6 класс
Циклические алгоритмы.
28.12.2014 г.
Алгоритм
это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату.
Исполнитель – это что-то или кто-то, способный выполнить действия, предписываемые алгоритмом
Свойства алгоритма
- Понятность
- Дискретность
- Определённость (детерминированность)
- Результативность
- Массовость.
Правила изображения блок-схемы
- начало или конец
-процесс выполнения действий
-условие выполнения действий
-ввод и вывод данных
-счетчик
-линии перехода
Блок-схема линейного алгоритма
начало
ШАГ 1
ШАГ 2
ШАГ N
конец
Запись линейного алгоритма с помощью блок-схемы:
НАЧАЛО
Описание действий, которые выполняются в заданном порядке.
ОТРЕЗАТЬ ЛОМТИК ХЛЕБА
НАМАЗАТЬ ХЛЕБ МАСЛОМ
ОТРЕЗАТЬ ЛОМТИК СЫРА
ПОЛОЖИТЬ СЫР НА ХЛЕБ
КОНЕЦ
Блок-схемы алгоритмов ветвления
Полный вид алгоритма ветвления
Неполный вид алгоритма ветвления
начало
начало
условие
условие
-
+
+
-
ШАГ 2
ШАГ 1
ШАГ 1
конец
конец
Вариант 2
Вариант 1
Пример алгоритмов ветвления
Неполный вид алгоритма ветвления
Полный вид алгоритма ветвления
начало
начало
Идти направо
Идти направо
-
+
+
-
Невесту найдёшь
Невесту найдёшь
Коня потеряешь
конец
конец
Вариант 2
Вариант 1
Вы доделываете уроки и собираетесь погулять. Пойдете или нет зависит от того, какая на улице погода. Составить алгоритм своих действий.
Алгоритм.
3. ЕСЛИ на улице хорошая погода,
ТО пойти гулять,
ИНАЧЕ сидеть дома.
Алгоритм Блок-схема
- Начало
- Доделать уроки
- ЕСЛИ на улице хорошая погода, ТО пойти гулять
ИНАЧЕ сидеть дома
НАЧАЛО
ДОДЕЛАТЬ УРОКИ
НА УЛИЦЕ
ХОРОШАЯ
ПОГОДА?
ДА
НЕТ
СИДЕТЬ ДОМА
ПОЙТИ ГУЛЯТЬ
КОНЕЦ
Как вы думаете, какой алгоритм составила мачеха для Золушки?
- Перемой-ка всю посуду.
- Да натри полы повсюду,
- Дров на месяц наколи,
- Кофе на год намели,
- Посади среди цветов
- Сорок розовых кустов,
- И, пока не подрастут,
- Подметай дорожки тут
Приключения Тома Сойера
« Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска... Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по крайней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора!..»
Марк Твен
Алгоритм с повторением (циклический) – это алгоритм, который содержит команду повторения (команду, которая исполняется до тех пор, пока не выполнится условие).
Блок-схема циклического алгоритма
ЗАДАЧА: составить блок-схему наполнения ведра водой из бочки
начало
Имеется пустое ведро. Ученик имеет бочку с водой и кружку.
Ведро не полное?
нет
да
Доливаем кружку
Алгоритм Наполнение
Начало
1. Пока ведро неполное, повторять:
2. Налить в ведро кружку воды.
Конец
Команда повторения
конец
Тело цикла
Тренинг - задача
На столе у школьника стоит банка с карандашами разной длины. В руке он держит карандаш, у которого сломался грифель. Он хочет вытянуть из банки карандаш, который был бы длиннее того, что он держит в руках. Его действия? »
Блок-схема алгоритма «карандаш»
начало
Банка с карандашами
Тянем карандаш
Новый карандаш больше?
нет
да
Искомый карандаш
конец
Блок-схема двух циклических алгоритмов
начало
начало
Условие выполняется?
нет
Тело цикла
да
Условие выполняется?
нет
Тело цикла
да
конец
конец
Цикл с постусловием
Цикл с предусловием
Они имеют одно очень важное сходство:
- В том и другом цикле неизвестно количество повторений (в первом случае нам было неизвестно, сколько кружек воды нужно долить в ведро; а во втором, было неизвестно, сколько карандашей нам понадобится вытянуть, чтобы попался самый длинный).
