Методика развития речи на концептуальной основе
Методика «Диалог с культурными концептами» отражает новое направление в преподавании русского языка – лингвокультурологическое. Автор методики – Мишатина Наталья Львовна (РГПУ им. А.И.Герцена).
В данной методике проблемы изучения родного русского языка рассматриваются в тесной связи с проблемами нравственности и исторического сознания.
Главная идея методики – идея развития речи на концептуальной основе.
Слово – концепт, его смысл не равняется его лексическому значению. Концепт включает в себя все многообразие смыслов, вкладывавшихся в слово на протяжении истории (культурных) разными людьми (индивидуально-ассоциативных), т.о., концепт – это совокупность смыслов. («Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну точку» - О.Мандельштам).
В основе структурирования содержания обучения языку и речи лежит учебная модель «Образ человека в мире», наполненная базовыми концептами русской культуры и ментальности. Модель включает в себя 3 блока: 1. Человек мыслящий (разум): дух, истина/правда, добро/благо, красота. 2. Человек чувствующий (эмоции, чувства, страсти): душа, страх, стыд, радость и др. 3. Человек действующий (воля): личность, судьба, воля, совесть и др.
Методика состоит из трех взаимосвязанных между собой этапов освоения культурного концепта в процессе литературного и языкового развития ученика:
- Этап литературной установки на диалог с культурным концептом (Что знает об этом концепте писатель, поэт, публицист?) (слово на уровне текста).
- Этап овладения «языком» концепта в ходе концептуального анализа (Что знает об этом слове сам язык?) (слово на уровне словаря).
- Этап личного речевого творчества (Что знаю об этом концепте я?) (слово на уровне личных ассоциаций).
Тип урока – лингвокультурологический.
Обычно в структуре лингвокультурологического урока (ЛКУ) выделяются три составляющие:
- Создание мотивированной основы урока;
- Решение лингвокультурологических задач (ЛКЗ) (исследовательского и творческого характера);
- Создание речевых произведений на основе концептов эмоций (абстрактных понятий).
На практике это отражается следующим образом:
- Работа с текстом
- Работа с лингвистическими словарями
- Создание (написание) учащимися творческой работы (сочинения-миниатюры)
Система ЛКЗ:
- лексико-семантические. Цель – создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря)
- структурно-семантические. Цель – создание контекстуального портрета слова (слово в контексте словосочетания)
- текстовые. Цель – создание концептуального портрета слова (слово на уровне текста)
Ведущие жанры, развивающие лингвокультурологическую компетенцию:
- Лингвокультурологический портрет слова
- Лингвокультурологический этюд
- Лингвокультурологическое эссе
ЛКУ ориентированы на ассоциативность речемыслительной деятельности ученика, развитие воображения и творческой фантазии.
Работа с культурными концептами дает учащимся возможность «присвоить» (т.е. сделать своими – осмыслить и пережить) такие нравственные понятия, как совесть, благородство, стыд, честь, долг, милосердие и т.д. – концепты внутреннего мира человека.
Автор методики намечает общую методическую стратегию работы с концептами эмоций в 5-6, 7-9, 10-11 классах и предлагает учебные лингвокультурологические сценарии уроков развития речи.
Литература
Мишатина Н.Л. «Образ человека, в слове явленный»: освоение концептов русской культуры. Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «САГА», 2005
Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. (Серия «Образ человека, в слове явленный…») – СПб.: Изд-во «САГА», «Наука», 2004
Мишатина Н.Л. «Как сердцу высказать себя?..»Теория и методика развития речи с позиции лингвокультуроведческого подхода (7 – 9 классы). Книга для учителя. (Серия «Образ человека, в слове явленный…») – СПб.: Изд-во «Милена», 2005
Мишатина Н.Л., Бутолина Т.М. Рабочая тетрадь №1 по русскому языку: элективный курс «Образ человека чувствующего, в слове явленный»: освоение концептов русской культуры». Для предпрофильной и профильной школы. (Серия «Образ человека, в слове явленный…») – СПб.: Изд-во «САГА», 2005
Данная презентация отражает ход урока, построенного по этой методике