СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению по системно-деятельностному подходу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополняет и наглядно показывает сущность системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению по системно-деятельностному подходу.»

 МБОУ Ижевская сош имени К.Э. Циолковского учитель начальных классов Демидова С.В.  Системно-деятельностный подход – основа ФГОС НОО

МБОУ Ижевская сош

имени К.Э. Циолковского

учитель начальных классов

Демидова С.В.

Системно-деятельностный подход – основа ФГОС НОО

Актуальность Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие ФГОСНОО»  «7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход…»  Эффект «налитого и вылитого ведра»

Актуальность

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие ФГОСНОО»

«7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход…»

  • Эффект «налитого и вылитого ведра»
Взаимодействие между учеником и учителем  Деятельность учения (учебная деятельность) Деятельность обучения Деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества Деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика

Взаимодействие

между учеником

и учителем

Деятельность учения

(учебная деятельность)

Деятельность

обучения

Деятельность ученика,

суть которой

заключается в развитии

собственных способностей,

необходимых для освоения

культурных ценностей общества

Деятельность учителя,

предназначением которой

является совершенствование

учебных средств, необходимых

для снятия затруднений ученика

Что такое  учебная деятельность Деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии , обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни

Что такое учебная деятельность

  • Деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии , обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни
Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения (учебную деятельность) Учащиеся должны понимать: что такое учебная деятельность какова ее роль какие есть средства и способы освоения новых знаний как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом какова роль педагога что такое учебная деятельность какова ее роль какие есть средства и способы освоения новых знаний как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом какова роль педагога Учащиеся должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности Помимо предметных уроков, на которых дети должны быть системно включены в учебную деятельность, для формирования умения учиться нужны специальные метапредметные уроки – уроки общеметодологической направленности

Уметь учиться – это значит

  • уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения (учебную деятельность)
  • Учащиеся должны понимать:
  • что такое учебная деятельность какова ее роль какие есть средства и способы освоения новых знаний как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом какова роль педагога
  • что такое учебная деятельность
  • какова ее роль
  • какие есть средства и способы освоения новых знаний
  • как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом
  • какова роль педагога
  • Учащиеся должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности
  • Помимо предметных уроков, на которых дети должны быть системно включены в учебную деятельность, для формирования умения учиться нужны специальные метапредметные уроки – уроки общеметодологической направленности
Какое место в учебной деятельности занимают учащиеся Пребывают. Именно они осваивают культурные ценности общества и формируют свои способности к самоизменению и рефлексии.

Какое место в учебной деятельности занимают учащиеся

  • Пребывают.
  • Именно они осваивают культурные ценности общества и формируют свои способности к самоизменению и рефлексии.
Какое место в учебной деятельности занимает педагог  Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (т.е. в самоизменении). Руководитель (выбирает способы и средства обучения, организует образовательный процесс, задает учащимся вопросы, предлагает задания). Помощник (отвечает на вопросы).

Какое место в учебной деятельности занимает педагог

  • Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (т.е. в самоизменении).
  • Руководитель (выбирает способы и средства обучения, организует образовательный процесс, задает учащимся вопросы, предлагает задания).
  • Помощник (отвечает на вопросы).
Характеристики учителя Помощник : любовь к детям, умение слышать и понимать детей, а не навязывать свое мнение Руководитель : профессионализм, владение теми культурными ценностями, которые он призван передавать (ключевое значение имеет понимание того, что значит «уметь учиться» (т.е. норм учебной деятельности), способность к самоизменению и рефлексии)

Характеристики учителя

  • Помощник : любовь к детям, умение слышать и понимать детей, а не навязывать свое мнение
  • Руководитель : профессионализм, владение теми культурными ценностями, которые он призван передавать (ключевое значение имеет понимание того, что значит «уметь учиться» (т.е. норм учебной деятельности), способность к самоизменению и рефлексии)
Учебная деятельность Шаг 1 Шаг 2 Направлен на выяснение того, чему надо научиться Цель – самому найти нужные знания и умения

Учебная

деятельность

Шаг 1

Шаг 2

Направлен

на выяснение того,

чему надо научиться

Цель – самому найти

нужные знания

и умения

Технология  деятельностного метода Мотивация (самоопределение) учебной деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Постановка проблемы Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности

Технология деятельностного метода

  • Мотивация (самоопределение) учебной деятельности
  • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
  • Постановка проблемы
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности

Система дидактических принципов

Принцип

деятельности

заключается в такой организации

обучения, когда ученик получает

не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной

учебной деятельности

Принцип

целостности

означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе –

самом себе

Принцип

непрерывности

предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики

Принцип минимакса

школа предлагает каждому

ученику содержание образования

на максимальном (творческом) уровне и создает условия его усвоения на уровне, не ниже минимального (госстандарта знаний)

Принцип

психологической комфортности

снятие всех стрессообразующих

факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества

Принцип

творчества

предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности,

приобретение ими собственного опыта

творческой деятельности

Принцип

вариативности

формирование у учащихся

способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе заданного критерия

Литература Корбакова И.Н.,Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград, 2008. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной направленности. М., 2005. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону, 2006. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М., 2006.

Литература

  • Корбакова И.Н.,Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград, 2008.
  • Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной направленности. М., 2005.
  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону, 2006.
  • Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
  • Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М., 2006.
Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!