СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Как научить ученика навыкам самооценки"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дано описание этапов работы по обучению учащихся навыкам оценочной деятельности. Также приведены результаты практтического использования данных материалов

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Как научить ученика навыкам самооценки"»

Как научить ученика навыкам самооценки Автор: Баева Любовь Ивановна учитель биологии, вкк МБОУ «СОШ №3» п.Арамиль, 2017 г.

Как научить ученика навыкам самооценки

Автор:

Баева Любовь Ивановна учитель биологии, вкк МБОУ «СОШ №3» п.Арамиль, 2017 г.

Содержание Введение Формирование навыков оценочной деятельности учащихся  Заключение Используемая литература Используемые интернет ресурсы Приложения  Приложение 1. Уровни усвоения знаний  Приложение 2. Критерии оценивания разных видов работ  Приложение 3. Эталон ответа  Приложение 4. Соблюдение принципа объективности при оценивании  Приложение 5. Выявление пробелов и допущенных ошибок  Приложение 6. Выявление причин допущенных ошибок  Приложение 7. Коррекция учебной деятельности по результатам оценивания

Содержание

Введение

Формирование навыков оценочной деятельности учащихся

Заключение

Используемая литература

Используемые интернет ресурсы

Приложения

Приложение 1. Уровни усвоения знаний

Приложение 2. Критерии оценивания разных видов работ

Приложение 3. Эталон ответа

Приложение 4. Соблюдение принципа объективности при оценивании

Приложение 5. Выявление пробелов и допущенных ошибок

Приложение 6. Выявление причин допущенных ошибок

Приложение 7. Коррекция учебной деятельности по результатам оценивания

В словаре академика Петровского сказано: « Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей». Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

В словаре академика Петровского сказано: « Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей». Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной работы Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Умение и навыки оценивать результаты учебной деятельности – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому они играют значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

ВВЕДЕНИЕ

  • Актуальность данной работы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Умение и навыки оценивать результаты учебной деятельности – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому они играют значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной работы Учащиеся не могут вдруг уметь правильно оценивать все свои результаты и результаты одноклассников. А следствием этого является различные проблемы : ученики нередко обижаются, когда им кажется, что им поставлена необъективная оценка, при этом иногда и родители вслед за детьми считают также; когда готовятся к урокам, не умея правильно оценить себя, останавливаются при подготовке на полпути, т.к. им кажется, что они знают изучаемый материал; неумение правильно оценить себя приводит к низкой учебной мотивации; и, наконец, отсутствие таких навыков снижает возможности правильной самооценки себя в целом.

ВВЕДЕНИЕ

  • Актуальность данной работы

Учащиеся не могут вдруг уметь правильно оценивать все свои результаты и результаты одноклассников. А следствием этого является различные проблемы :

  • ученики нередко обижаются, когда им кажется, что им поставлена необъективная оценка, при этом иногда и родители вслед за детьми считают также;
  • когда готовятся к урокам, не умея правильно оценить себя, останавливаются при подготовке на полпути, т.к. им кажется, что они знают изучаемый материал;
  • неумение правильно оценить себя приводит к низкой учебной мотивации;
  • и, наконец, отсутствие таких навыков снижает возможности правильной самооценки себя в целом.

Цель и задачи методической разработки Цель: обобщение опыта педагога учащихся навыкам оценочной деятельности.   Задачи: создать систему отслеживания развития уровней усвоения навыков оценочной деятельности учащихся от исходного уровня и по мере их развития; изучить исходный уровень и отслеживать развитие навыков; разработать систему обучения учащихся навыкам оценивания различных видов работ (самооценке) и обучить учащихся этим навыкам; обобщить результаты работы.

Цель и задачи методической разработки

Цель: обобщение опыта педагога учащихся навыкам оценочной деятельности.

