Решение простейших тригонометрических уравнений
Пашина Ирина Анатольевна,
учитель математики МБОУСОШ № 50 г. Воронежа
Персональный идентификатор: 222-337-847
1. Повторение правил техники безопасности работы на компьютере.
2. Необходимо быть настойчивыми, целеустремленными, поэтому эпиграфом нашего урока будут слова
“ Усердие все превозмогает”.
II . Постановка цели урока.
Образовательные:
- актуализация опорных знаний при решении простейших тригонометрических уравнений; обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; поверка усвоения темы на обязательном уровне; продолжение обучения работе с тестовыми заданиями; совершенствование использования возможностей ЭВМ в изучении темы; формирование у учащихся понятие о научной организации труда с помощью ЭВМ
- актуализация опорных знаний при решении простейших тригонометрических уравнений;
- обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;
- поверка усвоения темы на обязательном уровне;
- продолжение обучения работе с тестовыми заданиями;
- совершенствование использования возможностей ЭВМ в изучении темы;
- формирование у учащихся понятие о научной организации труда с помощью ЭВМ
Развивающие:
- развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.
- развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
- развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
- развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- развитие интереса к предмету через содержание учебного материала.
Воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
- воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
- воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
2,5,6
1,2
3 , 4
(а – b)
Я
100 см
Я
И
О
Н
Р
Е
Т
Р
М
И
Г
О
Т
sin x = a x = (-1) k arcsin a + π k , k Z
cos x = a x = ±arccos a + 2 π k , k Z
tg x = a x = arctg a + π k , k Z
ctg x = a x = arcctg a + π k , k Z
III. Проверка домашнего задания. Форма организации подготовки домашнего задания - дифференцированно-групповая (моделирование практической деятельности исследовательской лаборатории.) Для выполнения домашнего задания учащиеся класса были разделены на 3 группы по решению проблемы: «Анализ методов решения простейших тригонометрических уравнений». Каждая группа, работая над проектом, создаёт электронную презентацию метода. Докладывает результаты анализа и представляет презентацию один из группы. Другие дополняют его.
1
1
0
0
0
1
-1
-1
-1
Частные случаи:
1
1
0
0
0
1
-1
-1
-1
Частные случаи:
tgx
1
1
а
x
0
1
-1
0
0
- х
-а
-1
-1
IV. Актуализация опорных знаний. ( Интеллектуальная разминка)
Выяснение уровня готовности учащихся к обобщению знаний по теме проводится фронтально с элементами индивидуального опроса.
Работа в парах на интерактивной доске с двумя электронными карандашами
Задание на интерактивной доске:
Слайд №11. Какие из данных уравнений не имеют корней? При
нажатии на клавишу с правильным ответом знак равенства
перечёркивается
Слайд №12. Найди пару . На беспорядочно расставленных клавишах
представлены левая и правая части формул. Правильно
подобранные пары при нажатии приобретают
одинаковый цвет.
(На клавишу нажимаем изображением руки.)
Слайд №13 Решите уравнения и выберите верный ответ. При нажатии
на клавишу с правильным ответом она меняет цвет на
зелёный.
1. Какие из данных уравнений не имеют корней?
а)cosx = -0,33
а)sinx = -0,44
а)sinx = -0,44
а)cosx = -0,33
б)cosx = 5
б)cosx = 5
б)cosx = 5
б)cosx = 5
б)cosx = 5
б)sinx = 4
б)cosx = 5
б)sinx = 4
в)ctgx = -8
в)ctgx = -8
в)tgx = -10
в)tgx = -10
г)ctgx = 0
г)tgx = 0
г)ctgx = 0
г)tgx = 0
2. Найди пару
3. Решите уравнения и выберите верный ответ.
2 π - sinx = 0
(-1) n arcsin π + π n,
2 sinx = π
2 sinx -1=0
(-1) n arcsin( π /2)+ π n ,
0
1-2 cosx =0
π /6
0
-1
π /6
1
нет корней
π /6+ π n ,
± π /6+2 π n ,
π /6+ π n ,
(-1) n π /6+ π n ,
(-1) n π /6+ π n ,
± π /3+2 π n
нет корней
нет корней
V . Диагностика уровня формирования практических навыков.
tg x + 1 = 0
Погадаем на ромашке
Удачи!
Групповая организационно-деятельностная игра
1. Для каких из данных уравнений число π является корнем?
а) 2sinx = 0 в)sinx = cosx
б) 3cosx=0 г)
2. Сколько корней уравнения tg3x = 1 принадлежат промежутку [0; π ]?
3. Решите уравнение: sin( π sinx)= -1 .
Сдаём ЕГЭ Учебная дискуссия
Найдите область определения функции
а)
б)
VI . Выполнение практической работы.
Индивидуальная работа на ПК по программе «Математика 5-11»
Оценка выставляется компьютером.
Сдаём ЕГЭ Укажите какие-нибудь три корня уравнения:
Применение тригонометрических уравнений в физике
Тригонометрические уравнения играют важную роль в изучении периодических процессов, таких, например, как колебательное движение, распространение световых, звуковых, электромагнитных волн. В начале 19 века французский математик Жозеф Фурье (1768-1830) доказал, что законы всяких периодических законов могут быть выражены через законы гармонических колебаний.
Гармоническим колебанием называют периодическое изменение величины, которое происходит по синусоидальному закону.
VIII . Итог урока.
Сегодня мы с вами повторили и обобщили знания методов решения простейших тригонометрических уравнений на основе свойств тригонометрических функций.
Понятие тригонометрических уравнений было введено в XVII I веке. Так вот сейчас ваши знания в этой области находятся на уровне знаний ученых того времени. Сейчас на дворе XXI век. Так что перспектива развития ваших знаний велика.
Дерзайте, достигайте уровня ученых наших дней!