Уроки психологии Мышление Интеллект Проницательность
Кого называют «умным человеком»?
Что такое мышление и интеллект?
А чем они отличаются?
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).
Мышление – это отражение действительности мозгом, свойств вещей и явлений, и нахождение закономерных связей и отношений между ними.
Интелле́кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интелле́кт — способность к обучению на основе опыта, пониманию и применению полученных знаний в реальной жизни, умение приспосабливаться к окружающей среде.
Интеллект и мышление тесно связаны, но они не тождественны. Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт, способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Мышление является активной функцией интеллекта. Мыслительные операции анализа и синтеза, суждения, умозаключения являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей. Мышление — это интеллект в действии.
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Какие мыслительные операции вы можете назвать?
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.
Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.
Виды мышления
Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Методы мышления – это приемы, с помощью которых мы оперируем знаниями.
Дедукция
Индукция
Аналогии
Сравнение
Классификация
Деду́кция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.
Индукция (лат. inducere — влечь за собой, установить, наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.
Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).
Сравнение— познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов, явлений и процессов.
Классифика́ция (классифицирование) (от лат. classis — разряд и лат. facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и так далее)». «Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.».
Сейчас задание на развитие мышления
Akupenda – он любит тебя
Awapiga – он бьет их
Nikupiga – я бью тебя
Atupenda – он любит нас
Нужно перевести с русского языка на язык суахили фразу «Я люблю их». (Правильное решение – niwapenda.)
Правильное решение – niwapenda.
Я - ni.
Их - wa.
Любить - penda.
Интеллект и измерение общих способностей
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Виды интеллекта
лингвистический;
логико-математический;
пространственный;
музыкальный;
телесно-кинестетический ;
личностный модуль.
Как измеряют интеллект?
Векслер Давид (12.1.1896, Леспеди, Румыния - 2.5.1981, Нью-Йорк-Сити) - американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей.
Джон Равен (John Raven,1936 г.) - почетный профессор Эдинбургского университета (Шотландия). Широко известен своими работами в области диагностики и исследования компетентностей высокого уровня, их природы, развития, оценки и реализации.
Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.
110 (120); IQ выше среднего (одаренные люди) 120; IQ высоко одаренные (гениальные) 140. Преступники чаще всего имеют IQ ниже среднего или низкий. " width="640"
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития). Определяется с помощью специальных тестов.
Низкий IQ 85;
IQ средний 90-110 (120);
IQ выше среднего (одаренные люди) 120;
IQ высоко одаренные (гениальные) 140.
Преступники чаще всего имеют IQ
ниже среднего или низкий.
Уильям Джеймс Сидис родился 1 апреля 1898 года в Нью-Йорке. Его IQ оценивался в районе от 250 до 300 (наивысший зафиксированный IQ в истории).
Его отец, Борис Сидис, преподавал психологию в Гарвардском Университете и был одним из самых значительных психиатров и психологов США своего времени; его мать, Сара, была врачом, но бросила работу ради сына.
Сидис знал около 40 языков и свободно переводил с одного на другой.
Взрослую жизнь он работал простым бухгалтером, носил традиционную сельскую одежду и увольнялся с работы, как только обнаруживалась его гениальность. Стремясь жить незаметно, он прятался от журналистов.
Сидис умер от внутримозгового кровоизлияния в 1944 году, в возрасте 46 лет в Бостоне.
В возрасте 18 месяцев он читал газету «Нью-Йорк Таймс». До своего восьмилетия он написал четыре книги.
Уильям научился писать к концу первого года жизни.
На четвёртом году жизни он прочел Гомера в оригинале.
В шесть лет изучил аристотелевскую логику.
Между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая одну монографию по анатомии.
В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии.
К 8 годам Уильям знал 8 языков — английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и ещё один, который он изобрёл сам.
В зрелой жизни Уильям свободно владел 40 языками, а, по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200.
Он окончил Гарвард с отличием в 16 лет.
Люди с самым высоким IQ в современности
Гарри Каспаров (Вайнште́йн), гроссмейстер - IQ 190.
Поразил весь мир, когда в 1985 году он стал самым молодым
абсолютным чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет,
победив действующего чемпиона Анатолия Карпова.
Мэрилин вос Савант , американская писательница
австрийского происхождения, драматург и журналист.
С 1986 по 1989 годы Савант входила в книгу рекордов
Гиннесса как обладательница самого высокого IQ среди
женщин. Почетный член организации Менса — организации,
объединяющей людей с высоким коэффициентом интеллекта.
Мислав Предавец (Mislav Predavec), хорватский математик.
Профессор математики в столице Хорватии городе Загребе,
Мислав также является владельцем и директором небольшой
торговой компании.
Евангелос Кацуолис – практикующий греческий
психиатр и психолог. Доктор Кацуолис имеет степени
в философии, технологии медицинских исследований
и психофармакологии. Кроме того он является
хорошим художником и отличным пловцом.