СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к занятию по теме "Оленеводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ижемский район интересен как своей историей, так и народом. На берегах реки Ижмы люди жили издревле. Это подтверждают археологические раскопки. Первое упоминание о селе Ижма, являющейся сегодня районным центром, встречается в архивных документах 1576 года. Коренные жители этого района называют себя изьватас, или по-русски коми-ижемцы, и считают себя отдельной народностью. Для этого есть все основания. Дело даже не в том, что долгое проживание в изоляции породило свой диалект коми языка. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живущих от земли и от промысла, ижемцы — оленеводы. Весной они уходят в кочевье на тундровые луга к берегам Карского моря, к зиме возвращаются к своим домам.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию по теме "Оленеводство"»

Оленеводство

Оленеводство

Что такое оленеводство? — отрасль   животноводства , занимающаяся разведением и использованием  северных оленей .

Что такое оленеводство?

— отрасль

  животноводства , занимающаяся разведением и использованием 

северных оленей .

Оленеводство в Ижемском районе Ижемский район интересен как своей историей, так и народом. На берегах реки Ижмы люди жили издревле. Это подтверждают археологические раскопки. Первое упоминание о селе Ижма, являющейся сегодня районным центром, встречается в архивных документах 1576 года. Коренные жители этого района называют себя изьватас, или по-русски коми-ижемцы, и считают себя отдельной народностью. Для этого есть все основания. Дело даже не в том, что долгое проживание в изоляции породило свой диалект коми языка. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живущих от земли и от промысла, ижемцы — оленеводы. Весной они уходят в кочевье на тундровые луга к берегам Карского моря, к зиме возвращаются к своим домам.

Оленеводство в Ижемском районе

Ижемский район интересен как своей историей, так и народом. На берегах реки Ижмы люди жили издревле. Это подтверждают археологические раскопки. Первое упоминание о селе Ижма, являющейся сегодня районным центром, встречается в архивных документах 1576 года. Коренные жители этого района называют себя изьватас, или по-русски коми-ижемцы, и считают себя отдельной народностью. Для этого есть все основания. Дело даже не в том, что долгое проживание в изоляции породило свой диалект коми языка. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живущих от земли и от промысла, ижемцы — оленеводы. Весной они уходят в кочевье на тундровые луга к берегам Карского моря, к зиме возвращаются к своим домам.

Что же такое чум? Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. По  коми-зырянски он называется `чом`, по- ненецки - `мя`, по-хантыйски `нюки хот`. В русский язык слово перешло из коми языка.

Что же такое чум?

Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. По коми-зырянски он называется `чом`, по- ненецки - `мя`, по-хантыйски `нюки хот`. В русский язык слово перешло из коми языка.

Уникальность ижемцев в том, что именно они многовековым опытом жизни освоили и разработали совершенно уникальную модель оленеводства, совместив в своей культуре кочевые навыки ненцев, бытовую культуру — русских, сохранив при этом культуру этническую — коми-зырян. Нигде в мире нет «бригадно-вахтового» способа оленеводства, такого, как в России. Основу этому дал опыт ижемцев, уже два-три века назад отказавшихся от постоянной кочевой жизни и научившихся пригонять стада на зимний период к своим сёлам. Об истории ижемского оленеводства можно написать детективный или приключенческий роман. Мало кто знает, что в конце 19 — в начале 20 века в каждом селе небольшого притока Печоры — Ижмы были свои миллионщики. Семейные кланы изьватас контролировали огромнейшие территории российского севера от Кольского полуострова до Обской губы. Именно ижемские семьи вели всю мелкооптовую торговлю. Именно ижемские семьи в стремлении к обретению капитала не гнушались использовать и запретные приемы. Ижемцу ничего не стоило споить подвыпившего ненецкого князька, который утром, а то и через несколько суток с удивлением узнавал что все стадо он подарил, а сам со всем своим родом нанялся в батраки к своему вчерашнему «брату». Ижемцы торговали иголками, нитками, водкой, гвоздями, всем, что несло какой-либо доход, ради выгоды могли пролететь на оленьих упряжках сотни километров, ночуя в избах земляков-родственников, охотничьих зимовьях, а то и в «куропаточьем чуме» — снежной пещере. Не гнушались ижемцы и промышленного шпионажа.

В конце девятнадцатого — начале двадцатого века замша — кожа из шкуры оленя, стала хозяйкой парижских мод. Когда именитый предприниматель из-за Урала Сибиряков попытался наладить сбор оленьих шкур и производство замши в Печорском крае, ижемские кланы внедрили в его фактории своих приказчиков, а затем, минуя именитого партнера, освоили оптовые рынки сбыта замши не только в Москве и Санкт-Петербурге. Внедренные приказчики в это время были двойными агентами: высший сорт брали для своих кланов, второй и третий — для Сибирякова.

В конце девятнадцатого — начале двадцатого века замша — кожа из шкуры оленя, стала хозяйкой парижских мод. Когда именитый предприниматель из-за Урала Сибиряков попытался наладить сбор оленьих шкур и производство замши в Печорском крае, ижемские кланы внедрили в его фактории своих приказчиков, а затем, минуя именитого партнера, освоили оптовые рынки сбыта замши не только в Москве и Санкт-Петербурге. Внедренные приказчики в это время были двойными агентами: высший сорт брали для своих кланов, второй и третий — для Сибирякова.

Сегодня оленьи стада ижемцев, кочующие по вековечным дедовским проходам передвигаются по «чужим районам», выпасаются в тундрах «чужой» территории — Ненецкого национального округа. И все же это не повлияло на уклад ижемских оленеводов. Их сезонное кочевье с обязательным возвращением осенью к родовым домам из года в год продолжается.

Сегодня оленьи стада ижемцев, кочующие по вековечным дедовским проходам передвигаются по «чужим районам», выпасаются в тундрах «чужой» территории — Ненецкого национального округа. И все же это не повлияло на уклад ижемских оленеводов. Их сезонное кочевье с обязательным возвращением осенью к родовым домам из года в год продолжается.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!