Задачи:

  • создать систему отслеживания развития уровней усвоения навыков оценочной деятельности учащихся от исходного уровня и по мере их развития;
  • изучить исходный уровень и отслеживать развитие навыков;
  • разработать систему обучения учащихся навыкам оценивания различных видов работ (самооценке) и обучить учащихся этим навыкам;
  • обобщить результаты работы.

Основная идея педагогической деятельности  разработка системы обучения учащихся навыкам оценочной деятельности на основе технологий передового педагогического опыта и результатов собственной практической деятельности.

Основная идея педагогической деятельности

  • разработка системы обучения учащихся навыкам оценочной деятельности на основе технологий передового педагогического опыта и результатов собственной практической деятельности.

 Основная часть:  Формирование навыков оценочной деятельности учащихся   Фундаментальные проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Т.И.Шамовой , Т.М.Давыденко , Г.Ю.Ксензовой, В.П.Симонова , В.С.Кукушин , В.А.Сухомлинский, С.А.Смирнов, С.Ф.Сухорский, К.Ингенкамп, А.И.Липкиной, Е.А . Галкиной ,  В.3.Резниковой, А.Н.Мягковой, Г.С.Калиновой и др.

Основная часть: Формирование навыков оценочной деятельности учащихся

Фундаментальные проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах таких отечественных психологов и педагогов, как Т.И.Шамовой , Т.М.Давыденко , Г.Ю.Ксензовой, В.П.Симонова , В.С.Кукушин , В.А.Сухомлинский, С.А.Смирнов, С.Ф.Сухорский, К.Ингенкамп, А.И.Липкиной, Е.А . Галкиной , В.3.Резниковой, А.Н.Мягковой, Г.С.Калиновой и др.

Особенности самооценки учащихся Внедрить процесс самооценки в педагогическую практику формальным образом нельзя. Для достижения результата требуется создание специальных условий в процессе обучения учащихся. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его самостоятельней экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. В результате происходит : констатация - что из изученного материала усвоено хорошо, а что недостаточно; мобилизация и самопобуждение - в вопросе «что усвоено хорошо, а что требует доработки; проектирование – как надо работать дальше, чтобы успешнее были результаты.

Особенности самооценки учащихся

  • Внедрить процесс самооценки в педагогическую практику формальным образом нельзя. Для достижения результата требуется создание специальных условий в процессе обучения учащихся.
  • Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его самостоятельней экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
  • В результате происходит :
  • констатация - что из изученного материала усвоено хорошо, а что недостаточно;
  • мобилизация и самопобуждение - в вопросе «что усвоено хорошо, а что требует доработки;
  • проектирование – как надо работать дальше, чтобы успешнее были результаты.

Для выработки адекватной самооценки можно использовать следующие приемы Оценка учеником работы, выполненной другим, т.е. взаимооценка . Наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности. Ученик, выполнивший работу сам себе ставит оценку . Затем его работа оценивается учителем , сопоставляются обе оценки, и выявляется степень объективности первой оценки. После устного ответа учитель спрашивает у отвечавшего ученика, какую оценку он себе поставил бы. Затем обращается к классу с просьбой оценить в баллах ответ своего товарища.

Для выработки адекватной самооценки можно использовать следующие приемы

  • Оценка учеником работы, выполненной другим, т.е. взаимооценка . Наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.
  • Ученик, выполнивший работу сам себе ставит оценку . Затем его работа оценивается учителем , сопоставляются обе оценки, и выявляется степень объективности первой оценки.
  • После устного ответа учитель спрашивает у отвечавшего ученика, какую оценку он себе поставил бы. Затем обращается к классу с просьбой оценить в баллах ответ своего товарища.

Как организовывать уроки по самооценке Можно выделить специальные уроки по организации самооценки, особенно в начале, на которых будут проведены первичные срезы понимания учениками своих отношений к оценкам, и их уровень навыков оценки. На этих уроках можно познакомить учащихся с критериями оценок разных видов работ, с понятием эталона оценки и т.п.

