СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению на тему "Патриотическое воспитание детей на примере изобразительного и декоративно – прикладного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание детей на примере изобразительного и  декоративно – прикладного искусства.

 

Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе. Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание   подрастающего поколения тесно  связано не только  с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Именно  на это и направлена образовательная область искусства, изучаемая учащимися общеобразовательных школ в современной школе. Патриотическое воспитание посредством искусства  рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся и осуществляется,  как в учебное время, так и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на тему "Патриотическое воспитание детей на примере изобразительного и декоративно – прикладного искусства"»

«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»  К.Д.Ушинский   Патриотическое воспитание детей на примере изобразительного и декоративно – прикладного искусства . Подготовила студентка группы П – 4 Черник Анастасия.

«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К.Д.Ушинский

Патриотическое воспитание детей на примере изобразительного и декоративно – прикладного искусства .

Подготовила студентка группы П – 4

Черник Анастасия.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг, конституционные обязанности своей страны Вместе с тем, патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу и только взрослея, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг, конституционные обязанности своей страны

Вместе с тем, патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу и только взрослея, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Сегодня, когда молодежь мало интересуется историей своей страны, своей Родины, часто не знает имена героев, защищавших ее в грозные военные годы, когда юноши больше знают о нацизме, чем о героическом прошлом собственных дедов, особенно необходимым является проведение уроков патриотического воспитания. Зачастую встречаешь молодежь, которая оскорбляет старость дедов; которая категорически отказывается отдать свой гражданский долг Родине, искренне отдавая его бутылке и сигарете.

Предмет ИЗО, как никакой другой, способствует развитию и формированию лучших качеств личности.

Можно ответить с уверенностью, что любой вид и жанр изобразительного искусства может пробудить в человеке чувство гордости и любви к Родине. Жанр пейзажа воспитывает любовь и бережное отношение к родной природе. Жанр портрета позволяет познакомиться с выдающимися людьми нашей Родины. Рисуя портрет мамы, отца мы говорим об уважении и любви к родителям. Исторический жанр позволяет в прекрасных полотнах художников заглянуть в прошлое нашей страны, изучить настоящее.

Наконец, сама жизнь и творчество самих художников – яркий пример служения Отечеству, запечатленный в полотнах.

Трудно выделить тематику уроков по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых являлось бы патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все уроки имеют такие задачи.  Все темы уроков косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре. Беседа – один из обязательных разделов программы. Здесь большую роль играет подбор материала, его яркость и эмоциональность.

Трудно выделить тематику уроков по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых являлось бы патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все уроки имеют такие задачи.

Все темы уроков косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.

Беседа – один из обязательных разделов программы. Здесь большую роль играет подбор материала, его яркость и эмоциональность.

ПАМЯТИ  ПАВШИХ…   ХУДОЖНИКИ О  ВОЙНЕ

ПАМЯТИ

ПАВШИХ…

ХУДОЖНИКИ О

ВОЙНЕ

Фашистская Германия навязала нам одну из самых жестоких войн, когда – либо пережитых страной.

Фашистская Германия навязала нам одну из самых жестоких войн, когда – либо пережитых страной.

Нет и не будет на земле слова страшнее, чем война.

Нет и не будет на земле слова страшнее, чем война.

С первых дней войны в боевой строй встали и многие известные и совсем ещё молодые художники  Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры.  Каждый второй из ушедших на фронт художников не вернулся домой.  

С первых дней войны в боевой строй встали и многие известные и совсем ещё молодые художники

Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры.

Каждый второй из ушедших на фронт художников не вернулся домой.

 

На рисунке “Беженцы” мы видим семью, которая пыталась спастись от неумолимо надвигающейся беды.  Но война их догнала…  И остались двое сирот на военной дороге. Что ждёт их? Ещё вчера у них был дом, рядом любящая мама, заботливый отец. Теперь нет ничего. Рухнул их маленький мир.

На рисунке “Беженцы” мы видим семью, которая пыталась спастись от неумолимо надвигающейся беды. Но война их догнала…

И остались двое сирот на военной дороге. Что ждёт их? Ещё вчера у них был дом, рядом любящая мама, заботливый отец. Теперь нет ничего. Рухнул их маленький мир.

Ради какой великой идеи столько загубленных жизней, несостоявшихся судеб?  Рисунок “ Мать” изображает старую русскую крестьянку, упавшую на колени перед убитым сыном. На её лице застыло безмерное горе. Жизнь в ней остановилась.

Ради какой великой идеи столько загубленных жизней, несостоявшихся судеб?

Рисунок “ Мать” изображает старую русскую крестьянку, упавшую на колени перед убитым сыном. На её лице застыло безмерное горе. Жизнь в ней остановилась.

Художник В.А.Серов В блокадном Ленинграде 1942 года была написана картина “Здесь прошел враг!”   Фашисты только что совершили своё очередное преступление: вновь пролилась кровь и на земле распласталась ещё одна невинная жертва – растерзанная молодая женщина и рядом – умирающий, но непонимающий произошедшей трагедии ребёнок.

