Программа внеурочной деятельности «Круглый год» для начальной школы
2 года обучения (1-2 класс) Количество учебных часов (в год) – 34 Продолжительность занятия – 1 учебный час
Пояснительная записка
Формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях, религиозной культуре, и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование.
Важнейшим средством передачи и освоения компонентов традиционной материальной, духовной и соционормативной культуры (этнокультурного опыта) являются традиции. Каждый народ не просто стремится сохранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и переносит их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности, сохранить самобытность региональных культур. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных ценностей, традиций, идей, форм и средств этнокультурного развития, которые передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Традиции, обычаи, обряды выступают как средствасвязи личности и общества.
Освоение детьми традиций народной культуры обеспечивает формирование фундамента, на котором впоследствии строятся их нравственные и художественно-эстетические идеалы. Передача детям социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей предшествующих поколений осуществляется через труд, добротворческую сознательную деятельность и изучение основ народной культуры Вологодской области.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере традиционной народной культуры для обучающихся начальной школы обусловлена необходимостью решения задач этнокультурного воспитания, результатом которого выступает формирование личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, содержанием – ценности традиционной народной культуры, а средствами – нормы и традиции культуры своего этноса.
Целью программы является формирование ценностного отношения обучающихся начальной школы к традиционной народной культуре региона.
Задачи:
- знакомство с этнокультурой региона и формирование готовности использовать приобретённые знания и опыт в повседневной жизни;
- приобретение опыта этнокультурной деятельности;
- приобретение опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе освоения традиционной культуры;
- формирование устойчивого познавательного интереса к традиционной народной культуре, уважения к истории, культурным и историческим памятникам.
Построение и содержание программы внеурочной деятельности «Круглый год» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, комплексного воздействия на когнитивную, эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферу личности ребенка, принцип проектности.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс освоения традиционной народной культуры должен согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Важной конкретизацией принципа является категория возрастосообразности. В младшем школьном возрасте перед ребёнком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его полноценное личностное развитие. Среди них особого внимания требуют социально-культурные (морально-нравственные, познавательные, ценностно-смысловые) и социально-психологические (становление личностного самосознания).
Принцип культуросообразности предполагает, что индивидуальное и коллективное творчество воспитанников должно строиться в соответствии с ценностями и нормами традиционной народной культуры региона, не вступая в противоречие с общечеловеческими ценностями.
Принцип коллективности предполагает, что процесс изучения и освоения народных традиций осуществляется в детско-взрослом коллективе, даёт воспитаннику опыт взаимодействия с окружающими людьми, создает условия для самопознания, художественно-творческой самореализации.
Принцип патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы этнокультурных явлений и предметов, собственных действий по отношению к малой родине, Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют воспитанника на действия во благо Отечеству).
Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферу личности ребенка предполагает обеспечение подлинной целостности формирования его духовно-нравственного развития, социальной ответственности и активности.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и ребёнка, содержанием которого является обмен ценностями, выработанными культурой конкретного общества. Диалогичность требует не столько равенства между педагогом и ребёнком, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип проектности предполагает ориентацию деятельности детей на самостоятельные проектные действия в логике «замысел – реализация – рефлексия».
Основная идея программы состоит в том, что деятельность воспитанника должна быть нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, и только потом – на развитие специальных предметных компетенций. Поэтому образовательный процесс не ограничен обучением с конечным результатом в виде знаний, умений, навыков, а нацелен на создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся общностей взрослых и детей, на проявление индивидуальности каждого ребёнка, приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей.
Педагогический процесс представляет собой комплексное изучение явлений, объектов традиционной культуры. В процессе занятий обучающиеся осваивают фольклор, народные игры; знакомятся с календарными и семейными обрядами, узнают семантику и особенности народного костюма, традиционного домостроения; изготавливают народную игрушку.
С
Каждая тема программы раскрывается в содержании нескольких видов деятельности: художественное творчество и трудовая деятельность (народная игрушка), познавательная (народный календарь и др., проектная деятельность), игровая деятельность (музыкальный фольклор и народные игры), досугово-развлекательная (праздники, гуляния, вечоры, проблемно-ценностное общение (вечоры, гуляния, праздники), туристско-краеведческая деятельность (народный календарь, праздники, фольклор, народные игры и др., проектная деятельность). В процессе изучения праздников и значимых дней календарного года обучающиеся приобретают первоначальные знания по этнографии, традициям материального быта, семейно-бытовым обрядам, народной педагогике и др. В ходе изготовления народных игрушек дети осваивают принципы конструирования вещей, активно включаются в процесс формирования предметного мира традиционной культуры. Народные игры обогащают опыт творческого общения с другими людьми, позволяет усваивать различные социальные роли. Освоение и исполнения образцов музыкального фольклора способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей.
Программа рассчитана на 2 учебных года. Количество часов в течение одного учебного года – 34. Продолжительность занятия – 1 учебный час. Занятия проводятся в учебных аудиториях и помещениях, предназначенных для активной двигательной деятельности.
Формы внеурочных занятий: игра, народный праздник, экскурсия, вечора, проект и т. д. Подведение итогов деятельности организуется в форме выставок, концертов, защиты проектов и т. п.