Внеклассное чтение по творчеству А. Л. Барто
Учитель начальных классов:
Тарасова Елена Александровна
СОГБОУ «Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Цели урока:
- Познакомить с творчеством А.Л. Барто, её новыми произведениями.
- Учить через художественный текс оценивать поступки литературных героев.
- Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней.
Книжная выставка
Выставка рисунков
Биография
Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у неё было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище, но балериной не стала. Стихи Барто писала ещё, когда училась в начальной школе, первый её сборник вышел в 19 лет 1925году.
Словарная работа
- Ветеринар – специалист, занимающийся лечением животных и птиц.
- Хореографическое училище –
балетная школа.
Стихи для малышей
Мячик
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Мишка Бычок
- Уронили мишку на пол, Идёт бычок ,качается,
Оторвали мишке лапу. Вздыхает на ходу:
Все равно его не брошу - -Ох, доска кончается,
Потому что он хороший. Сейчас я упаду!
ЗАЙКА
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Стихотворение « Любочка»
понравилась ге-
роиня этого сти-
хотворения?
назвать девочку?
- Чему учит это стихотворе-ние?
Стихотворение: «Лебединое горе»
1.В холодном парке,
Среди льдин,
Зимует лебедь.
Он один. 2.Не повредил ли он крыло?
Сломал, быть может?
Бедняга! Вот не повезло.
Летать не может .
3.Я возле лебедя стою.
Я знаю всю его семью.
С большим семейством лебедят
Он плыл куда-то,
И вдруг над парком
Как взлетят
Все лебедята! 4. В холодном парке,
Среди льдин,
Остался лебедь.
Он один.
А я всё думаю о нём,
Бегу к нему на водоём.
Решил я притворитс я:
Я тоже лебедь – птица.
5. Я тоже белый, Весь в снегу. Я выгнул шею, Как могу.
6. Заносит снегом водоём,
А я кричу
- Послушай,
Мы будем плыть с тобой вдвоём,
Но только я - на суше !
7. Я поднял руку ,
Как крыло.
Но ничего не помогло.
8. В холодном парке среди льдин
Скучает лебедь – он один.
Грамзапись стихотворения «Я лежу болею» в исполнении А. Л. Барто
- О чём это стихот- ворение?
- Можно ли мальчиков назвать друзьями?
- А девочек?
- Чему учит стихотворение?
Физкультминутка (инсценировка стихотворения «Гуси-лебеди»)
1.Малыши среди двора 2. - Гуси – лебеди, домой!
Хоровод водили. Серый волк под горой!
В гуси лебеди игра, Волк на них и не глядит,
Серый – волк Василий. Волк на лавочке сидит.
3.Собрались вокруг него 4. Раз ты волк, так ты не трусь!
Лебеди и гуси. Закричал на волка гусь.-
Почему ты нас не ешь? От такого волка
Говорит Маруся. Никакого толка!
5.Волк ответил: - Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
Песни на стихи А. Л. Барто
- «Песенка про Петю».
- « Лёшенька – Лёшенька».
- «Вежливый вальс».
- «О чём пели птицы».
- « Болтунья».
- «Любитель рыболов».
Песня «Любитель – рыболов»
- О чём эта песенка?
- Как надо вести себя на рыбалке?
Игра: « Узнай стихотворение».
Ах ты девочка чумазая,
Я на солнышке лежала,
Где ты руки так измазала?
Руки кверху держала.
Чёрные ладошки;
Вот они и загорели.
На локтях – дорожки.
-А ты девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
-Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
Вот он и загорел.
-Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги – как у негра.
-Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
Вот они и загорели.
-Ой ли, так ли?
Громко девочка кричала,
Так ли дело было?
Как увидела мочалу,
Отмоем всё до капли.
Цапалась, как кошка:
Ну-ка, дайте мыло.
Не трогайте ладошки!
Мы её ототрём.
Они не будут белые::
Они же загорелые.
-А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос-
Разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный носик!
- Он мыла не выносит!
- Он не будет белый:
- Он же загорелый.
- -А нос тоже отмылся
Отмывали полосы-
Кричала громким голосом:
-Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
А пятки тоже отмылись.
-
-Вот теперь ты белая, Ничуть не загорелая. Это была грязь.
- О ком говорится в стихотворении?
- Понравилась ли вам девочка? Почему?
- Какие правила гигиены вы ещё знаете?
Агния Львовна Барто писала сценарии для художественных фильмов: «Алёша Птицын вырабатывает характер» «10 000 мальчиков» В 1940 году вышел фильм « Подкидыш» ( в фильме рассказывается о девочке, которая потерялась.) 1945 году вышел фильм «Слон и верёвочка» ( фильм поставлен по стихотворению «Верёвочка»)
Великая отечественная война
Во время Великой отечественной войны А. Л. Барто выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала по радио, писала для газет.
После окончания войны, спустя годы, её пригласили на радио, на канал «Маяк», вести необычную передачу « Найти человека».
Давно закончилась война, а отголоски страшных лет доходят до наших дней. Сколько семей потеряли друг друга в это страшное время. Как помочь? Есть государственные учреждения, которые находят, соединяют разлученные семьи войной. Для официального розыска нужны точные данные. А как быть если ребёнок потерялся маленьким, совсем маленьким, и не мог, сказать, где и когда родился, где жил, как зовут маму и папу? Таких детей приводили в детские дома, и часто они даже фамилию не могли назвать. Им давали новую фамилию, а иногда даже и имя.
Многие дети так и выросли, не зная, кто они, откуда. Только детские воспоминания. Может быть оставшиеся в живых родители, брат или сестра, услышав их по радио отзовутся?
- «Бабушкин дом стоял на горе, и когда спустишься с горы, перед тобой дорога. Там были посажены фруктовые сады прямо на берегу реки. Как сейчас вижу крышу родного дома. Одна сторона крыта красной черепицей, вторая – каким-то другим материалом».
- « Мы с братом поменьше, кажется его звали Серёжа, катались на калитке сада, она была скрипучая, и мы считали, что наша калитка с музыкой».
Все стихи Барто – мудрые, весёлые и беспокойные. Поэтессы нет, она умерла 1 апреля 1981 года, но из нашей памяти эти стихи не сотрутся никогда. Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