- Какие достижения существовали в советской культуре в 1920-е гг.?
- Почему Советская власть начала гонения на Русскую православную церковь?
- Что отличало художников «Окон РОСТА»?
- Каково было отношение властей к региональному искусству?
- Почему началось идеологическое давление на культуру со стороны новой власти?
- Вряд ли кто возьмется отрицать общее мнение историков: 20-е годы – время расцвета российской культуры, возможно, ее «золотая пора». Но что способствовало этому? Попытайтесь найти ответ.
02/11/17
План урока
- Коллективизации и её итоги.
- Индустриализации: основные итоги.
- Модернизация армии.
- «Культурная революция».
Задание на урок.
Вспомните, что такое модернизация? Каковы были общие направления, черты и итоги модернизации России до 1917 года?
«Коллективизация в СССР».
Цели
Результаты
Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации
Последствия
Обретение канала перекачивания средств из села в город на нужды индустриализации
Ликвидация кулачества как класса
Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села
Ликвидация кулачества как класса
Огосударствление сельскохозяйственного производства
Укрепление социальной базы сталинской диктатуры
Полное огосударствление экономики
Ликвидация «аграрного перенаселения»
Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда; ликвидация экономических стимулов развития сельского хозяйства
Значительное сокращение численности сельского населения
Массовый уход крестьян из деревни. Дефицит рабочей силы на селе
Кризис хлебозаготовок в стране в 1927-28 гг.
Кризис хлебозаготовок в конце 1927 г. возник как результат рыночных колебаний, а тем более социального кризиса в деревне. Конечно, сокращение государственных заготовок хлеба создавало угрозу планам промышленного строительства, осложняло экономическое положение, обостряло социальные конфликты и в городе и в деревне. Обстановка к началу 1928 г. серьезно осложнилась, требовала взвешенного подхода.
Подходы к его ликвидации в партийно-государственном руководстве.
Сталин – чрезвычайные репрессивные меры
Бухарин – экономические меры
Осуществление Коллективизации.
Прием в колхоз.
Выселение кулаков.
Итоги и последствия Коллективизации.
ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Ликвидация слоя зажиточных крестьян
Отчуждение крестьян от собственности и земли
Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве
Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве
Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране
2. Индустриализация: основные итоги.
Индустриализация - система мер, направленных на ускорение развития промышленности с целью переоснащения всего народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны.
В 1927 г. партийное руководство взяло курс на форсированную социалистическую индустриализацию.
Чем была вызвана индустриализация на этом этапе: - преодолением экономической отсталости страны как гарантией развития государства в капиталистическом окружении;
- достижением экономической независимости СССР;
- укреплением обороноспособности страны;
- созданием материально-технической базы для развития сельского хозяйства.
«Индустриализация в СССР».
Цели
Результаты
Развитие новых отраслей промышленности
Последствия
Развитие новых отраслей промышленности
Ликвидация технико-экономической отсталости страны
Стимулирование экстенсивного развития экономики («вширь»)
Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу
Достижение экономической независимости
Создание мощного военно-промышленного комплекса
Укрепление обороноспособности страны; создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства
Достижение экономической независимости
Создание автократичной экономики
Создание мощного военно-промышленного комплекса
Подведение технической базы под сельское хозяйство
Замедление развития производства предметов потребления
Подведение технической базы под сельское хозяйство
Формирование политики сплошной коллективизации
Как на рубеже Х1Х-ХХ вв., так и в 30-е гг. XX века стоял вопрос об источниках финансирования, накопления: «Где, откуда взять средства на индустриализацию?»:
- свертывание новой экономической политики и национализация производства;
- вывоз природных ресурсов и зерна;
- займы у населения;
- идеология, направленная на мечту об обществе социальной справедливости;
- социалистические соревнования;
- использование на крупных стройках труда заключенных.
Ударник пятилетки.
Особенности
Итоги и последствия
3.Модернизация армии.
Самостоятельная работа с материалом § 17-18 (с. 177-178). Выписать в тетрадь тезисы ответа на вопрос «Охарактеризуйте модернизацию Красной армии. Как она была связана с общей модернизацией, проводимой в Советском Союзе?».
Дома на следующий урок подготовить сообщением: «Модернизация армии и позиция Михаила Николаевича Тухачевского».
4.«Культурная революция в СССР».
Под «культурной революцией» в 1930-е гг. понималось:
- школьное строительство;
- повышение уровня образования населения;
- развитие науки и приобщение широких масс к культурным ценностям.
Развитие образования
- переход к всеобщему обязательному начальному (1933 г.) и семилетнему (1937 г.) обучению;
- строительство новых школ (1933-1937гг.- более 20000);
- развитие системы среднего социального и высшего образования;
- СССР – первый в мире по числу учащейся молодежи к концу 30-х гг.
4.«Культурная революция в СССР».
Развитие науки
- свертывание разработок советских генетиков;
- контроль над общественными науками;
- «Краткий курс истории ВКПб) 1938 г.» - отрасль исторической науки, ориентированной для всех гуманитарных наук;
- успехи естественных наук: начало исследования атомного ядра, изучение физики кристаллов и полупроводников; открытие синтетического каучука
4.«Культурная революция в СССР».
Достижения советского искусства в 1930-е гг.
- социалистический реализм - главное направление в художественной культуре;
- лучшие художественные фильмы тех лет: «Чапаев», «Семеро смелых», «Путевка в жизнь», «Веселые ребята»;
- творчество И. Дунаевского, М. Блантера, Б. Мокроусова - любимое советским народом;
- расцвет монументального искусства: В. Мухина «Рабочий и колхозница»;
- строительство театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, клубов, дворцов культуры - примета времени
Задание на дом: § 17-18. Знать новые понятия, даты, события. Заполнить таблицу №1 «Социальные и экономические последствия индустриализации»:
Положительные
Отрицательные
Заполнить таблицу №2 «Экономические и социальные последствия сплошной коллективизации»:
Экономические
Социальные