Портфолио – как
средство
оценки образовательных
результатов освоения
основной образовательной
программы.
Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.
Цель составления Портфеля учебных достижений для ученика – выработка положительной мотивации и интереса к учению; развитие самоанализа и самооценки.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования;
разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
1.Раздел «Знакомьтесь: это – я». Сюда входят сведения о себе, о семье, родословное древо, чем я люблю заниматься.
Моя
семья
Фамилия Имя Отчество
Мама
Образование
Папа
Место работы
Брат
специальность
Сестра
Бабушка
Дедушка
Что я люблю больше всего
Время года________ __________________________
Животное___________________________________
Лучший друг________________________________
Больше всего на свете_________________________
Книга_______________________________________
Телепередача_________________________________
Песенка______________________________________
Игра_________________________________________
Цвет_________________________________________
Игрушка______________________________________
Блюдо________________________________________
Время суток___________________________________
Запах_________________________________________
2. Раздел «Я – ученик». В него могут входить первые диагностические работы, рисунки, небольшие тексты – мой класс, мой первый учитель, распорядок дня, я читаю, заполнение таблицы – чему научусь (в начале года или каждой четверти), чему научился (в конце года или четверти).
Время
Мой режим
дня
Подъем
Зарядка
Умывание
Завтрак
Я думаю, что могу...
Я знаю, что могу!
Лучше всего я умею:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Я не очень хорошо умею:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Больше всего я хочу научиться:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Вот что мне для этого нужно:
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
Безопасный маршрут
"Дом - школа"
Мой адрес: Ставропольский край
Кочубеевский район
с.Воронежское_____________________________.
История моей улицы:
3. Раздел «Коллектор». Это правила поведения в школе, законы жизни в классе, перечень литературы для самостоятельного и семейного чтения, памятка, как поступить в стрессовых ситуациях (пожар, ожог и прочее), памятка правила работы в группе, правила работы на компьютере и т. д.
Тест №1.
Отметь 5 самых важных по твоему мнению действий, направленных
на достижение поставленной цели.
- Быть настойчивым.
- Быть решительным.
- Не расстраиваться при неудаче, ошибке.
- Верить в успех.
- Не торопиться.
- Поддерживать друзей в трудную минуту.
- Не унывать.
- Не сдаваться.
- Не бросать начатое дело.
- Верить в то, что всему можно научиться.
Тест №2.
- Мне нравятся люди, которые… _________________________________________________
- Я хочу, чтобы в школе…
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
- Я знаю, что мое здоровье…
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
- Более самостоятельным я стану…
_________________________________________________
_________________________________________________
Мои оценки
Русский язык
2 кл
Чтение / литература
3
Математика
кл
4
кл
Мир вокруг нас
5
кл
6
Информатика
кл
Детская риторика
7
кл
Изобразительное искусство
8
кл
Технология
9
10
кл
Английский язык
кл
11
Музыка
кл
итог
Физическая культура
Копилка
советов
1 . Доверяйте своим родителям — они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.
2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
3. Делитесь своими радостями.
4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
5. Старайтесь их понимать, помогайте им.
6. Не огорчайте и не обижайтесь на них понапрасну.
7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.
8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.
9. Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.
10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.
? Ответь на вопросы.
1. Что значит быть здоровым? ___________________
______________________________________
2. Что влияет на твоё здоровье?___________________
3. Как уберечь себя от болезней? _________________
______________________________________________
4. Как лечат простуду? _________________________
_____________________________________________
5.Как тебе помогают солнце, воздух и вода?
______________________________________________
6. Может ли измениться температура тела, и когда это происходит? __________________________________
______________________________________________
Прочитай и подумай!
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее: богатство или слава?»
Узнай, что ответил мудрец...
_____________________________________________
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоров будешь - всё добудешь.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Напиши сам пословицы о здоровье.
_____________________________________________
4. Раздел «Рабочие материалы» Сюда вкладываются диагностические и проверочные работы по предметам.
5.Раздел «Мои достижения». Это лучшие работы, по мнению самого ученика, грамоты за участие в праздниках, мероприятиях, в соревнованиях, конкурсах, небольшие тексты о личных достижениях, материалы, продукты проектной работы или фото и т. д.
Техника чтения по учебным годам
Сентябрь
1
2
Октябрь
1
3
4
Ноябрь
2
1
3
Январь
4
1
2
3
Февраль
Декабрь
2
1
3
4
1
Март
2
2
4
3
1
3
Май
4
2
4
Апрель
3
1
1
4
2
2
3
3
4
4
Сведения об участии в проектной деятельности
№
Класс
Дата участия
Название работы
Уровень
Наличие грамоты, диплома лауреата и т.д.
Балл
Подпись кл. руководителя
Сведения об участии в областных, районных, школьных
и классных праздниках и мероприятиях
№
Класс
1.
Дата участия
Название мероприятия, праздника
Уровень
Поощрение
Подпись кл. руководителя
Участие в спортивных конкурсах и соревнованиях
№
Класс
Дата участия
Наименование соревнований
Уровень
Дипломы, грамоты
Подпись учителя физической культуры
Портфолио позволяет показать всем заинтересованным лицам, как учащийся справляется с программой обучения, как происходит формирование его самооценки.
Самооценка является одним из компонентов деятельности; она связана с процедурой оценивания. «Самооценка – это оценка самого себя, своих достижений и недостатков» (Ожегов С.И. Словарь русского языка, 20-е изд. 1989.) Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом.
При выставлении отметки мы выражаем субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чём-нибудь в максимально формализованной форме, а при самооценке даём самим себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, анализируем свои достоинства и недостатки, а также ищем пути устранения последних.
Выделяются три компонента самооценки
Первая составляющая процедуры самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд.
Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля. «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, - пишет Д.Б. Эльконин, - требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих».
Спасибо за внимание .