1. Оргмомент. Психологический настрой.
Утром ранним кто – то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко – рыжее пятно.
- Как вы думаете, ребята, кто это мог бы быть?
Это солнце заглянуло,
Будто ручку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие принесло вам только радость.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
- Сегодня мы затронем одну из главных тем здорового образа жизни человека.
Какую, вы узнаете, посмотрев инсценировку сказки.
( инсценирование детьми сказки « Почему надо чистить зубы?»)
- Что случилось с волком?
- Что делать, чтобы зубы не болели?
- Почему надо чистить зубы и что ещё нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми?
- Ответить более подробно на эти вопросы нам поможет наше занятие.
3. Работа над темой занятия.
- Ребята, а для чего человеку зубы? ( помогают пережёвывать пищу, способствуют ясному произношению звуков, украшают лицо)
- Без зубов невозможно нормальное пищеварение.
- Посмотрите в зеркало на свои зубки. Все ли ваши зубки одинаковые?
- Правильно. Они разные. Спереди у вас острые резцы и ими легко грызть морковку, за ними крепкие клыки. Они помогают откусывать пищу, а позади – большие коренные зубы. Их задача – перетирать пищу.
- А знаете ли вы, когда появляются первые зубы?
- На первом году жизни появляются зубы. К 6-7 годам их становится 20.
- А как называются первые зубы?
- К 12 годам молочные зубы выпадают, а вместо них вырастают новые. Поэтому раз в жизни каждый человек меняет свои зубы на новые. Давайте посмотрим, отчего выпадают молочные зубы.
Работа со схемой «Так растет зуб».
- Каждый молочный зуб располагается сверху над своим собратом, который зовется постоянным. Сначала взрослый или постоянный зуб совсем маленький. Но проходит время, и он начинает расти. А потом выталкивает своего молочного собрата наружу.
- Может быть, не стоит ухаживать за молочными зубами, раз они всё равно выпадут?
- Так рассуждать нельзя. Если молочный зуб заболел, то он заражает находящийся под ним ещё не вышедший наружу, постоянный зубик. Получается не ухаживая за молочными зубами, мы портим ещё не появившиеся зубы, с которыми нам жить всё оставшееся время. А, если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет.
4. Образование групп, определение подтем.
- Поэтому ваша задача сегодня узнать, почему надо чистить зубы и что ещё нужно делать, чтобы зубы не болели?
-Задания будем выполнять в группах. Ведь так быстрее, веселее, а главное можно рассчитывать на помощь товарищей.
- 1 группа « Учёные»: вы должны выяснить, какая часть зуба самая « слабая»?
- 2 группа « Диетологи»: вы должны определить вредные и полезные для зубов продукты питания.
- 3 группа « Стоматологи»: вы должны изучить правила ухода за зубами.
Инструкционная карта 1 группе:
1.Обратись за помощью к энциклопедии, изучи строение зуба.
2. На предложенном изображении зуба подпиши его составные части.
3. Выясни, отчего может разрушаться эмаль зуба? Приклей картинки.
4. Распредели роли в группе.
Инструкционная карта 2 группе:
1. Определи, с помощью дополнительной литературы и рассказа о путешественниках, вредные и полезные для зубов продукты питания.
Приклей, распределив в два столбика, полезные и вредные для зубов продукты питания.
2.Распредели роли в группе.
Инструкционная карта 3 группе:
1. Составьте памятку о правилах чистки зубов, пользуясь рисунками.
2. Приклейте рисунки и сделайте нужные записи.
3. Распредели роли в группе.
5. Самостоятельное исследование.
6. Защита проектов.
( Каждая группа представляет результаты своей работы.)
- Подведём итоги нашего поиска. Слово предоставляется первой группе.
Зубы - самые твердые части нашего организма. Каждый зуб состоит из трёх основных частей: коронка – часть зуба, которая видна во рту, корень – часть зуба, которая располагается в челюсти, шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Сверху они покрыты блестящей, твёрдой эмалью. Эмаль, как панцирь, защищает зубы. Под эмалью тоже находится твердое вещество, но уже менее прочное. Внутри зуба имеются нервы и кровеносные сосуды. Кровь приносит зубам питательные вещества. Но как ни крепка эмаль, она может разрушаться. Эмаль разрушается из-за гниения остатков пищи, резкой смены температуры. Например, после горячего супа или чая нельзя брать в рот холодную воду или мороженое. И, наоборот, после холодной пищи нельзя есть горячую. Эмаль может потрескаться, когда грызут орехи, ковыряют в зубах булавками, иголками или другими металлическими предметами. Тогда начинают болеть зубы. Если вовремя не обратиться к врачу, то зуб погибнет и его придётся удалять.