СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: "Вода и её свойства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Вода и её  свойства

Цель: учить практическому исследованию природы. Выяснить основные свойства воды, значение воды в природе, научить сравнивать свойства воды и воздуха.

Задачи деятельности учителя:

  Создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды     в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся ставить простейшие опыты,исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные( критерии сформированности/оценки компонентов УУД)

Познавательные: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают необходимость охраны природы, всех живого и неживого.

  

 

Оборудование и наглядные пособия:

  1. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Наш мир, 2 класс, учебник. – Академкнига/Учебник,2006.
  2. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Наш мир, 2 класс, тетрадь для самостоятельной  работы. – Академкнига/Учебник,2010.
  3. Раздаточный материал на каждый стол: 3 стаканчика с водой №1-№6;
  4. Баночки с сахарным песком, поваренной солью, речным песком;
  5. 3 ложечки;
  6. Зеркальце;
  7. Пипетка
  8. Блюдце;
  9. Чашка ;
  10. Стакан с молоком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

  1. Организационно – психологический момент.
  2. Дети, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя. Поприветствуйте их.

              Хай-файв

  • -Поздоровайтесь со своим партнёром по плечу и по лицу, пожелайте друг другу что-то доброе, хорошее, улыбнитесь (партнёры по лицу здороваются кулачками, по плечу-хлопком)

 

  • -Я надеюсь, что вы чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Давайте с хорошим настроением начнём занятие. На нашем уроке вы сможете проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься.
  1. Проверка домашнего задания по теме

- Повторим изученный материал о воздухе.

- Давайте вспомним, такое воздух, его свойства, чем важен воздух всем обитателям Земли.

-У вас на столах у каждого карточки опроса, где правильно ставим «+», неправильно « - »

Экспресс – опрос. (Слайд № 2)

  1. Воздух находится вокруг тебя, проникает во все трещины и щели, заполняет отверстия в почве. (Да)
  2. Воздух – это смесь газов. (Да)
  3. При дыхании мы берём  из него углекислый газ, а выделяем кислород. (Нет)
  4. Землю окружает слой воздуха, который называют атмосферой. (Да)
  5. Воздух имеет цвет.(Нет)
  6. Воздух прозрачен. (Да)
  7. Чистый воздух не имеет запаха. (Да)
  8. Воздух хорошо проводит тепло. (Нет)
  9. Воздух хорошо пропускает солнечные лучи. (Да)
  10. Воздух лучше передает звук, чем дерево. (Нет)

Учитель: Проверим правильность выполнения задания.

 Проверка. (Слайд № 3.) (Все ответы проговариваются  учащимися )

Учитель: Поднимите руку, кто на все вопросы ответил правильно. Молодцы, вы блестяще показали свои знания. У кого одна ошибка? Тоже хорошо. А остальным советую ещё раз внимательно перечитать материал о  свойствах воздуха. Сдайте, пожалуйста листочки, я их проверю и на следующем уроке вы узнаете результат.

  1. Вводная беседа.
  2. А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа?

Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?                 (Вода)             (Слайд № 4)

– О чём будем говорить на уроке? (О воде)

Тема нашего урока – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.                (Слайд 5)

Сегодня на уроке мы с вами станем на 45 минут учеными  -исследователями, изучающими водные просторы нашей планеты.

До войны на экранах кинотеатров шла веселая комедия «Волга-Волга». И был в ней неунывающий водовоз, который распевал, подстегивая ленивых лошадей:

(Слайд №6 )отрывок из песни.

Удивительный вопрос: Почему я водовоз? Потому что без воды-

и ни туды, и ни сюды.

Зрители улыбались, а слова песенки даже стали поговоркой. А именно в этих словах скрыт глубочайший смысл. Ибо вода для жизни - это вещество номер один. Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты.