Как организовывать уроки по самооценке

  • Можно выделить специальные уроки по организации самооценки, особенно в начале, на которых будут проведены первичные срезы понимания учениками своих отношений к оценкам, и их уровень навыков оценки. На этих уроках можно познакомить учащихся с критериями оценок разных видов работ, с понятием эталона оценки и т.п.

Как организовывать уроки по самооценке 2. Также можно уделять некоторое время на обычных уроках такой работе. Процесс самооценки лучше начинать с самых простых приёмов – оценка тестов по критериям , с обсуждением этих критериев, и довести такие навыки до уровня составления объективных критериев самими учащимися. Оценивание устных ответов можно начать после обсуждения критериев и эталонов , и в начале с оценивания ответов одноклассников.

Как организовывать уроки по самооценке

2. Также можно уделять некоторое время на обычных уроках такой работе. Процесс самооценки лучше начинать с самых простых приёмовоценка тестов по критериям , с обсуждением этих критериев, и довести такие навыки до уровня составления объективных критериев самими учащимися. Оценивание устных ответов можно начать после обсуждения критериев и эталонов , и в начале с оценивания ответов одноклассников.

Как организовывать уроки по самооценке 3. Оценка письменных работ учащимися требует наибольшей подготовки: ученики должны знать, «что они должны знать» , должны иметь на первых порах эталоны , уметь правильно ими пользоваться. Самопроверка в таких случаях обязательно требует второй оценки – оценки учителя. После получения двух оценок, необходимо обсудить результаты, причины расхождения оценок, если эти расхождения имели место. Полностью доверить такую самопроверку, наверное, можно только самым ответственным ученикам, которые всегда готовы к урокам и хорошо осваивают новые знания на уроках.

Как организовывать уроки по самооценке

3. Оценка письменных работ учащимися требует наибольшей подготовки: ученики должны знать, «что они должны знать» , должны иметь на первых порах эталоны , уметь правильно ими пользоваться. Самопроверка в таких случаях обязательно требует второй оценки – оценки учителя. После получения двух оценок, необходимо обсудить результаты, причины расхождения оценок, если эти расхождения имели место.

Полностью доверить такую самопроверку, наверное, можно только самым ответственным ученикам, которые всегда готовы к урокам и хорошо осваивают новые знания на уроках.

На каких этапах урока использовать самооценки Ответ на этот вопрос зависит от типа и вида урока. В любом случае можно проверять и домашнюю подготовку, и итоги усвоения знаний новой темы, и проверку знаний на обобщающих уроках и т.п. Самооценку можно применять и к проектным работам, но здесь так же учащимся должны быть даны (или выработаны вместе с ними) критерии оценивания. Во всех этих случаях проверки знаний можно успешно применять групповые формы р аботы, как в парах, так и в группах до пяти учащихся (практика показала, что увеличение учащихся большее пяти человек снижает эффективность этой работы).

На каких этапах урока использовать самооценки

  • Ответ на этот вопрос зависит от типа и вида урока. В любом случае можно проверять и домашнюю подготовку, и итоги усвоения знаний новой темы, и проверку знаний на обобщающих уроках и т.п. Самооценку можно применять и к проектным работам, но здесь так же учащимся должны быть даны (или выработаны вместе с ними) критерии оценивания.
  • Во всех этих случаях проверки знаний можно успешно применять групповые формы р аботы, как в парах, так и в группах до пяти учащихся (практика показала, что увеличение учащихся большее пяти человек снижает эффективность этой работы).

Уровни сформированности самооценки За основу определения показателей навыков контрольной и оценочной деятельности использована работа Г.Ю.Ксензовой «Оценочная деятельность учителя»*, в которой описаны уровни сформированности самооценки. Исходя из этого, можно определить следующие уровни навыков самооценки. * Ксензова Г.Ю., Оценочная деятельность учителя, М., Педагогическое общество России, 2001

Уровни сформированности самооценки

  • За основу определения показателей навыков контрольной и оценочной деятельности использована работа Г.Ю.Ксензовой «Оценочная деятельность учителя»*, в которой описаны уровни сформированности самооценки. Исходя из этого, можно определить следующие уровни навыков самооценки.

