СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "В столице фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией позволяет в увлекательной форме обобщить знания по данной теме  в 5 классе, а также при повторении темы в 6 классе.

Мультимедийная наглядность  повышает эмоциональное  восприятие и  способствует  более высокому уровню мотивации к усвоению знаний.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "В столице фразеологизмов"»

Тема: урок-путешествие  « В столице фразеологизмов». 5 класс. 2013 год

Тема: урок-путешествие « В столице фразеологизмов».

5 класс.

2013 год

Тип урока :  обобщение и систематизация  пройденного материала. Форма(вид) урока : урок-путешествие.

Тип урока :

обобщение и систематизация

пройденного материала.

Форма(вид)

урока : урок-путешествие.

 Цель урока :   Закрепить полученные на уроках знания по  фразеологии в нетрадиционной форме.  Задачи: Общеобразовательные: 1. Пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами. 2. Совершенствовать умение работы со словарями , формировать умение применять на практике полученные знания. Развивающие: 1.Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения. 2. Развивать активность учащихся, познавательные процессы(память, внимание, воображение, мышление , речь), навыки остроумного ответа. Воспитательные: 1. Воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к родному языку, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учёбе.

Цель урока : Закрепить полученные на уроках знания по фразеологии в нетрадиционной форме.

Задачи:

Общеобразовательные: 1. Пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами.

2. Совершенствовать умение работы со словарями , формировать умение применять на практике полученные знания.

Развивающие: 1.Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения. 2. Развивать активность учащихся, познавательные процессы(память, внимание, воображение, мышление , речь), навыки остроумного ответа.

Воспитательные: 1. Воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к родному языку, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учёбе.

 Оборудование урока:  УМК под редакцией М.М.Разумовской  Фразеологические словари  Высказывание А.И.Ефимова « Фразеологизмы - это перлы, самородки и самоцветы родного языка».  Доска, мел, компьютер, экран.  Карточки, иллюстрации к фразеологизмам.  Иностранная валюта (жетоны).  Геометрические фигуры (круг-3 уровень, квадрат- 2 уровень, треугольник- 1 уровень).  Музыкальное сопровождение.

Оборудование урока:

  • УМК под редакцией М.М.Разумовской
  • Фразеологические словари
  • Высказывание А.И.Ефимова « Фразеологизмы - это перлы, самородки и самоцветы родного языка».
  • Доска, мел, компьютер, экран.
  • Карточки, иллюстрации к фразеологизмам.
  • Иностранная валюта (жетоны).
  • Геометрические фигуры (круг-3 уровень, квадрат- 2 уровень, треугольник- 1 уровень).
  • Музыкальное сопровождение.
 План урока. Мотивационно – ориентировочный этап ( Оргмомент ). Сообщение темы, целей урока. Этап подготовки учащихся к активному повторению усвоенных знаний.  1. Эвристическая беседа.  Проверка домашнего задания. Этап повторения и обобщения изученного материала.  2. Дифференцированная работа. Фразеологический зоопарк.  Школа фразеологизмов.(Выборочный диктант)  Музей фразеологизмов .  3.Физкультминутка.  4.Тренировочные задания.  Зал игровых автоматов. (Творческая работа).  Картинная галерея. (Индивидуальная работа)  Государственное учреждение . (Самостоятельная работа в виде цифрового диктанта) Этап информации о домашнем задании.  Итоги, выводы урока.(Рефлексия)

План урока.

  • Мотивационно – ориентировочный этап ( Оргмомент ).
  • Сообщение темы, целей урока. Этап подготовки учащихся к активному повторению усвоенных знаний.

1. Эвристическая беседа.

Проверка домашнего задания.

  • Этап повторения и обобщения изученного материала.

2. Дифференцированная работа.

  • Фразеологический зоопарк.
  • Школа фразеологизмов.(Выборочный диктант)
  • Музей фразеологизмов .

3.Физкультминутка.

4.Тренировочные задания.

  • Зал игровых автоматов. (Творческая работа).
  • Картинная галерея. (Индивидуальная работа)
  • Государственное учреждение . (Самостоятельная работа в виде цифрового диктанта)
  • Этап информации о домашнем задании.
  • Итоги, выводы урока.(Рефлексия)

Проблемный вопрос: Почему надо употреблять фразеологизмы в своей речи?  Гипотеза: Они придают точность и  выразительность нашей речи.

Проблемный вопрос:

Почему надо употреблять фразеологизмы в своей речи?

Гипотеза: Они придают точность и

выразительность нашей речи.

 Этапы  Деятельность Мотивационно -ориентировочный этап.(Оргмомент)  учителя 2 мин. Приветствую учащихся, организовываю их активное включение в урок.  Деятельность Взаимное приветствие, ученики настраиваются на учебную деятельность, проверяя готовность своего рабочего места.  ученика      Фронтальный  Контроль      Воспринимают задачи урока, открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока.  Сообщаю цели и задачи урока. Проверяю домашнее задание по теме « Фразеология» в виде эвристической беседы. Целеполагание и планирование деятельности. Этап подготовки учащихся к активному повторению усвоенных знаний. 3 мин.  Отвечают на поставленные вопросы.       Этап повторения и обобщения изученного материала.          Слушают учителя, записывают.       Предлагаю детям дифференцированную работу. Выполняют задания.  Фронтальный      Работа в группах.

