Номинация «Образовательные технологии»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность
В 1995 г. Даниель Гольман определил феномен EQ - эмоционального интеллекта, уровень которого и отвечает за успех в жизни каждого отдельно взятого человека.
Эмоциональный интеллект - это система навыков:
- здравый смысл и чувствительность,
- умение справляться со стрессом,
- принимать верные решения, руководствуясь рациональными соображениями и интуицией,
- грамотно строить отношения с окружающими,
- находить выгодные для себя компромиссы и управлять своими импульсивными порывами.
Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально или личностно-значимой сфере
(А.В.Хуторской).
Средства формирования эмоционального интеллекта (коммуникативных компетентностей):
- Образовательные технологии
- Содержание образования
- Образовательная среда
- Тип взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Преимущества группового метода
Предпочтительнее работа в одиночку
Предпочтительнее работа в команде
Для решения простых задач или «головоломок»
Для решения сложных задач или проблем
Когда разнообразие мнений ограничено
Когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения
Когда задачу необходимо решить срочно
Когда необходима высокая самоотдача
Когда достаточно узкого диапазона компетентности
Когда требуется широкий диапазон компетентности
При наличии неустранимого конфликта интересов учащихся
При возможности реализации целей команды
Когда необходим оптимальный результат
Когда необходим разносторонний подход
Цель проекта:
обобщить и систематизировать опыт работы по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся посредством использования групповых технологий в процессе преподавания русского языка и литературы.
Групповые технологии
Мозговой штурм
Синектика
Индуцтирование
психоэмоциональной деятельности
Мозговой штурм
- Метод свободного ассоциирования
ВРЕМЯ
«Посчитай – ка!»
1
9
4
3
5
6
7
10
8
2
семеро одного не ждут;
7 пядей во лбу;
держать за 7 печатями;
7 пятниц на неделе;
8 чудо света
Назовите фразеологизмы, в состав которых входят числительные 1, 2,3,5, 7
1 в поле не воин;
2 сапога пара;
убить 2 зайцев; 3 кита;
5 колесо в телеге;
быть на 7 небе;
«Радуга»
проверка
век
Золотой
Шито…….. нитками
белыми
улица
нить
красная
ворона
белая
кошка
черная
чулок
синий
птица
синяя
Держать в……. теле
черном
Пускать…...........петуха
красного
молодежь
Золотая
Экзамен Айсберг Коран Гарсон Аккорд Гейзер Вест Библия
«Полиглот»
- 1. «Мальчик» по – французски
- 2. «Запад» по – немецки
- 3. «Созвучие» по – итальянски
- 4. «Ледяная гора» по – шведски
- 5. «Книга» по – гречески
- 6. «Чтение» по – арабски
- 7. «Испытание» по – латыни
- 8. «Источник» по - исландски
ГАРСОН
МАЛЬЧИК
ВЕСТ
ЗАПАД
СОЗВУЧИЕ
АККОРД
ЛЕДЯНАЯ ГОРА
АЙСБЕРГ
БИБЛИЯ
КНИГА
ЧТЕНИЕ
КОРАН
ЭКЗАМЕН
ИСПЫТАНИЕ
ИСТОЧНИК
ГЕЙЗЕР
«Автора!»
ПРИДУМАЙТЕ И ЗАПИШИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С МАКСИМАЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЭТИХ СЛОВ
«Лексическое лото»
Слово не воробей:
Сперва подумай,
Сказанное слово – серебро,
Какова мысль,
Видна птица по перьям,
С тобой разговориться,
«Пинг –понг»
Группы перебрасываются вопросами
- Подобрать синонимы
- Подобрать антонимы
- НН в причастиях и прилагательных…
- Только наречия(причастия…)
- «Четвертый лишний»
Игра «Продолжи»
- Каждая группа должна составить связный текст на заданную тему. Текст создается по цепочке: каждый участник составляет одно предложение .
Синектика
Проблема как она понятна
Проблема как она дана
Ментальная карта
« Своя опора»
- Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
- Презентация литературного героя (коллаж с использованием заготовок).
«Черный ящик»
проверка
- По дворянскому этикету первой половины IXX века в случае оскорбления человек бросал ЭТО обидчику, тем самым вызывая его на дуэль. Поднять ЭТО означало принять вызов. Впоследствии ЭТО не бросали, а только говорили: «Я бросаю вам …»
Перчатка
«Черный ящик»
2. В старину за ЭТО мастеровые временно засовывали ненужный инструмент. ЭТО слово есть во фразеологизме со значением: «значительно превзойти кого-то в чем- либо, легко справиться с кем – либо»
проверка
Пояс
Индуцирование психоэмоциональной деятельности
члены группы в соответствии с закрепленными за ними ролевыми функциями стараются активизировать «психоинтеллектуальную деятельность» участников
«Пресс-конференция»
- Каждая группа составляет вопросы по тексту. Группы работают над разными частями одного текста.
- Устраивается пресс-конференция
литературного героя.
(Базарова, Николая Петровича, Павла Петровича…)
Проект
- Инсценировать диалог, в основе которого слова из орфоэпического минимума ЕГЭ.
- Инсценировать пословицу.
- Сцена из литературного произведения.
- Снять рекламу.
- Снять трейлер.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Класс
Кол-во
обучающихся
Сформированность коммуникативных компетентностей:
11а
11б
Строят продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками в процессе групповой и проектной деятельности.
12
Умеют учитывать разные мнения и интересы, договариваться и приходить к общему решению.
10
12
11в
12
11
Владеют способами представления интеллектуальной деятельности в разных формах.
19
% от общего
кол-ва
12
Умеют осуществлять коммуникативную рефлексию.
12
18
Итоги по уровням
9
12
90,7%
19
10
100%
17
высокий
90,7%
высокий
15
76.8%
высокий
высокий
Работа обучающихся в группе:
Благодарю за внимание !
Реклама