СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Споры вокруг романа Тургенева «Отцы и дети». Современники о романе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 2.4.3. Споры вокруг романа Тургенева «Отцы и дети». Современники о романе.

Цели урока:

  • Образовательная – систематизировать и обобщить знания обучающихся об основных моментах жизни и творчества писателя, познакомить с критическими статьями Писарева и Антоновича, выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова; создав проблемную ситуацию, побудить студентов к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст критической статьи.
  • Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у обучающихся.
  • Развивающая – совершенствовать навыки и умения анализа художественного произведения, самостоятельной работы с текстом, умения отбирать нужные отрывки для отстаивания своей точки зрения; развивать речь формирование навыков работы в группе, публичного выступления, активизация творческих способностей учащихся.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: заседание ученого совета

              Предварительная работа: чтение статей Писарева «Базаров», Добролюбова «Асмодей нашего времени»,

         Оборудование: презентация

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя

Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя. И Тургенев не запаздывал: он пишет романы, и каждый из них был событием русской литературной жизни.

Писатель был особенно чуток к тому, что стояло «накануне», что еще только носилось в воздухе. Он был неизменно в центре внимания русской критики. Вокруг его крупнейших произведений всегда разгорались ожесточенные споры.

Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году.  С нетерпением ждала книгу революционно мыслящая молодежь. В книге мечтали увидеть нового героя, лучшие стремления молодой России.

Роман сразу привлек внимание широких общественных кругов России. Именно «Отцы и дети» вызвали настоящую бурю в литературных кругах и русском обществе, множество разноречивых мнений, ожесточенные споры, в которых поднимались важные проблемы человеческой жизни и насущные вопросы времени.

Базаров – представитель нашего молодого поколения: в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. Тургенев вдумался в тип Базарова и понял его верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов. Печально я гляжу на наше поколенье – Антонович.

Одни увидели в Базарове нового героя эпохи – и таких было очень много – поняли Базарова, как «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Достоевский сказал, что Базаров – жертва своей теории, находится в разладе с жизнью.

Особенно резко выступил критик «Современника» Максим Алексеевич Антонович, находя, что роман «Отцы и дети» крайне неудовлетворителен и в художественном отношении. На совершенно иных позициях в оценке романа стоял Писарев.

Сегодня у нас будет своеобразная презентация романа И.С. Тургенева

«Отцы и дети». Заседание ученого совета.

Избираем секретариат, председателя.

 

Председатель   Сегодня вашему вниманию предлагается для обсуждения роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Кто такой Тургенев?

Иван Сергеевич, буквально несколько слов о себе

(студент рассказывает кратко биографию от имени автора)

Вопрос из зала     Что побудило вас написать роман?

Тургенев «Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга симпатий все художественное. Я придал ему резкость и бесцеремонность действий.      (И. С. Тургенев.). История создания романа. 

Вопрос из зала     Ну а сам господин Базаров собственно что такое?

Тургенев Я отвечу вам словами из своего романа.

Инсценировка  Аркадий, Павел Петрович, Николай Петрович, рассказчик

(глава 5 От слов «Павел Петрович присел к столу»    до «Безвоздушном пространстве»).

Председатель А сейчас давайте послушаем, что скажут критики. Предоставим слово критикам. (критики и их сторонники, группа из 4-5 человек).

Максим Алексеевич Антонович

1 группа работает по статье Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”

Вступительное слово преподавателя перед выступлением студентов

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

Дмитрий Иванович Писарев

2 группа работает по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

Вступительное слово преподавателя перед выступлением студентов

Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

Сначала выступление самого критика, затем выступают его сторонники: доказывают точку зрения критика подтверждением из текста)

Председатель Мы с вами выслушали мнения критиков и их сторонников. Сам Тургенев был смущен бурной полемикой по поводу роман. Вспоминая позднее эти страстные и противоречивые толки, вызванные романом, Тургенев писал:

Тургенев Я испытал тогда впечатления хотя разнородные, но одинаково тягостные. Я замечал холодность, доходившую до негодования, во многих мне близких и симпатичных людях; я получал поздравления, чуть не лобзания, от людей противного мне лагеря, от врагов.

Председатель    Он получал письма, в которых одни обвиняли его в «оскорблении молодого поколения, в отсталости, другие упрекали с негодованием «в низкопоклонстве» перед этим молодым поколением. Сам Тургенев не упрекал себя в том, что, создав образ Базарова, он не погрешил против «художественной правды», которой он дорожил более всего. В частных письмах и заметке «По поводу «Отцов и детей» Тургенев защищал свое «любимое детище» - Базарова, который был в его понимании честным, правдивым демократом до мозга костей, «крупной фигурой, одаренной известным обаянием, не лишенной некоторого ореола».

 

Мы с вами познакомились с мнениями современников о романе. Сейчас я прочитаю вам 2 высказывания – 2 различных мнения о романе «Отцы и дети». Вы должны будете определить Кому из критиков принадлежат эти слова? И Почему вы так думаете? Свой ответ вы должны обосновать.

 

 

Беседа по вопросам:

-Есть ли в романе победившие? Отцы или дети?

-Что такое базаровщина?

-Существует ли она в наше время?

-От чего предостерегает Тургенев личность и общество?

-Нужны ли Базаровы России?

А сейчас попытаемся определить сегодняшнее мнение о романе Тургенева «Отцы и дети». Вам было дано задание написать сочинению-миниатюру «Что мне нравится и чего я не принимаю в Евгении Базарове».  Чтение сочинений.

Многие вопросы общественной жизни России 60-х годов ушли в прошлое, стали достоянием истории, а роман по-прежнему волнует читателей самых разных поколений.

В чем же секрет идейно-художественной молодости Тургеневского романа? (ответы студентов)

А сейчас предоставляется слово секретариату для подведения итогов

Заключительное слово преподавателя

Речь идет о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим. В истории это обернется пренебрежением молодых поколений культурными традициями, доставшимися им в наследство. А отцовская нетерпимость к заносчивой юности в историческом плане превратится в озлобленный консерватизм представителей старой культуры.

В наши дни, когда проблемы охраны культурных ценностей приобретают жгуче злободневный смысл роман Тургенева, не теряет своей актуальности.

Домашнее задание

Написать сочинение по роману

1.Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

2. Смысл заглавия романа "Отцы и дети".

3."Беспокойный и тоскующий Базаров — признак великого сердца" (Ф. Достоевский).

4.Женские образы в романе.

О.1. –С. 222-228 Сочинение

«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит»

Евгений Базаров - представитель нового времени

Любовь в жизни героев в романе "Отцы и Дети"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!