Этапы

Деятельность

Мотивационно -ориентировочный этап.(Оргмомент)

учителя

2 мин.

Приветствую учащихся, организовываю их активное включение в урок.

Деятельность

Взаимное приветствие, ученики настраиваются на учебную деятельность, проверяя готовность своего рабочего места.

ученика

Фронтальный

Контроль

Воспринимают задачи урока, открывают тетради, записывают число, классная работа, тему урока.

Сообщаю цели и задачи урока. Проверяю домашнее задание по теме « Фразеология» в виде эвристической беседы.

Целеполагание и планирование деятельности. Этап подготовки учащихся к активному повторению усвоенных знаний. 3 мин.

Отвечают на поставленные вопросы.

Этап повторения и обобщения изученного материала.

Слушают учителя, записывают.

Предлагаю детям дифференцированную работу.

Выполняют задания.

Фронтальный

Работа в группах.

 Этапы  Деятельность Фразеологический зоопарк.  учителя  Деятельность  5 мин. Даю задания на подбор к фразеологизмам синонимов и антонимов, затем предлагаю вспомнить и записать животных, которые живут во фразеологизмах. Вспоминают, что такое синонимы ,антонимы, фразеологизмы с животными. Объясняют их значения.  ученика  Контроль (сильные ученики)   Работают самостоятельно и записывают в тетрадь.      Читаю сказку, ученики должны найти и выписать все фразеологизмы. (Выборочный диктант)      Дети находят и выписывают 10 фразеологизмов.         Школа фразеологизмов. 5 мин.  Дайте с помощью словаря современное толкование фразеологизмов: авгиевы конюшни, ахиллесова пята, нить Ариадны. Самостоятельная работа в группе с проверкой. (средний уровень учащихся)         Работают со словарём фразеологизмов, готовят отчёт- рассказ о крылатых выражениях.  Музей фразеологизмов. 5 мин.  (слабый уровень учащихся)    Самостоятельная работа в группе.

Этапы

Деятельность

Фразеологический зоопарк.

учителя

Деятельность

5 мин.

Даю задания на подбор к фразеологизмам синонимов и антонимов, затем предлагаю вспомнить и записать животных, которые живут во фразеологизмах.

Вспоминают, что такое синонимы ,антонимы, фразеологизмы с животными. Объясняют их значения.

ученика

Контроль

(сильные ученики)

Работают самостоятельно и записывают в тетрадь.

Читаю сказку, ученики должны найти и выписать все фразеологизмы. (Выборочный диктант)

Дети находят и выписывают 10 фразеологизмов.

Школа фразеологизмов. 5 мин.

Дайте с помощью словаря современное толкование фразеологизмов: авгиевы конюшни, ахиллесова пята, нить Ариадны.

Самостоятельная работа в группе с проверкой.

(средний уровень учащихся)

Работают со словарём фразеологизмов, готовят отчёт- рассказ о крылатых выражениях.

Музей фразеологизмов. 5 мин.

(слабый уровень учащихся)

Самостоятельная работа в группе.

 Этапы  Деятельность Проверка дифференцированного задания. Учитель проверяет, как учащиеся выполнили задания.  учителя  Деятельность   ученика  Контроль Физкультминутка. Ответы детей.   Фронтальный контроль.  5 мин.  А сейчас мы отдохнём и послушаем частушки – фразеушки. В них вы услышите фразеологические обороты со словом «ухо».         Слушают и отдыхают. Спокойно воспринимают информацию. Творческое задание «Закончи фразеологизм»: ученики записывают начало фразеологизма, затем подбирают концовку.   Тренировочные задания. Зал игровых автоматов.  5 мин.           Продолжаем путешествие. Назовите фразеологизмы, изображённые на картинках.   Обдумывают и высказывают свои предположения. Картинная галерея. Работа у доски.  5 мин.         Называют фразеологизмы по картинкам.    Индивидуальный опрос.

Этапы

Деятельность

Проверка дифференцированного задания.

Учитель проверяет, как учащиеся выполнили задания.

учителя

Деятельность

ученика

Контроль

Физкультминутка.

Ответы детей.

Фронтальный контроль.

5 мин.

А сейчас мы отдохнём и послушаем частушки – фразеушки. В них вы услышите фразеологические обороты со словом «ухо».

Слушают и отдыхают.

Спокойно воспринимают информацию.

Творческое задание «Закончи фразеологизм»: ученики записывают начало фразеологизма, затем подбирают концовку.

Тренировочные задания. Зал игровых автоматов.

5 мин.

Продолжаем путешествие. Назовите фразеологизмы, изображённые на картинках.

Обдумывают и высказывают свои предположения.

Картинная галерея.

Работа у доски.

5 мин.

Называют фразеологизмы по картинкам.

Индивидуальный опрос.

 Этапы  Деятельность  Государственное учреждение.   учителя  Деятельность  Контроль  ученика  5 мин.  Предлагается самостоятельная работа в виде цифрового диктанта.   Письменно выполняют задания.    Проверяется работа каждого ученика.    Объясняю вид и способ выполнения домашнего задания.  Этап информации о домашнем задании, инструктаж его выполнения.        2 мин.    Внимательно слушают и воспринимают. Фронтальное заслушивание.    Подведение итогов, выводов урока, оценка знаний. Подводим итоги урока. Выставляю оценки за урок.   (Рефлексия).   3 мин.   Разные ответы учащихся. Дают анализ успешности урока.    Фронтальный.