Попробуем себе представить, как бы выглядела наша Земля, исчезни с нее внезапно вода. Мрачное дно морей и океанов, покрытое толстым слоем солей, растворенных некогда в воде. Пересохшие реки, навек замолкнувшие родники. Горы тоже разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды.

Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле. И безоблачное небо необычного цвета.

Давайте разберемся: что же собой представляет вода?

Для чего на Земле нужна вода?

Может быть, кто-нибудь из вас хочет ответить на этот вопрос?

Слайд №7 «Зачем людям нужна вода?»

Слайд № 7 «Использование человеком воды»

Слайд № 8 «Значение воды для живых организмов».

Вода нужна не только человеку, но и животным и растениям, грибам. Для многих растений и животных вода – это место обитания. Но без воды не могут жить и обитатели суши.

Вода и быт человека. Человек использует воду не только для питья и приготовления пищи.( Слайд9) (Слайд 10) (Слайд11)

Слайд № 12 «Гидроэлектростанции».

Силу воды люди уже давно заставили служить себе. Сначала это были водяные мельницы и машины. Теперь построены мощные гидроэлектростанции.

 Огромное количество воды расходуется в промышленности- В большом количестве вода требуется для санитарных и хозяйственно бытовых нужд. Вода необходима для поддержания чистоты тела, жилища, улиц.

Выполнение задания № 28 в тетради для самостоятельных работ.

Учитель- Откройте тетради для самостоятельных работ  на стр.19 № 28и мы продолжим разговор о воде и её обитателях. Прочитайте задание, что нужно сделать? Кто понял? Выполняем.

-Я смотрю, большинство ребят выполнили задание. Итак, какое было задание? Проверим, как выполнили.

- Продолжим урок.

-Много ли воды на Земле?

- Кто хочет из ребят ответить?

Слайд №13 «Вид Земли из космоса».

Учитель Посмотрите на нашу планету из космоса. Какой цвет преобладает?

Голубой  цвет – цвет воды . Когда люди полетели в космос, то  наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая.  Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! Слайд 14.

 Вода занимает 2/3 Земли. Кажется воды много, но большая часть воды находится в морях и океанах, а она там соленая. А человеку нужна вода пресная.

Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой; даже суша, словно паутиной, пронизана сотнями рек и ручьев. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода. Хотя это звучит не привычно, но справедливо.

В самом деле, как еще именовать небесное тело, почти залитое водой; окутанное парами воды, обильно ею пропитанные?

  • : Сколько же на нашей планете воды?

Слайд №15 «Где встречается вода в природе».

98 % находится в океанах и морях,

2 % на суше, из них 2 % пресной воды (показ по карте пресных источников).

2 % пресной воды - это не так много, почему же она не убывает?

Слайд №16 «Круговорот воды в природе.

- Солнце,  как горячая плита, нагревает Землю. Под действием солнечных лучей вода всё время испаряется с поверхности  всех водоёмов земли, с её  суши, с листьев растений. Водяной пар с потоками тёплого воздуха поднимается вверх.

Но высоко над землёй воздух всегда намного холоднее, чем у её поверхности. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар охлаждается. Он превращается в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки. Из них и образуются облака. Ветер несёт их по небу над землёй. Постепенно капли становятся крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода выпадает обратно на землю в виде дождя, града или снега.

На земле вода продолжает своё движение. Упавшие на землю капли дождя стекают с гор и холмов, превращаясь в ручьи. Ручьи текут в реки, а реки в моря и океаны. Вода вновь испаряется и «висит» над землёй в газообразном состоянии до поры до времени.

  1. Физкультминута. Игра «Лидер» (включить музыку)

 - Таким образом , не смотря на то , что пресной воды мало, благодаря круговороту воды в природе, пресная вода не убывает. Но воду  надо беречь, т. как  мы без воды не проживём.(слайд17)

 

Я и туча, и туман,

И ручей,и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!  (вода)

 

- А хотите узнать о свойствах воды?