Художник В.А.Серов

В блокадном Ленинграде 1942 года была написана картина “Здесь прошел враг!”

Фашисты только что совершили своё очередное преступление: вновь пролилась кровь и на земле распласталась ещё одна невинная жертва – растерзанная молодая женщина и рядом – умирающий, но непонимающий произошедшей трагедии ребёнок.

В 1942 году появилось полотно А.А.Пластова  “Фашист пролетел” Эту картину невозможно забыть. Она звучала, как набат, призывая к борьбе, к уничтожению врага, усиливая ненависть к нему.

В 1942 году появилось полотно А.А.Пластова “Фашист пролетел”

Эту картину невозможно забыть. Она звучала, как набат, призывая к борьбе, к уничтожению врага, усиливая ненависть к нему.

Когда на выставке

Когда на выставке "Великая Отечественная война", организованной в самую тяжелую пору, в 1942 году, появилось полотно Пластова "Фашист пролетел", зрители застывали возле картины в глубоком молчании. Только слезы навертывались на глаза, да руки сжимались в кулаки. Жгучий гнев и ненависть к фашистским убийцам рождались в душе каждого советского человека и требовали действия, отмщения. Такой глубины чувства, такой эмоциональной взволнованности в своих произведениях Пластов еще не достигал.

Художники Кукрыниксы … Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков.  Её тонкая стройная фигура полна внутренней твёрдости и решительности

Художники Кукрыниксы

… Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков.

Её тонкая стройная фигура полна внутренней твёрдости и решительности

Художник  Михаил Савицкий – бывший узник Бухенвальда. «Каждый из нас в ответе за будущее… Мне пришлось быть свидетелем чудовищных преступлений. И вскрыть их сущность необходимо», - говорит художник. Через 30 лет после войны он смог взяться за кисть и воскресить все пережитое в художественных образах… Он создал 13 полотен и дал им общее название «Цифры на сердце». Фашизм показан художником в леденящей атмосфере разгула смерти!

Художник Михаил Савицкий – бывший узник Бухенвальда.

«Каждый из нас в ответе за будущее… Мне пришлось быть свидетелем чудовищных преступлений. И вскрыть их сущность необходимо», - говорит художник. Через 30 лет после войны он смог взяться за кисть и воскресить все пережитое в художественных образах… Он создал 13 полотен и дал им общее название «Цифры на сердце». Фашизм показан художником в леденящей атмосфере разгула смерти!

Картина «Узник 32815» – автопортрет Михаила Савицкого.  Он стоит гордо, глаза смотрят с дерзким вызовом, зорко, всевидяще. В одном этом взгляде – суд над фашизмом, который свершила история. Имени нет, только номер! Вот они, цифры, которые тяжким грузом ложаться на сердце… 11 млн. погибших в концлагерях, 20 млн. жизней советских людей, а всего 50 млн. павших на фронтах второй мировой войны. В вехнюю часть ворот вмонтирована надпись – «Каждому свое». Цинично-издевательские слова стали проклятьем народов Европы. Не себе ли этим лозунгом фашизм подписал приговор? Но как поется в песне – «Кому бесславье, а кому бессмертье…» Такие беседы не оставляют детей равнодушными!

Картина «Узник 32815» – автопортрет Михаила Савицкого.

Он стоит гордо, глаза смотрят с дерзким вызовом, зорко, всевидяще. В одном этом взгляде – суд над фашизмом, который свершила история. Имени нет, только номер! Вот они, цифры, которые тяжким грузом ложаться на сердце…

11 млн. погибших в концлагерях, 20 млн. жизней советских людей, а всего 50 млн. павших на фронтах второй мировой войны.

В вехнюю часть ворот вмонтирована надпись – «Каждому свое». Цинично-издевательские слова стали проклятьем народов Европы. Не себе ли этим лозунгом фашизм подписал приговор? Но как поется в песне – «Кому бесславье, а кому бессмертье…»

Такие беседы не оставляют детей равнодушными!

На полотне десять девушек, каждой из которых не больше 19, раздеты – отбор, у которого свой мрачный умысел, мрачная цель. Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых красивых для медицинских экспериментов. Фигуры девушек подобны золотым слиткам. Цинично-деловитый облик гитлеровских молодчиков контрастирует с безмерным отчаянием их жертв. Горе сковало девушек, но каждая из них стремится совладать с этим горем по-своему. Одна – закрыв лицо руками и как бы доверившись судьбе, другая – обратив свою мысль к происходящему, третья – скрестив руки на груди и , быть может, воззвав к неведомой силе,   «ОТБОР»

На полотне десять девушек, каждой из

которых не больше 19, раздеты – отбор, у которого свой мрачный умысел,

мрачная цель. Уничтожая узниц женских концентрационных

лагерей, фашисты отбирали самых красивых для медицинских

экспериментов. Фигуры девушек подобны золотым слиткам.