Этапы

Деятельность

Государственное учреждение.

учителя

Деятельность

Контроль

ученика

5 мин.

Предлагается самостоятельная работа в виде цифрового диктанта.

Письменно выполняют задания.

Проверяется работа каждого ученика.

Объясняю вид и способ выполнения домашнего задания.

Этап информации о домашнем задании, инструктаж его выполнения.

2 мин.

Внимательно слушают и воспринимают.

Фронтальное заслушивание.

Подведение итогов, выводов урока, оценка знаний.

Подводим итоги урока. Выставляю оценки за урок.

(Рефлексия).

3 мин.

Разные ответы учащихся. Дают анализ успешности урока.

Фронтальный.

 Этап подготовки учащихся к активному  повторению усвоенных знаний. Проверка домашнего задания в виде  эвристической беседы. Цель : Проверить знания учащихся по теме ; умеют ли составлять с фразеологизмами небольшие тексты.  Выяснить, зачем нужно употреблять фразеологизмы в речи. Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Фразеологией? Что такое фразеология?  А что такое фразеологизмы? Приведите примеры. Чтобы ответить на вопрос, зачем употребляют фразеологизмы в речи, вы должны были дома поработать с текстом : заменить выделенные слова фразеологизмами и сравнить 2 получившихся текста. Давайте проверим, что получилось.

Этап подготовки учащихся к активному

повторению усвоенных знаний.

Проверка домашнего задания в виде

эвристической беседы.

Цель :

Проверить знания учащихся по теме ; умеют ли составлять с фразеологизмами небольшие тексты.

Выяснить, зачем нужно употреблять фразеологизмы в речи.

  • Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Фразеологией?
  • Что такое фразеология?
  • А что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
  • Чтобы ответить на вопрос, зачем употребляют фразеологизмы в речи, вы должны были дома поработать с текстом : заменить выделенные слова фразеологизмами и сравнить 2 получившихся текста. Давайте проверим, что получилось.
 Фразеологические  словари.

Фразеологические

словари.

Заглянем в словарь! Фразеология – наука, которая изучает фразеологизмы. Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов: phrasis (фрасис) – выражение, оборот речи и logos (логос) – слово, понятие, учение. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, жить на широкую ногу, обвести вокруг пальца.

Заглянем в словарь!

Фразеология – наука, которая изучает фразеологизмы. Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов: phrasis (фрасис) – выражение, оборот речи и logos (логос) – слово, понятие, учение.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, жить на широкую ногу, обвести вокруг пальца.

Что такое фразеологизм?  Представим, что у нас возникла мысль о крайней необходимости что-либо совершить. Эту мысль можно выразить одним словом «непременно» или словосочетанием «сколько бы труда мне это не стоило». Но ведь существует готовый, очень точный оборот «во что бы то ни стало»! Этот и есть фразеологизм.

Что такое фразеологизм?

Представим, что у нас возникла мысль о крайней необходимости что-либо совершить. Эту мысль можно выразить одним словом «непременно» или словосочетанием «сколько бы труда мне это не стоило». Но ведь существует готовый, очень точный оборот «во что бы то ни стало»! Этот и есть фразеологизм.

Неотъемлемый признак фразеологизмов заключается в том, что они используются нами как нечто целостное, монолитное.   К.И.Чуковский. Фразеологизм, в отличие от свободного сочетания слов, не создается из отдельных слов, а воспроизводится в памяти целиком в том виде, в каком он всегда употребляется. При этом состав фразеологизма обычно настолько устойчив, что его части нельзя переставлять или заменять другими. Не говорят «во что ни стало бы то». Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы!

Неотъемлемый признак фразеологизмов заключается в том, что они используются нами как нечто целостное, монолитное.

К.И.Чуковский.

Фразеологизм, в отличие от свободного сочетания слов, не создается из отдельных слов, а воспроизводится в памяти целиком в том виде, в каком он всегда употребляется. При этом состав фразеологизма обычно настолько устойчив, что его части нельзя переставлять или заменять другими. Не говорят «во что ни стало бы то».

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы!

  Фразеологизмы – это устойчивые сочетания, которые имеют неизменный порядок слов.  Лить колокола  Распускать сплетни, врать. Бить баклуши Бездельничать.                                                                               

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания, которые имеют неизменный порядок слов.

Лить колокола

Распускать сплетни, врать.

Бить баклуши

Бездельничать.

                                                                              

Давайте сравним!   Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали , где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр. Об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут . Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили , и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали . Когда сороки догадались обо всем , лиса была уже далеко . Так и надо сорокам! Нечего было от сыра  отвлекаться да спорить!

Давайте сравним!

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали , где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр. Об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут . Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили , и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали . Когда сороки догадались обо всем , лиса была уже далеко . Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!

А теперь попробуем употребить фразеологизмы.    Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны – известные любительницы сыра. Об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись - лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам! Не надо было ворон считать.   Судите сами! Ответ очевиден: фразеологизмы украшают речь, делают её образной, выразительной, эмоциональной! Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли!

А теперь попробуем употребить фразеологизмы.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны – известные любительницы сыра. Об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись - лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам! Не надо было ворон считать.

Судите сами! Ответ очевиден: фразеологизмы украшают речь, делают её образной, выразительной, эмоциональной! Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли!

