного наречия.

Ответ: (2)

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

Ответ: (3)

В) с помощью соединительного союза.

Ответ: (6)

Тип текста: Описание Как изображается мир Повествование  Мир в статике, неподвижности Основная цель Рассуждение   Дать характеристику предмету описания Основной вопрос Мир в динамике, изменении  Модель текста  Каков предмет?  Рассказать о последовательности событий Мир в причинно – следственных  связях Доказать мысль Предмет  Разновидности текста Что произошло? и его признаки  Почему?  Лица и их действия  Описание человека (портрет), природы, города, предмета, помещения, явления, внутреннего состояния.   Тезис, доказательства и вывод Зачем?  Рассказ о событиях, происходящих в течение определенного периода  Доказательство, объяснение, размышление

Тип текста:

Описание

Как изображается мир

Повествование

Мир в статике, неподвижности

Основная цель

Рассуждение

Дать характеристику предмету описания

Основной вопрос

Мир в динамике, изменении

Модель текста

Каков предмет?

Рассказать о последовательности событий

Мир в причинно – следственных

связях

Доказать мысль

Предмет

Разновидности текста

Что произошло?

и его признаки

Почему?

Лица и их действия

Описание человека (портрет), природы, города, предмета, помещения, явления, внутреннего состояния.

Тезис, доказательства и вывод

Зачем?

Рассказ о событиях, происходящих в течение определенного периода

Доказательство, объяснение, размышление

АНАЛИЗ ТЕКСТА Первое чтение: - о ком, о чём текст - субъект речи - что о них сказано - предиката речи - выписать ключевые слова концепты - тема текста Второе чтение: - по микротемам составить вопросы - сравнить вопросы, выявить повторяющиеся, составить более крупные - найти, что предлагает автор вкачестве ответов на опредлённые вами вопросы (это авторская позиция) - проверьте: вопрос (проблема) - ответ (авторская позиция) логически соотносятся Третье медленное чтение: - что-то не понимаете - остановитесь, прочитайте ещё раз, попытайтесь непонятное сделать для себя понятным через контекст - проверьте, правильно ли сориентировались в теме, проблематике, в авторской позиции - обратите внимание, на каком материале автор исследует тему и ставит проблемы

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Первое чтение:

  • - о ком, о чём текст - субъект речи
  • - что о них сказано - предиката речи
  • - выписать ключевые слова концепты
  • - тема текста

Второе чтение:

  • - по микротемам составить вопросы
  • - сравнить вопросы, выявить повторяющиеся, составить более крупные
  • - найти, что предлагает автор вкачестве ответов на опредлённые вами вопросы (это авторская позиция)
  • - проверьте: вопрос (проблема) - ответ (авторская позиция) логически соотносятся

Третье медленное чтение:

  • - что-то не понимаете - остановитесь, прочитайте ещё раз, попытайтесь непонятное сделать для себя понятным через контекст
  • - проверьте, правильно ли сориентировались в теме, проблематике, в авторской позиции
  • - обратите внимание, на каком материале автор исследует тему и ставит проблемы

(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит   сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

 Текст №1 Осень... Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли... сидишь дома, а на улице дождь и слякоть. Именно осень А.С.Пушкин писал свои произведения: «Унылая пора! Очей очарованье!..»  (Работа взята из сочинения - миниатюры ученика.)  Задание: 1.  Прочитайте выразительно текст. 2.  Определите, какие признаки текста «потеряны» в нем. 3.  Как исправить?

Текст №1

Осень... Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли... сидишь дома, а на улице дождь и слякоть.

Именно осень А.С.Пушкин писал свои произведения: «Унылая пора! Очей очарованье!..»  (Работа взята из сочинения - миниатюры ученика.)

Задание:

  • 1.  Прочитайте выразительно текст.
  • 2.  Определите, какие признаки текста «потеряны» в нем.
  • 3.  Как исправить?
Текст №2 1.  Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. 2.  В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». 3.  У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян. 4.  Он был очень точен в своих изображениях. 5.  Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям. Задание: 1.  Прочитайте выразительно текст. 2.  Определите, какие признаки текста нарушены? 3.  В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 4.  Попробуйте объединить в связный текст эти разрозненные предложения.
  • Текст №2
  • 1.  Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.
  • 2.  В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».
  • 3.  У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.
  • 4.  Он был очень точен в своих изображениях.
  • 5.  Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.
  • Задание:
  • 1.  Прочитайте выразительно текст.
  • 2.  Определите, какие признаки текста нарушены?
  • 3.  В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
  • 4.  Попробуйте объединить в связный текст эти разрозненные предложения.
Текст №3 1.  Её так звали: Сашина (или Танина) береза. 2.  Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности. 3.  Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще  березу. 4.  Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье. 5.  Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.  Задание: 1.  Прочитайте выразительно текст. 2.  Исправьте недочеты в построении текста и запишите в тетрадях. ( Комментарий : при составлении текста следует учитывать в первую очередь логику развития мысли, последовательность описываемых событий. Кроме того, важно видеть и те языковые «скрепы», которые связывают последующее предложение с предыдущим. Между ними существует смысловая связь. Могут быть связанными не только предложения, стоящие рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.)
  • Текст №3
  • 1.  Её так звали: Сашина (или Танина) береза.
  • 2.  Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.
  • 3.  Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще березу.
  • 4.  Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.
  • 5.  Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.

Задание:

  • 1.  Прочитайте выразительно текст.
  • 2.  Исправьте недочеты в построении текста и запишите в тетрадях.
  • ( Комментарий : при составлении текста следует учитывать в первую очередь логику развития мысли, последовательность описываемых событий. Кроме того, важно видеть и те языковые «скрепы», которые связывают последующее предложение с предыдущим. Между ними существует смысловая связь. Могут быть связанными не только предложения, стоящие рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!