Различия:
- Цикл с предусловием сначала проверяет условие, потом выполняет какие-то действия, а с постусловием, сначала выполняет какие-то действия, потом проверяет условие.
- Из утверждения выше следует, что цикл с предусловием может не выполниться ни разу, а с постусловием всегда выполнится хотя бы один раз.
- Обычно, цикл с предусловием выполняется, когда условие истинно (правдиво), а цикл с постусловием выполняется, когда условие ложно.
Физминутка
(коррекция зрения)
Практическая работа
Составим алгоритм поиска Золушки.
ПРИМЕРИТЬ ЕЙ ТУФЕЛЬКУ
З ОЛУШКА
НАЙДЕНА
ИДТИ
ДАЛЬШЕ
КОНЕЦ
ДА
НЕТ
ПОДОШЛА?
НАЧАЛО
ВСТРЕТИТЬ ДЕВУШКУ
Составим алгоритм поиска Золушки.
НАЧАЛО
ВСТРЕТИТЬ ДЕВУШКУ
ПРИМЕРИТЬ ЕЙ ТУФЕЛЬКУ
ПОДОШЛА?
ДА
НЕТ
ИДТИ
З ОЛУШКА
ДАЛЬШЕ
НАЙДЕНА
КОНЕЦ
На завтрак Белоснежка задумала приготовить своим друзьям гномам сюрприз – угостить их блинами. Она сделала тесто и принялась за работу.
Давайте и мы будем учиться печь блины. Для этого составьте алгоритм приготовления блинов.
ВЫПОЛНЕНИЕ
НЕКОТОРЫХ
ДЕЙСТВИЙ
ВОПРОС
?
ДА
НЕТ
НАЧАЛО
СМАЗАТЬ МАСЛОМ СКОВОРОДКУ
НАЛИТЬ НЕМНОГО ТЕСТА НА СКОВОРОДКУ
НЕМНОГО ПОДОЖДАТЬ
ПЕРЕВЕРНУТЬ БЛИНЧИК НА ДРУГУЮ СТОРОНУ
НЕМНОГО ПОДОЖДАТЬ
СНЯТЬ ГОТОВЫЙ БЛИНЧИК
ДА
НЕТ
ЕЩЕ ЕСТЬ
ТЕСТО?
КОНЕЦ
А на обед мы с Белоснежкой приготовим своим друзьям гномам яичницу. Она достала семь яиц и принялась за работу.
Составьте алгоритм приготовления яичницы .
ВОПРОС
?
ДА
НЕТ
ВЫПОЛНЕНИЕ
НЕКОТОРЫХ
ДЕЙСТВИЙ
НАЧАЛО
НЕМНОГО РАЗОГРЕТЬ СКОВОРОДКУ
НАЛИТЬ МАСЛА НА СКОВОРОДКУ
ЕСТЬ
ЛИ ЕЩЕ
ЯЙЦА?
НЕТ
НЕМНОГО
ПОДОЖДАТЬ
ДА
ЯИЧНИЦА
ГОТОВА
АККУРАТНО РАЗБИТЬ ЯЙЦО
ВЫЛИТЬ ЕГО НА СКОВОРОДКУ
КОНЕЦ
НАЧАЛО
Х
НЕТ
Х
ДА
× 2
+ 7
РЕЗУЛЬТАТ
КОНЕЦ
НАЧАЛО
Х = 8
Х
Решение:
8 × 2 = 16
16 + 7 = 23
23 × 2 = 46
46 + 7 = 53
НЕТ
Х
ДА
× 2
+ 7
РЕЗУЛЬТАТ
КОНЕЦ
НАЧАЛО
Х = 63
Х
63
«НЕТ!»
Результат:
63
НЕТ
Х
ДА
× 2
+ 7
РЕЗУЛЬТАТ
КОНЕЦ
Домашние задания:
- перенести все записи и построения из «Памятки ученика» в рабочую тетрадь;
- п. 3.5. (пересказать, выучить определения) с. 41-45;