Добро пожаловать в столицу Страны Фразеологии!

Добро пожаловать

в столицу Страны Фразеологии!

 Выбираем, куда пойти… В этом городе чего только нет: музей, зоопарк, школа, справочное бюро , картинная галерея, зал игровых автоматов, государственное учреждение, знаменитая площадь Фразеологизмов! Всем повсюду не успеть. Разделимся на группы, кто куда направится. А нужна помощь – добро пожаловать в Справочное бюро! ЗООПАРК МУЗЕЙ ШКОЛА

Выбираем, куда пойти…

  • В этом городе чего только нет: музей, зоопарк, школа, справочное бюро , картинная галерея, зал игровых автоматов, государственное учреждение, знаменитая площадь Фразеологизмов!
  • Всем повсюду не успеть. Разделимся на группы, кто куда направится.
  • А нужна помощь – добро пожаловать в Справочное бюро!

ЗООПАРК

МУЗЕЙ

ШКОЛА

 А теперь идём в зоопарк  !  ЗАДАНИЕ:    Подберите к фразеологизмам антонимы. Подберите к фразеологизмам синонимы.   Как кошка с собакой За словом в карман не полезет От горшка два вершка Рукой подать Кот наплакал Сломя голову В тот же миг Видимо-невидимо

А теперь идём в зоопарк !

ЗАДАНИЕ:

Подберите к фразеологизмам антонимы.

Подберите к фразеологизмам синонимы.

  • Как кошка с собакой
  • За словом в карман не полезет
  • От горшка два вершка
  • Рукой подать
  • Кот наплакал
  • Сломя голову
  • В тот же миг
  • Видимо-невидимо

 Улицы синонимов и  антонимов . Верста коломенская Тьма-тьмущая, пруд пруди, с три короба, как собак нерезаных… Язык проглотил, воды в рот набрал С гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся… Душа в душу Сию минуту, по горячим следам, не отходя от кассы… За тридевять земель, куда Макар телят не гонял Во всю прыть, что есть духу, не успеешь моргнуть, в мгновение ока…

Улицы синонимов и

антонимов .

Верста коломенская

Тьма-тьмущая, пруд пруди, с три короба, как собак нерезаных…

Язык проглотил, воды в рот набрал

С гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся…

Душа в душу

Сию минуту, по горячим следам, не отходя от кассы…

За тридевять земель, куда Макар телят не гонял

Во всю прыть, что есть духу, не успеешь моргнуть, в мгновение ока…

 И вот мы во фразеологическом  зоопарке ! Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните значения фразеологизмов.   Пишет как … лапой  Делить шкуру неубитого …  На сердце … скребут … носа не подточит Топает как… Трусливый как … Ползёт как… … наплакал , …не клюют

И вот мы во фразеологическом

зоопарке !

Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах.

Объясните значения фразеологизмов.

Пишет как … лапой

Делить шкуру неубитого …

На сердце … скребут

носа не подточит

Топает как…

Трусливый как …

Ползёт как…

наплакал , …не клюют

Куры не клюют Кот наплакал

Куры не клюют

Кот наплакал

 Школа фразеологизмов. Задание: прочитайте сказку , найдите и выпишите 10 фразеологизмов.    Кашу маслом не испортишь.   Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.  А Саша стучит. - Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. - Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. - Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!  Саша заплакал.  Я машину чиню. А бабушка: « Всему своё время». Зачем молоток унесла?  Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.  Не все: мы не спим.  Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.  Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка».  А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».       

Школа фразеологизмов.

Задание: прочитайте сказку , найдите и выпишите 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

 

  • Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё.

Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

  • Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
  • Саша заплакал.
  • Я машину чиню.

А бабушка: « Всему своё время».

  • Зачем молоток унесла?
  • Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
  • Не все: мы не спим.
  • Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка».

А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».

 

 

( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)  

( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать

как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны

свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

 

 Я поведу тебя в музей… МУЗЕЙ ХРАНИТ МНОГО НЕОБЫЧНОГО… ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО…   ЗАДАНИЕ:  Приготовьте речь  экскурсовода, отвечая на  вопросы: Что обозначают эти фразеологизмы? Каково их происхождение? Дайте современное толкование этих фразеологизмов.  Ариаднина нить   Авгиевы конюшни   Ахиллесова пята

Я поведу тебя в музей…

МУЗЕЙ ХРАНИТ МНОГО НЕОБЫЧНОГО… ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО…

ЗАДАНИЕ:

Приготовьте речь

экскурсовода, отвечая на

вопросы:

  • Что обозначают эти фразеологизмы?
  • Каково их происхождение?
  • Дайте современное толкование этих фразеологизмов.
  • Ариаднина нить

  • Авгиевы конюшни

  • Ахиллесова пята

 Ариаднина нить. Из буквального словосочетания Ариаднина нить, то есть клубок ниток, принадлежавший Ариадне, дочери критского царя Миноса. Ариадна помогла афинскому герою Тезею убить Минотавра ( полубыка - получеловека) и выбраться из лабиринта с помощью нити, прикреплённой у входа.   В современном языке этот фразеологизм обозначает способ, помогающий выйти из трудного положения.

Ариаднина нить.

Из буквального словосочетания Ариаднина нить, то есть клубок ниток, принадлежавший Ариадне, дочери критского царя Миноса. Ариадна помогла афинскому герою Тезею убить Минотавра ( полубыка - получеловека) и выбраться из лабиринта с помощью нити, прикреплённой у входа.

