СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Жизнь и творчество И.С. Тургенева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку "И.С. Тургенев и его творчество. "Бежин луг" разработана для 8 класса, содержит в себе факты из биографии писателя и анализ  произведения "Бежин луг", содержащий сцены из произведения, описание образов мальчиков. выводы по изучению темы.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Жизнь и творчество И.С. Тургенева"»

Иван Сергеевич Тургенев  «Бежин луг». Цель: расширить знания о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей возникновения очерка«Бежин луг»; показать мастерство И.С. Тургенева в описании пейзажа.

Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Цель: расширить знания о личной и творческой биографии писателя; познакомить с историей возникновения очерка«Бежин луг»; показать мастерство И.С. Тургенева в описании пейзажа.

 1818-1883

1818-1883

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. родители писателя

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

родители писателя

Детство Тургенева  Иван Сергеевич Тургенев был вторым ребёнком в семье. Живой, впечатлительный, не по годам развитый мальчик, внимательно прислушивался к разговорам взрослых, охотно общался с дворовыми людьми. Игрушки мало занимали его. В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. Она стала для Ивана любимым местом в доме. Тургеневу не было ещё и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.

Детство Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев был вторым ребёнком в семье.

Живой, впечатлительный, не по годам развитый мальчик, внимательно прислушивался к разговорам взрослых, охотно общался с дворовыми людьми. Игрушки мало занимали его.

В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. Она стала для Ивана любимым местом в доме.

Тургеневу не было ещё и пятнадцати лет, когда он, успешно

сдав экзамены, стал студентом словесного отделения

Московского университета.

Начало литературной деятельности. Первое произведение Тургенева появилось в печати в 1836 году, когда он ещё учился в Петербургском университете. Это была небольшая рецензия на книгу А.Н.Муравьева «Путешествие по святым местам русским». Главное внимание молодой Тургенев уделял поэзии. Его стихотворения стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки».

Начало литературной деятельности.

Первое произведение Тургенева появилось в печати в 1836 году, когда он ещё учился в Петербургском университете. Это была небольшая рецензия на книгу А.Н.Муравьева «Путешествие по святым местам русским». Главное внимание молодой Тургенев уделял поэзии. Его стихотворения стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки».

Отбыв за границу в июле 1856, он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

Отбыв за границу в июле 1856, он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел. Умер он 3 сентября 1883 года во Франции. Смерть Тургенева была воспринята как «горе общее, всенародное».

В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел.

Умер он 3 сентября 1883 года во Франции. Смерть Тургенева была воспринята как «горе общее, всенародное».

 Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

Вот с таким интересным человеком  и предстоит вам сегодня встретиться,  и не просто встретиться. Он приглашает вас в путешествие на речку Снежить, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы.

    Вот с таким интересным человеком

    и предстоит вам сегодня встретиться,

    и не просто встретиться.

    Он приглашает вас в путешествие

    на речку Снежить, где мы посидим

    у ночного костра,

    послушаем предания, легенды,

    увидим утреннее пробуждение природы.

     «Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине.

    «Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине.

    «Бежин луг» - самый поэтический и волшебный ОЧЕРК  «Записок охотника»

    «Бежин луг» -

    самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

     В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун.  Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

    В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун.

    Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

    Стройный мальчик с кудрявыми      белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой,      на голубом поясе висел гребешок. (…..)    Чёрные всклоченные волосы,      бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и      заплатанные порты. (……)    Жёлтые волосы торчали острыми      косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое,      подслеповатое. (….)    Маленького роста, тщедушного      телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие,      чёрные, блестевшие жидким блеском. (…..)    Мальчик семи лет с русой      кудрявой головой. (….)   
    • Стройный мальчик с кудрявыми      белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой,      на голубом поясе висел гребешок. (…..)   
    • Чёрные всклоченные волосы,      бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и      заплатанные порты. (……)   
    • Жёлтые волосы торчали острыми      косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое,      подслеповатое. (….)   
    • Маленького роста, тщедушного      телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие,      чёрные, блестевшие жидким блеском. (…..)   
    • Мальчик семи лет с русой      кудрявой головой. (….)   
    Пейзаж – картина природы в художественном произведении.  Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.  Литературоведческий  словарь

    Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

    Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

    Литературоведческий

    словарь

    Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. …»

    Был прекрасный июльский день, один из тех дней,

    которые случаются только тогда,

    когда погода установилась надолго. …»

    «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось , вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота.…»

    «Ночь приближалась и росла,

    как грозовая туча; казалось , вместе с вечерними парами

    отовсюду поднималась и

    даже с вершины лилась темнота.…»

    « Сладко стеснялась грудь , вдыхая тот особенный ,  томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»

    « Сладко стеснялась грудь , вдыхая тот особенный ,

    томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»

    «Торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать  мягким пологом на заснувших полях…»

    «Торжественно и царственно

    стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила

    полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать

    мягким пологом на заснувших полях…»

    Вопрос – задание: Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке  «Был прекрасный июльский день…»?  При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

    Вопрос – задание:

    Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании

    картин природы в отрывке

    «Был прекрасный июльский день…»?

    При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

    Художественные изобразительные средства:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и   лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно   разлившееся  река», «могучее светило»…  Эпитеты: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»… Сравнения: «она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….  Метафоры: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….  Олицетворения

    Художественные изобразительные средства:

    «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и

    лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно

    разлившееся река», «могучее светило»…

    Эпитеты:

    «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

    Сравнения:

    «она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

    Метафоры:

    «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

    Олицетворения

    Выводы урока: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.  Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.  Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.  Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.  Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.  Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа .

    Выводы урока:

    • Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.
    • Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
    • Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
    • Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
    • Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями,

    словно природа понимает людей.

    • Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа .
    Домашнее задание: выучить наизусть отрывок - описание природы (по выбору) 

    Домашнее задание:

    выучить наизусть

    отрывок - описание

    природы (по выбору) 


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!