Цинично-деловитый облик гитлеровских молодчиков контрастирует с безмерным отчаянием их жертв. Горе сковало

девушек, но каждая из них стремится совладать с этим горем по-своему. Одна – закрыв лицо руками и как бы доверившись судьбе, другая – обратив свою мысль к происходящему, третья – скрестив руки на груди и , быть может, воззвав к неведомой силе,

  «ОТБОР»

«Слышали ли в Хатыни траурный перезвон? Кровь от ужаса стынет, только раздается он. Кажется, вы в пустыне, выжжено все дотла – В той, военной Хатыни – плачут колокола».

22 марта 1943 года отряд фашистских захватчиков окружил деревню. Все жители – старики, женщины, дети были согнаны в сарай и заживо сожжены. 149 живых душ сожрало лютое пламя. Более 9000 сел и деревень Беларуси разделили горькую участь Хатыни. Пепел и землю с огненных братских могил привезли в Хатынь. Урны с этой землей легли под камни-памятники на «кладбище деревень». Между могил ходят люди, оплакивают свои сожженные села и деревни. Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребенком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым: Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!

Василий Васильевич  Верещагин Последствия любой войны, какие они? Мы смотрим картину художника Верещагина «Апофиз войны». Картина была написана в 1871 году. Ее содержание не требует комментариев! Такое не должно повториться! Мы должны защищать Родину, мы должны быть патриотами! – такой вывод делают дети. Все меньше с каждым годом остается тех людей, которые непосредственно участвовали в боях в Отечественную войну, но как же интересно и важно услышать из первых уст как воевали дедушка, бабушка! Как завороженно смотрят дети на награды, заработанные в этой страшной войне!

Василий Васильевич  Верещагин

Последствия любой войны, какие они? Мы смотрим картину художника Верещагина «Апофиз войны». Картина была написана в 1871 году. Ее содержание не требует комментариев!

Такое не должно повториться! Мы должны защищать Родину, мы должны быть патриотами!

– такой вывод делают дети.

Все меньше с каждым годом остается тех людей, которые непосредственно участвовали в боях в Отечественную войну, но как же интересно и важно услышать из первых уст как воевали дедушка, бабушка! Как завороженно смотрят дети на награды, заработанные в этой страшной войне!

Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась...  … И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война, Как бескорыстье действеннее жала.  Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, И потому она непобедима!   Эдуард Асадов «Россия начиналась не с меча»

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Эдуард Асадов

«Россия начиналась не с меча»

Любимый край и есть исток, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна, гражданином которой он осознает себя. Мы обращаемся к региональному компоненту на уроках , те самым воспитывая любовь к малой родине, расширяет представление о ее истории и сегодняшнем дне. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.  Степанов Владимир –

Любимый край и есть исток, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна, гражданином которой он осознает себя. Мы обращаемся к региональному компоненту на уроках , те самым воспитывая любовь к малой родине, расширяет представление о ее истории и сегодняшнем дне.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Степанов Владимир –

"Что мы Родиной зовём?"

«Рядом с мамой всегда хорошо» «Холодный Север»

«Рядом с мамой всегда хорошо»

«Холодный Север»

Но самым благодатным материалом является декоративно-прикладное искусство. В любом уголке нашей Отчизны живет красота – народные промыслы. Оренбургская паутинка, золотая хохлома, гжель, Городец, вологодское кружево – сколько их, этих чудес, радующих наше сердце. И началось все это с простого стремления человека сделать свою жизнь чуть-чуть красивее. И мы испытываем чувство гордости за наших народных умельцев.

Но самым благодатным материалом является декоративно-прикладное искусство.

В любом уголке нашей Отчизны живет красота – народные промыслы. Оренбургская паутинка, золотая хохлома, гжель, Городец, вологодское кружево – сколько их, этих чудес, радующих наше сердце. И началось все это с простого стремления человека сделать свою жизнь чуть-чуть красивее. И мы испытываем чувство гордости за наших народных умельцев.

Уроки, посвященные родной природе

Уроки, посвященные родной природе

 Выводы:   Данная тема является актуальной и важной на сегодняшний день. Уроки изобразительного искусства являются замечательной площадкой для развития патриотизма и любви к Родине. На уроках изобразительного искусства надо чаще обращаться к подвигам наших соотечественников, воспетых в огромном количестве художественных произведений. Нет ничего лучше, чем развивать у ребенка видение красоты русской природы, русского человека, его быта и традиций. Данные уроки способствуют воспитанию гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам. Проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность и для нашей школы в переменчивом мире, ведь в школу приходят новые поколения учащихся,  родившихся во время смены идеологий, мы должны им помочь полюбить Родину, несмотря на то, что это очень сложно.

Выводы:

  • Данная тема является актуальной и важной на сегодняшний день.
  • Уроки изобразительного искусства являются замечательной площадкой для развития патриотизма и любви к Родине.
  • На уроках изобразительного искусства надо чаще обращаться к подвигам наших соотечественников, воспетых в огромном количестве художественных произведений.
  • Нет ничего лучше, чем развивать у ребенка видение красоты русской природы, русского человека, его быта и традиций.
  • Данные уроки способствуют воспитанию гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам.
  • Проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность и для нашей школы в переменчивом мире, ведь в школу приходят новые поколения учащихся,
  • родившихся во время смены идеологий, мы должны им помочь полюбить Родину, несмотря на то, что это очень сложно.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!