В современном языке этот фразеологизм обозначает способ, помогающий выйти из трудного положения.

 Авгиевы конюшни. Из буквального словосочетания Авгиевы конюшни, то есть громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей.   В современном языке этот фразеологизм обозначает очень загрязнённое место, запущенное помещение.

Авгиевы конюшни.

Из буквального словосочетания Авгиевы конюшни, то есть громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей.

В современном языке этот фразеологизм обозначает очень загрязнённое место, запущенное помещение.

 Ахиллесова пята. Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.  В современном языке этот фразеологизм обозначает уязвимое место, слабую сторону.

Ахиллесова пята.

Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.

В современном языке этот фразеологизм обозначает уязвимое место, слабую сторону.

 Встреча - на площади  фразеологизмов !    Проверка дифференцированного задания.

Встреча - на площади

фразеологизмов !

Проверка дифференцированного задания.

Частушки - фразеушки. (Физкультминутка) Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Мы частушки - фразеушки Пропоем старательно.  Жужжит в уши педагог на уроке тему, Но не может сам понять странную проблему: В одно ухо у ребят тема залетает, Не проходит двух минут – в другое вылетает.  Нерадивый ученик-голова два уха – С неохотою урок слушал краем уха. Не ведет он даже ухом на совет своих друзей, Не видать ему пятерок так, как собственных ушей.

Частушки - фразеушки.

(Физкультминутка)

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Мы частушки - фразеушки

Пропоем старательно.

Жужжит в уши педагог на уроке тему,

Но не может сам понять странную проблему:

В одно ухо у ребят тема залетает,

Не проходит двух минут – в другое вылетает.

Нерадивый ученик-голова два уха –

С неохотою урок слушал краем уха.

Не ведет он даже ухом на совет своих друзей,

Не видать ему пятерок так, как собственных ушей.

  Медведь ухо отдавил Васе при рождении, И теперь мычит, рычит он на уроке пения. До ушей краснеет Вася – петь не получается, Уши вянут у других – а он во всю старается.  Мы в столовую влетаем, видим – Петя там сидит, Пиццу ест, а за ушами у него уже трещит. Хохотать все начинают, рот у всех аж до ушей, Успокоиться не могут, хоть завязочки пришей.  Мы пропели фразеушки, верьте вы своим ушам, Не ушами надо хлопать, а учиться лучше нам. Мы надеемся, куплеты не прошли мимо ушей, Не тужить чтоб в жизни, нужно быть с наукою дружней.

Медведь ухо отдавил Васе при рождении,

И теперь мычит, рычит он на уроке пения.

До ушей краснеет Вася – петь не получается,

Уши вянут у других – а он во всю старается.

Мы в столовую влетаем, видим – Петя там сидит,

Пиццу ест, а за ушами у него уже трещит.

Хохотать все начинают, рот у всех аж до ушей,

Успокоиться не могут, хоть завязочки пришей.

Мы пропели фразеушки, верьте вы своим ушам,

Не ушами надо хлопать, а учиться лучше нам.

Мы надеемся, куплеты не прошли мимо ушей,

Не тужить чтоб в жизни, нужно быть с наукою дружней.

 Зал игровых автоматов.  (Творческая работа) Внимание на экран! Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься. Мы добрались до зала игровых автоматов, пропуском сюда будет выполнение такого задания: Закончи фразеологизм: Дрожит как …(осиновый лист), катается как …(сыр в масле), вводить на… (чистую воду), держать в…(ежовых рукавицах), поразить как …(гром среди ясного неба), вариться в …(собственном соку), сидеть …(сложа руки), знать как …( свои пять пальцев).

Зал игровых автоматов.

(Творческая работа)

Внимание на экран! Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься. Мы добрались до зала игровых автоматов, пропуском сюда будет выполнение такого задания:

Закончи фразеологизм:

Дрожит как …(осиновый лист), катается как …(сыр в масле), вводить на… (чистую воду), держать в…(ежовых рукавицах), поразить как …(гром среди ясного неба), вариться в …(собственном соку), сидеть …(сложа руки), знать как …( свои пять пальцев).

 Следующий объект нашего маршрута - картинная галерея! И здесь нас ждёт испытание. Вот рисунки , сделанные художниками, но они почему-то забыли дать названия своим картинам. Сделайте это вы при помощи фразеологических оборотов.

Следующий объект нашего маршрута - картинная галерея!

И здесь нас ждёт испытание. Вот рисунки , сделанные художниками, но они почему-то забыли дать названия своим картинам. Сделайте это вы при помощи фразеологических оборотов.

На воре шапка горит

На воре шапка горит

водить за нос

водить за нос

Государственное

учреждение.

Следуем дальше. Перед нами - важное государственное учреждение. Вход сюда разрешён только коренным жителям(фразеологизмам). Но кто-то удачно замаскировался под них и пытается проникнуть в здание. Их не пускают, хотя все желающие попасть сюда мало чем отличаются друг от друга. Как вы думаете , кого не пропустят в здание и почему? Найдите этих самозванцев в словосочетаниях. Самостоятельная работа учащихся в виде цифрового диктанта.

А) 1- является фразеологизмом.

2- не является фразеологизмом.

Ходил растерянный, разоблачить обман, семи пядей во лбу, трудно отыскать, хорошо потрудиться, как в воду опущенный, вывести на чистую воду, очень умный, днём с огнём не найти, засучив рукава.

