СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку – «Третьего не дано», или словесный портрет понятия «толерантность».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика развития речи на концептуальной основе

 

 

Методика «Диалог с культурными концептами» отражает новое направление в преподавании русского языка – лингвокультурологическое. Автор методики – Мишатина Наталья Львовна (РГПУ им. А.И.Герцена).

В данной методике проблемы изучения родного  русского языка рассматриваются в тесной связи с проблемами нравственности и исторического сознания.

 Главная идея методики – идея  развития речи на концептуальной основе.

Слово – концепт, его смысл не равняется его лексическому значению. Концепт включает в себя все многообразие смыслов, вкладывавшихся в слово на протяжении истории (культурных) разными людьми (индивидуально-ассоциативных), т.о., концепт – это совокупность смыслов. («Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну точку» - О.Мандельштам).

В основе структурирования содержания обучения языку и речи лежит учебная модель «Образ человека в мире», наполненная базовыми концептами русской культуры и ментальности. Модель включает в себя 3 блока: 1. Человек мыслящий (разум): дух, истина/правда, добро/благо, красота. 2. Человек чувствующий (эмоции, чувства, страсти): душа, страх, стыд, радость и др. 3. Человек действующий (воля): личность, судьба, воля, совесть и др.

Методика состоит из трех взаимосвязанных между собой этапов освоения культурного концепта в процессе литературного и языкового развития ученика:

  • Этап литературной установки на диалог с культурным концептом (Что знает об этом концепте писатель, поэт, публицист?) (слово на уровне текста).
  • Этап овладения «языком» концепта в ходе концептуального анализа (Что знает об этом слове сам язык?) (слово на уровне словаря).
  • Этап личного речевого творчества (Что знаю об этом концепте я?) (слово на уровне личных ассоциаций).

 

 Тип урока – лингвокультурологический.

 

Обычно в структуре лингвокультурологического урока (ЛКУ) выделяются три составляющие:

  1. Создание мотивированной основы урока;
  2. Решение лингвокультурологических задач (ЛКЗ) (исследовательского и творческого характера);
  3. Создание речевых произведений на основе концептов эмоций (абстрактных понятий).

На практике  это отражается следующим образом:

  • Работа с текстом
  • Работа с лингвистическими словарями
  • Создание (написание) учащимися  творческой работы (сочинения-миниатюры)

Система ЛКЗ:

  1. лексико-семантические. Цель – создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря)
  2. структурно-семантические. Цель – создание контекстуального портрета слова (слово в контексте словосочетания)
  3. текстовые. Цель – создание концептуального портрета слова (слово на уровне текста)

 

Ведущие жанры, развивающие лингвокультурологическую  компетенцию:

  1. Лингвокультурологический портрет слова
  2. Лингвокультурологический этюд
  3. Лингвокультурологическое эссе

ЛКУ ориентированы на ассоциативность речемыслительной деятельности ученика, развитие воображения и творческой фантазии.

Работа с культурными концептами дает учащимся возможность «присвоить» (т.е. сделать своими – осмыслить и пережить) такие нравственные понятия, как совесть, благородство, стыд, честь, долг, милосердие и т.д. – концепты внутреннего мира человека.

Автор методики намечает общую методическую стратегию работы с концептами эмоций в 5-6, 7-9, 10-11 классах и предлагает учебные лингвокультурологические сценарии уроков развития речи.

 

 

Литература

 

Мишатина Н.Л. «Образ человека, в слове явленный»: освоение концептов русской культуры. Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «САГА», 2005

 

Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. (Серия «Образ человека, в слове явленный…») – СПб.: Изд-во «САГА», «Наука», 2004

 

Мишатина Н.Л. «Как сердцу высказать себя?..»Теория и методика развития речи с позиции лингвокультуроведческого подхода (7 – 9 классы). Книга для учителя. (Серия «Образ человека, в слове явленный…») – СПб.: Изд-во «Милена», 2005

 

Мишатина Н.Л., Бутолина Т.М. Рабочая тетрадь №1 по русскому языку: элективный курс «Образ человека чувствующего, в слове явленный»: освоение концептов русской культуры». Для предпрофильной и профильной школы. (Серия «Образ человека, в слове явленный…») – СПб.: Изд-во «САГА», 2005

Данная презентация отражает ход урока, построенного по этой методике