-Как вы думаете, какими свойствами обладает вода? (Слайд18)

-Вы посовещайтесь в своей группе, выберите из карточек нужные свойства и прикрепите на доску. Дети прикрепляют карточки на доску.

-Хорошо, каждая группа посовещавшись выбрала свойства воды. А по ходу проведения опытов мы с вами будем отмечать те свойства, которые вы выбрали и посмотрим, правильно ли вы выбрали. Итак,  начнём.

-У вас на столах стоят стаканы с водой, сахарный песок, поваренная соль и речной песок. Что произойдёт, если в стакане с водой размешать чайную ложку соли?

-Можете ли вы с уверенностью сказать, что не ошибётесь, и  точно определите, что соль растворится?

-Проверим это предположение с помощью опыта.

 ОПЫТ № 1

-Участники под №1 возьмите стакан с водой № 1. Насыпьте  соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся всё меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)

-Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась)

-А если это будет сахар?

ОПЫТ № 2

-Проведём аналогичный опыт с сахаром. Участники под №2 возьмите баночку № 2 .Насыпьте  чайную ложку сахара и размешайте. 

-Что произошло? (Сахар тоже  растворился  в воде)

Вывод: вода растворила соль и сахар, значит вода – растворитель.

-А если это будет речной песок?

ОПЫТ № 3

- Участники под №3 возьмите баночку № 3 и добавьте речной песок . Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там не изменяясь.)

Вывод :Вода не растворяет речной песок.

Если содержимое 3-его стакана пропустить через фильтр (кусочек марли, ваты или промокательной бумаги), то речной песок останется на фильтре и песчинки будут хорошо видны.

Такая очистка воды называется фильтрованием.

Слайд № 19 «Фильтрование».

Если мы пропустим через такой фильтр воду с сахаром или с солью, то на фильтре не останутся ни песок, ни сахар.

Запишите свои наблюдения в тетради (задание № 29). Поваренная соль – растворяется в воде.  Сахарный песок –растворяется в воде. Речной песок – не растворяется в воде.

Сделайте вывод.

 Вода  является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Бывают и другие  соли. Их вода тоже растворяет. В воде растворяются как полезные ,так и вредные  для растений и человека соли. И поэтому если ты не знаешь, чист ли источник, то пить из него не следует.

Слайд №20 пословица о воде.

Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».

 ОПЫТ № 4.

-А теперь участник под №4 попробуйте из  стакана №4 чистую воду. Какой вкус имеет  чистая вода ?

(Чистая вода  не имеет вкуса)  

-А почему чай сладкий, а море солёное? (Безвкусная вода становится сладкой или  солёной благодаря сахару и соли, так как вода их растворяет и приобретает их вкус. Используя это свойство воды, люди готовят , напитки разного вкуса: кислые, сладкие, кисло-сладкие)

Сделайте  вывод: чистая вода не имеет вкуса.

Слайд № 21 «Вода не имеет вкуса».

ОПЫТ № 5

- А теперь каждый наберите воду в пипетку и выпустите её на  поверхность маленького зеркальца.

-Что произошло с водой?(она растеклась). Наклоните зеркальце. Что происходит с водой? (Она дальше растекается.)

-Какой сделаем вывод?  (вода обладает свойством текучести.)

Слайд №22 «Вода обладает текучестью».

ОПЫТ № 6

Перед вами стакан №5, чашка и блюдце. В стакане вода . Перелейте воду  сначала в чашку, затем в блюдце.

-Что происходит?  - (Вода принимает форму  сосуда. )

Вывод: вода не имеет формы, она принимает  форму того сосуда, в который её поместят.

Слайд №23«Вода не имеет формы».

 . Как человек использует это свойство воды?(Люди очень широко используют это свойство. При перевозке  и хранении её наливают в удобные для этого формы)

ОПЫТ № 7

- Каждый день ты умываешься, пьёшь чистую воду. Обращали  ли вы внимание  на запах воды?