Код: 2, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1.

Б) 1- синонимичные фразеологизмы.

2 - антонимичные фразеологизмы.

Положить зубы на полку - затянуть поясок, вывести на чистую воду - водить за нос, попасть впросак – сесть в калошу, без сучка без задоринки – как по маслу, рукой подать – у чёрта на куличках, кот наплакал – с гулькин нос, по воде вилами писано – бабушка надвое сказала, стреляный воробей – тёртый калач, бить баклуши – работать не сгибая спины.

Код:1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 1, 2.

Вот наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вам понравилось, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций. Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго, И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.  Пожелание успеха в каком – либо деле, начинании. (С Богом!)  Пожелание долгой жизни, благополучия. (Многие лета)  Пожелание удачи в чём – либо. (В добрый час, ни пуха ни пера)

Вот наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вам понравилось, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций. Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго, И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.

  • Пожелание успеха в каком – либо деле, начинании. (С Богом!)
  • Пожелание долгой жизни, благополучия. (Многие лета)
  • Пожелание удачи в чём – либо. (В добрый час, ни пуха ни пера)
 Уровень наших знаний по  данной теме:

Уровень наших знаний по

данной теме:

Домашнее задание. Найди соответствия.    1. Как снег на голову 2. Держать язык за зубами 3. Намять бока 4. Не в бровь, а в глаз  a) Метко b)Набить c)Молчать d)Неожиданно Продолжи фразеологизмы, используя слова для справок (форму слов можно изменить)   1. Дрожит как 2. Держать в ежовых рукавицах 3. Вариться в собственном 4. Выводить на чистую  a)Вода b)Осиновый лист c)Рукавицы d)Сок   Тест. (2 уровень)

Домашнее задание.

  • Найди соответствия.

1. Как снег на голову

2. Держать язык за зубами

3. Намять бока

4. Не в бровь, а в глаз

a) Метко

b)Набить

c)Молчать

d)Неожиданно

  • Продолжи фразеологизмы, используя слова для справок (форму слов можно изменить)

1. Дрожит как

2. Держать в ежовых рукавицах

3. Вариться в собственном

4. Выводить на чистую

a)Вода

b)Осиновый лист

c)Рукавицы

d)Сок

Тест. (2 уровень)

Вычеркни «четвёртый лишний» в каждом столбце. 1. a)Хоть пруд пруди b)Кот наплакал c)Тьма-тьмущая d)Яблоку негде упасть 2. a)Во все лопатки b)Сломя голову c)Черепашьим шагом d)В мгновение ока 3. a)Слово в слово b)Тютелька в тютельку c)Вилами на воде писано d)Комар носа не подточит 4 a)Попасть впросак b)Попасть на седьмое небо c)Попасть в переделку d)Попасть в переплёт   № задания № вопроса 1 d 2 b c 3 c b 4 b d a c a c b
  • Вычеркни «четвёртый лишний» в каждом столбце.

1.

a)Хоть пруд пруди

b)Кот наплакал

c)Тьма-тьмущая

d)Яблоку негде упасть

2.

a)Во все лопатки

b)Сломя голову

c)Черепашьим шагом

d)В мгновение ока

3.

a)Слово в слово

b)Тютелька в тютельку

c)Вилами на воде писано

d)Комар носа не подточит

4

a)Попасть впросак

b)Попасть на седьмое небо

c)Попасть в переделку

d)Попасть в переплёт

задания

вопроса

1

d

2

b

c

3

c

b

4

b

d

a

c

a

c

b

 Афиша Плакат с домашним заданием!  « С головы до ног» (3 уровень)  Внимание , друзья!  Приглашаем на АУКЦИОН слов  ГОЛОВА,  ноги , глаза. Кто больше фразеологизмов с их участием приведёт, того награда завтра ждёт!

Афиша

Плакат с домашним заданием! « С головы до ног»

(3 уровень)

Внимание , друзья!

Приглашаем на АУКЦИОН слов

ГОЛОВА, ноги , глаза.

Кто больше фразеологизмов с их участием приведёт, того награда завтра ждёт!

Итоги урока.(Рефлексия) Мы благополучно покинули страну Фразеологию и её гостеприимную столицу. Теперь давайте подведём итоги. (Подсчитывается количество жетонов, заработанных каждым учащимся, и выставляется оценка за урок) - Ребята, где именно в столице Фразеологии Вам было интересно?  Для чего нужно использовать в речи фразеологизмы? - К каким выводам мы пришли? - Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно; разобрались с темой; умеете применять свои знания (Сидят за партами – плохо, слабо; Просто стоят – хорошо; Стоят, руки вверх – отлично) - Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое , на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.(Ученики записывают прилагательное.) - А теперь прочитайте то, что вы написали.(Ученики читают вслух друг за другом.)

Итоги урока.(Рефлексия)

Мы благополучно покинули страну Фразеологию и её гостеприимную столицу. Теперь давайте подведём итоги. (Подсчитывается количество жетонов, заработанных каждым учащимся, и выставляется оценка за урок)

- Ребята, где именно в столице Фразеологии Вам было интересно?

  • Для чего нужно использовать в речи фразеологизмы?

- К каким выводам мы пришли?

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

Покажите, насколько сегодня вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно; разобрались с темой; умеете применять свои знания

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично)

- Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое , на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.(Ученики записывают прилагательное.)

