Просмотр содержимого документа
«Презентация к внеклассному мероприятию по профориентации»
Профессиональные интересы, склонности и способности
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ :
раскрыть суть понятий «Профессиональный интерес» и «склонности»; научить осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей
- Расширять знания обучающихся о разнообразном мире профессий;
- Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции, внимание во время конкурсных заданий.
- Познакомить с учебными заведениями республики.
- Познакомить с профессиями учитель, эксперт-криминалист и информировать обучающихся о качествах, присущих людям этой профессии;
- Познакомить с творческой проектной деятельностью по профессиональному самоопределению.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Ознакомление с новым материалом
- Практическая работа
- Закрепление
- Домашнее задание
1 вопрос: Что из себя представляет образ «Я»?
- Сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок
- Что создает «Я – концепция»?
- Специфическую направленность личности
Вопрос 3
- Из каких трех составляющих состоит « Я-концепция»?
Ответ
- Познавательный
- Эмоциональный
- Поведенческий
Вопрос 4
- Охарактеризовать познавательный характер компонента образа «Я»
Ответ
- Знание о себе, своих качествах и свойствах
- Охарактеризовать эмоциональный характер образа « Я»
ответ
- Оценивание своих качеств, самоуважение
Вопрос 6
- Охарактеризовать поведенческий характер образа «Я»
ОТВЕТ
- Практическое отношение к самому себе
- Что называют самооценкой?
ответ
- Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей
Вопрос 8
ответ
- 1. Сопоставление мнений окружающих о нас.
- 2.Соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов
- Назвать уровни самооценки
- Адекватная
- Завышенная
- Заниженная
- Тема : «Мой образ «Я» и профессия»
Объяснение нового материала
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
- – это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.
Эпизодические
Устойчивые
- – это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к объекту. Склонности проявляются либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких – либо вещей, предметов.
- Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности.
Способности
Общие Специальные
Интеллект, Педагогические,
работоспособность, спортивные, целеустремленность технические,
математические,
художественные и
т.д.
ВЕДУЩИЕ СВОЙСТВА СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ( ПО Е.А.КЛИМОВУ)
- Литературные (творческое воображение и мышление, хорошо развитая речь и память)
- Технические (интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах)
- Организаторские (умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека)
- Математические(гибкость мыслительных процессов)
- Педагогические (педагогический такт, любовь к детям, потребность в передаче знаний)
- Художественные (особенности творческого воображения)
- Талант – выдающиеся способности личности в определенной деятельности
- Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности
- Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
- Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Это все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды (ветеринар, агроном, овощевод, зоотехник, ветврач )
- Это профессии, связанные с техникой (механик, строитель, электрик и т. д. )
- Это профессии, связанные с обслуживанием людей (учитель, врач, воспитатель, следователь, журналист и т. д. )
- Это профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками (чертежник, корректор, бухгалтер, операторы ЭВМ и т. д. )
-
- Это все творческие профессии (писатель, актер, художник, музыкант и т. д. )
Предмет труда (типы профессий)
Т
Человек-техника
П
Человек-природа
Ч
Человек-человек
Х
Человек-художественный образ
З
Человек-знаковая система
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
- Профессиональное самоопределение
- Выбор профессии
. Практическая работа (диагностическая часть).
Задание: определите свои склонности, выполнив задания дифференциально – диагностического опросника.
- 1а. Ухаживать за животными
- 1б. Обслуживать машины, приборы (следить за ними, регулировать их)
-
- 2а. Помогать больным людям, лечить их
- 2б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ
-
- 3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок
- 3б. Следить за состоянием, развитием растений
-
- 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу)
- 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
- 5а. Обсуждать научно – популярные книги, статьи
- 5б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты
-
- 6а. Выращивать молодняк, животных какой – нибудь породы
- 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких – либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
-
- 7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты
- 7б. Управлять каким – либо грузовым (подъемным или транспортным) средством
-
- 8а. Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведения в справочном бюро, на экскурсии
- 8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов
- 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
- 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
- 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы
- 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях
-
- 5а. Составлять точные описания отчеты о наблюдаемых явлениях
- 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
-
- 16а. Делать лабораторные анализы в больницах
- 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
-
- 9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище
- 9б. Искать и исправлять ощибки в тексте, таблицах, рисунках
-
- 10а. Лечить животных
- 10б. Выполнять вычисления, расчеты
-
- 11а. Выводить новые сорта растений
- 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий
-
- 12а. Разбирать споры , ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять
- 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах.
Тест опросник по Климову
- 17а. Красить или расписывать стены помещений либо поверхности изделий
- 17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов
-
- 18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т. д.
- 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
-
- 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания
- 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
-
- 20а. Вести работу с болезнями растений, вредителями леса, сада
- 20б. Работать на клавишных машинах: пишущей машинке, наборной машине
-
-
- Упражнение «Незаконченное предложение «Выбор профессии - это...».
- За одну минуту дописать предложение: «Выбор профессии – это ...»
- Учитель предлагает участникам каждой из команд записать как можно больше профессий, относящихся к различным типам. Выигрывает команда, игроки которой назвали большее число профессий (первая команда « Человек- человек», вторая команда «Человек – природа», третья команда» Человек – художественный образ»).
Вы должны определить и доказать кем бы могли работать в наши дни:
- Красная Шапочка?
- Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин?
- Волк из сказки « Семеро козлят»
- Кот в сапогах
- Золушка
- Мальвина
Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравиться делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить»
Кэтрин Уайтхорн