-Когда говорят, что вода пахнет бензином, о каком бедствии идёт речь ? (вода грязная)

Вывод:чистая вода не имеет запаха.

-А если перед нами жидкость неизвестного происхождения, как вы себя поведёте?

- Откройте учебник и прочитайте  в учебнике на стр.56 правило .

Она может быть резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: на расстоянии 20-30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.

-Почему необходимо так делать, а не совать нос во все ёмкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость )

ОПЫТ № 8

-  Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В стакане №6 вода, в другой молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке. Молоко непрозрачное, а вода – прозрачная.

Вывод: чистая вода прозрачная

Слайд №24 «Чистая вода прозрачна».

 . Расскажите , как человек использует свои  знания о том, что вода прозрачна.

ОПЫТ № 9

-Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. Какого цвета жидкость в стаканах? (Молоко – белое, а вода - бесцветная)

Вывод:  чистая вода бесцветна.

(Знание этого свойства помогает людям без специального лабораторного исследовании сказать , что любая цветная жидкость не вода. Может это раствор воды, но не чистая вода).

Слайд №25 «Чистая вода бесцветна».

 -        Ребята, вы проделали опыты, узнали о свойствах воды. И вот я хочу проверить, внимательны ли вы были.

Закрепление «Микс – пэа –шэа»(участники смешиваются под музыку, образовывают пару, музыка прекращается, обсуждают предложенный вопрос)  Включить музыку

Я читаю вопрос, а вы даете ответ.

На меня вы посмотрите, вещество мне назовите:

Пар в кастрюле, море, лед,

Кто состояние назовет? (вода в жидком, газообразном и твердом состоянии)

-Отвечает тот, у кого светлее волосы

Кто ответить мне сумеет,

Форму ли вода имеет? (нет)

-Отвечает тот, у кого на одежде больше белого цвета

Знает Маша, Дима , Катя, что вода всегда...  (бесцветна)

 

Бабушка пирог печет,

Запах от него течет,

Как разрежем апельсин

-Слюнки льются - нету сил,

А когда водичка льется,

В носу запах остается? (нет)

-Отвечает тот кто выше ростом

 

Поиграли мы в песке,

 Ручки вымыли в реке,

Вдруг себя в ней увидали,

 Это свойство вы узнали? (вода прозрачна)

Отвечает тот, у кого…

 

Соль в стаканчик положили

И ее мы растворили,

Если сахар опустить,

Что мы можем получить? (вода — растворитель)

Отвечает тот.у кого..

Пластинку ровную возьмем

И на нее воды нальем,

Прошу я вас ответить,

Что вы могли заметить? (текуча)

Отвечает тот, у кого   ..

 Проверила я ваши знания,

Я всех хочу отметить,

Но  зачем нам  фильтрование,

Я вас прошу ответить?

-Итак ,посмотрим на доску. Вот такими свойствами обладает вода.

Билетик на выход.

-Сейчас вы получите такие карточки – это билетик на выход. Вы выполните задание и оставите при выходе.

VI. Домашнее задание

-А о других свойствах воды мы узнаем  на других уроках и в 3 классе. А сейчас запишем Д/З: с.52-57 читать,    Р.т. стр.23, № 32-33

 Слайд27

 Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.Если найдешь в лесу родник - сохрани его, может это начало большой полноводной реки. Наш долг - оберегать богатства Земли, в том числе и воду.

Слайд 28,29

Всмотритесь пристальней в чудный мир природы, вслушайтесь в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя, и ей нужны ваши заботливые руки.

 И закончим разговор словами Антуана-де-Сент-Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Слайд №30 «Антуан-де-Сент-Экзюпери».

  1. Подведение итогов урока.Рефлексия.

-С каким настроением вы уходите с урока? Какие задания вам удалось выполнить легко? Какие вызвали затруднения?

- Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!