- А теперь прочитайте то, что вы написали.(Ученики читают вслух друг за другом.)

Оцени свою работу ! Не покладая рук Ни шатко ни валко Тяп да ляп Рука об руку Через пень колоду Как вы работали  на уроке? Засучив рукава В поте лица

Оцени свою работу !

Не покладая рук

Ни шатко ни валко

Тяп да ляп

Рука об руку

Через пень колоду

Как вы работали

на уроке?

Засучив рукава

В поте лица

Выводы:  Теория фразеологизмов была заложена в начале XX века. Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Иногда мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые, ставшие уже крылатыми, выражения – настолько они привычны и удобны.  Фразеологизмы отличаются образностью.  «Не видно ни зги» – это тоже, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему, человек, помимо всего прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету и собеседнику.

Выводы:

  • Теория фразеологизмов была заложена в начале XX века. Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Иногда мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые, ставшие уже крылатыми, выражения – настолько они привычны и удобны.

  • Фразеологизмы отличаются образностью.

  • «Не видно ни зги» – это тоже, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему, человек, помимо всего прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету и собеседнику.
Фразеологизмы – это жемчужины русского языка. Некоторые люди воспринимают их буквально, но это от недостаточности знаний той среды, в которой они живут. Например, выражение, которое понятно русскоязычному человеку, вряд ли будет понятно чужестранцу.  Фразеологизмы показывают особенность менталитета русского языка. Именно поэтому их очень трудно переводить на другой язык, иногда практически невозможно, разве только путем подбора какого-то аналога. Буквальных переводов фразеологизмов быть не может.  Фразеологизмы – легкие выражения. Но порой они остры и грубоваты, порой слишком экспрессивны, поэтому употреблять их нужно в разговорной речи, а, например, в официально-деловой речи ими стоит пользоваться с большой осторожностью.
  • Фразеологизмы – это жемчужины русского языка. Некоторые люди воспринимают их буквально, но это от недостаточности знаний той среды, в которой они живут. Например, выражение, которое понятно русскоязычному человеку, вряд ли будет понятно чужестранцу.

  • Фразеологизмы показывают особенность менталитета русского языка. Именно поэтому их очень трудно переводить на другой язык, иногда практически невозможно, разве только путем подбора какого-то аналога. Буквальных переводов фразеологизмов быть не может.

  • Фразеологизмы – легкие выражения. Но порой они остры и грубоваты, порой слишком экспрессивны, поэтому употреблять их нужно в разговорной речи, а, например, в официально-деловой речи ими стоит пользоваться с большой осторожностью.
МОЛОДЦЫ!  Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!

МОЛОДЦЫ!

Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!

Урок хочется закончить словами:   Друзья, следите за собой,  Когда по - русски говорите,  Ведь это наш язык родной –  Его для внуков сохраните!   В. Я. Весник.

Урок хочется закончить словами:

Друзья, следите за собой,

Когда по - русски говорите,

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

В. Я. Весник.

Молодцы!! 5

Молодцы!!

5

Русский язык! В нём, как в море бездонном, Черпаю силы для смелых решений; Он вдохновляет на труд беззаветный Ради грядущих прекрасных свершений!  М. Геттуев.  Фото всего класса с учителем.

Русский язык! В нём, как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых

решений;

Он вдохновляет на труд

беззаветный

Ради грядущих прекрасных

свершений!

М. Геттуев.

Фото всего класса с учителем.

Список литературы.

  • «Методика преподавания русского языка» Е.А. Баринова.
  • «Основы методики русского языка в 4 -8 классах» А. В.Текучев.
  • «Русский язык. Лексика. Словообразование» Н. М. Шанский.
  • «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.Т.Жуков, А.В.Жуков. Издательство «Просвещение» , Москва, 2009 год.
  • «Я иду на урок» Л.А.Гончар. Издательство «1 сентября», Москва, 2004 год.
  • «Проектная деятельность учащихся по русскому языку» Г.В.Цветкова, 2009 год.
  • «Открытые уроки по русскому языку, 5-8 классы» Н.С. Раилко . Ростов - на Дону, «Еникс» , 2008 год.
  • «Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы» Н.О.Крамаренко. Издательство «Учитель» , Волгоград , 2003 год.
  • «Методика преподавания русского языка» М.Т. Баранов.
  • «Лингвистический анализ на уроках русского языка, 5 - 6 классы» Т.П.Лозинская, Брянск, «Курсив», 1997 год.
  • «Обучение русскому языку в 6 классе» М.М.Разумовская, Москва, «Просвещение», 1999 год.
  • «Методические рекомендации по русскому языку в 5 классе» М.М.Разумовская, Москва, «Дрофа» , 2000 год.
  • «Мастер – класс по русскому языку, 5 – 6 классы» Н.И. Павликовская, Москва,

Издательство « Глобус», 2009 год.

14. «Цифровые диктанты по русскому языку, 5 - 7 классы»М.Е. Кривоплясова,

Волгоград, «Учитель», 2007 год.

  • « «Предметная неделя русского языка в школе»С.В.Водолазькая,

Ростов – на – Дону, «Феникс», 2007 год.

  • «Технологии развивающего образования» Г.К.Селевко, Москва, 2005 год.
  • Диск «Здоровьесберегающие технологии учебного процесса». Издательство «Учитель».
  • Журнал «Русский язык в школе».

