Учитель ГБСКОУ № 613
Деятельностно-отношенческий подход
как способ реализации воспитательных технологий
Докладчик
Лютая И.Ш., учитель
Задача воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Они должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Реализуемая педагогическая концепция
Деятельностно-отношенческий подход
как способ реализации воспитательных технологий
Сущность концепции - две стороны деятельности.
внешняя Что человек делает? Каким образом?
внутренняя Ради чего? Зачем?
Цель: Создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Задачи концепции деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию
- поиск наиболее эффективных форм воспитательных отношений в процессе обучения и воспитания;
- осмысленный переход на реальные субъектные отношения между всеми участниками процесса воспитания и обучения;
- создание ситуации успеха для учащихся, что будет стимулировать его на более сложный вид деятельности;
- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;
- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
- формирование экологической культуры;
- формирование профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.
Управление процессом воспитания
в деятельностно-отношенческой парадигме
Пять основных этапов:
1. Осознание воспитанниками основных ценностей жизни;
2.Включение в совместную деятельность, социально ценностные отношения;
3. Проявления воспитанниками значимых для них отношений, усиление позитивных, коррекция негативных;
4. Закрепление в сознании воспитанников позитивных форм отношений к миру;
5.Реализация лучших свойств личности в поведении и поступках.
Компоненты отношений
Знания поведение
Эмоции чувства
Побуждения к действию мотивы
Инновационные формы воспитания
Основные:
1. Совместные творческие дела по улучшению своей и окружающей жизни.
2. Творческие праздники.
3. Товарищеские, деловые игры, мастер-классы.
4.Этические диалоги, диспуты, круглые столы.
Инновационные формы воспитания
Вспомогательные:
1.Экскурсии.
2.Встречи.
3. Беседы.
4. Обсуждения интересных сообщений книг, передач.
Методы воспитания
1. Воспитательные ситуации.
2.Позитивное подкрепление.
3.Сравнение с самим собой.
4.Создание ситуации успеха.
5. Рефлексивный самоконтроль.
Технологии, реализующие принципы деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию во внеурочной деятельности:
1 . Технология совместного творческого воспитания.
2. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания.
3. Технология психологической поддержки .