 Благодарю за внимание!

Благодарю

за внимание!

 Дополнения к уроку. Конкурс «Лицедеи».  По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:  Стоять на задних лапках. Не находить места. Прикусить язык. Намылить шею. Попасть не в бровь, а в глаз. Зарубить на носу. Ломать голову. В рот воды набрал.

Дополнения к уроку.

Конкурс «Лицедеи».

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

Тур первый. «Всяк молодец на свой образец». Задание командам: Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете? золотые зубы – золотые руки   важная деталь – важная птица медвежья услуга – медвежья берлога горькая правда – горькая микстура волчий хвост – волчий аппетит принимать продукцию – принимать участие приходить в голову – приходить в школу выйти из комнаты – выйти из положения дрова разгорелись – глаза разгорелись  cбивать с дерева – сбивать с толку

Тур первый.

«Всяк молодец на свой образец».

Задание командам:

Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

золотые зубы – золотые руки важная деталь – важная птица

медвежья услуга – медвежья берлога горькая правда – горькая микстура

волчий хвост – волчий аппетит принимать продукцию – принимать участие

приходить в голову – приходить в школу выйти из комнаты – выйти из положения

дрова разгорелись – глаза разгорелись cбивать с дерева – сбивать с толку

Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»  Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов). Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути.   Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться.   Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание.   Здесь написано совершенно чётко, определённо.   от всего сердца ни с того ни с сего в доску разбились чёрным по белому

Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

Задание командам:

Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).

  • Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути.

  • Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться.

  • Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание.

  • Здесь написано совершенно чётко, определённо.

от всего сердца

ни с того ни с сего

в доску разбились

чёрным по белому

На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось.   Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это.   В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить.   Много прошло времени с той поры.   Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись.   Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних.   как ни в чём ни бывало во что бы то ни стало за словом в карман не лезет много воды утекло нос повесили с глазу на глаз
  • На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось.

  • Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это.

  • В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить.

  • Много прошло времени с той поры.

  • Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись.

  • Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних.

как ни в чём ни бывало

во что бы то ни стало

за словом в карман не лезет

много воды утекло

нос повесили

с глазу на глаз

Город мастеров . (определите профессию)  Возникновение фразеологического оборота может быть связано с какой-то профессией, например:  Топорная работа; Без сучка, без задоринки; Снять стружку; Разделать под орех.   (Столяр)

Город мастеров . (определите профессию)

Возникновение фразеологического оборота может быть связано с какой-то профессией, например:

Топорная работа;

Без сучка, без задоринки;

Снять стружку;

Разделать под орех.

(Столяр)

На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками.   Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.   (Кузнец) (Портной)

На один покрой;

трещать по швам;

семь раз отмерь, один раз отрежь;

шито белыми нитками.

Доводить до белого каления;

между молотом и наковальней.

(Кузнец)

(Портной)

Ставить в тупик; зелёная улица; на всех парах.   Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе;    (Железнодорожник) (Повар) Стричь под одну гребёнку.   В час по чайной ложке.   (Парикмахер) (Аптекари)

Ставить в тупик;

зелёная улица;

на всех парах.

Калачом не заманишь;

заварить кашу;

толочь воду в ступе;

(Железнодорожник)

(Повар)

Стричь под одну гребёнку.

В час по чайной ложке.

(Парикмахер)

(Аптекари)

Позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание.    Войти в роль.   (Актёры) (Доктор) Завестись с полуоборота.   Направление главного удара.  (Военные) (Шофёры)

Позолотить пилюлю;

как рукой сняло;

затаить дыхание.

Войти в роль.

(Актёры)

(Доктор)

Завестись с полуоборота.

Направление главного удара.

(Военные)

(Шофёры)

 Фразеологический  конструктор. На карточках даны толкования слов, входящих во фразеологизм. Вы должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение.(Задание получает каждый ряд).  Карточка 1. принять сидячее положение предлог часть тела, соединяющая голову с туловищем

Фразеологический

конструктор.

На карточках даны толкования слов, входящих во фразеологизм. Вы должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение.(Задание получает каждый ряд).

Карточка 1.

  • принять сидячее положение
  • предлог
  • часть тела, соединяющая голову с туловищем
 Карточка 2. предлог незначительный по весу центральный орган кровеносной системы Карточка 3. Принять сидячее положение  предлог  низкая резиновая обувь

Карточка 2.

  • предлог
  • незначительный по весу
  • центральный орган кровеносной системы

Карточка 3.

  • Принять сидячее положение
  • предлог
  • низкая резиновая обувь

 Ответы. Сесть на шею – обременить собой, заботами о себе. С лёгким сердцем – без тревоги, без раздумий. Сесть в галошу – петь неудачу, оказаться в неловком положении.

Ответы.

  • Сесть на шею – обременить собой, заботами о себе.
  • С лёгким сердцем – без тревоги, без раздумий.
  • Сесть в галошу – петь неудачу, оказаться в неловком положении.
 На загадку дай отгадку! Не цветы, а вянут.  Его вешают, приходя в уныние.  Он в голове у несерьёзного человека.  Его разевают зеваки.

На загадку дай отгадку!

  • Не цветы, а вянут.
  • Его вешают, приходя в уныние.
  • Он в голове у несерьёзного человека.
  • Его разевают зеваки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!