* Ксензова Г.Ю., Оценочная деятельность учителя, М., Педагогическое общество России, 2001

Таблица 1. Уровни сформированности навыков оценочной деятельности учащихся Уровни  Признаки сформированности навыков оценочной деятельности 1 Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя. Всецело полагается на отметку учителя Воспринимает оценки не критически Не воспринимает аргументацию оценки (не согласен с убеждениями учителя) Не может оценить свои возможности по решению поставленной задачи. 2 Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия Испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий Ориентирован на отметку учителя (обычно просто с ней согласен) Пытается по просьбе учителя оценить свои действия При этом ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи (правильно, неправильно – без выявления причин допускаемых ошибок)

Таблица 1. Уровни сформированности навыков оценочной деятельности учащихся

Уровни

Признаки сформированности навыков оценочной деятельности

1

  • Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя.
  • Всецело полагается на отметку учителя
  • Воспринимает оценки не критически
  • Не воспринимает аргументацию оценки (не согласен с убеждениями учителя)
  • Не может оценить свои возможности по решению поставленной задачи.

2

  • Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия
  • Испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий
  • Ориентирован на отметку учителя (обычно просто с ней согласен)
  • Пытается по просьбе учителя оценить свои действия
  • При этом ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи (правильно, неправильно – без выявления причин допускаемых ошибок)

Таблица 1. Уровни сформированности навыков оценочной деятельности учащихся Уровни Признаки сформированности навыков оценочной деятельности 3 Умеет по критериям оценивать свои действия и действия других учеников Критически относится к отметкам учителя Соотносит ответ со схемой действия Не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать Может содержательно обосновать правильность или ошибочность результата 4 Свободно и аргументировано оценивает уже решенные задачи Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения Часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру Обосновывает правильность или ошибочность результата

Таблица 1. Уровни сформированности навыков оценочной деятельности учащихся

Уровни

Признаки сформированности навыков оценочной деятельности

3

  • Умеет по критериям оценивать свои действия и действия других учеников
  • Критически относится к отметкам учителя
  • Соотносит ответ со схемой действия
  • Не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать
  • Может содержательно обосновать правильность или ошибочность результата

4

  • Свободно и аргументировано оценивает уже решенные задачи
  • Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения
  • Часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру
  • Обосновывает правильность или ошибочность результата

Таблица 1. Уровни сформированности навыков оценочной деятельности учащихся Уровни Признаки сформированности навыков оценочной деятельности 5 Способен самостоятельно и объективно оценить различные виды работ и ответов и обосновать оценивание Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении. Учитывает возможное изменение известных ему способов действия. Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свою возможность или невозможность ее решать, исходя из четкого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения.

Таблица 1. Уровни сформированности навыков оценочной деятельности учащихся

Уровни

Признаки сформированности навыков оценочной деятельности

5

  • Способен самостоятельно и объективно оценить различные виды работ и ответов и обосновать оценивание
  • Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении. Учитывает возможное изменение известных ему способов действия.
  • Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свою возможность или невозможность ее решать, исходя из четкого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения.

10 шагов по обучению учащихся оценочной деятельности Во-первых, в рамках каждой учебной дисциплины определить номенклатуру умений и навыков , которыми учащиеся могут и долж­ны овладеть и довести их до сведения учащихся (ФГОС) Во-вторых , ознакомить с основными уровнями усвоения знаний Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко представлять себе требования к знаниям и уровни необходимой деятельности учащихся. При обучении в школе учитель может смело опираться на критерий завершенности процесса усвоения. Принцип завершенности обучения гласит: обучение может быть успешно, только если оно является завершенным, что только завершенность процесса обещает дальнейший успех. Исходя из всего вышесказанного, мы считаем возможным в основу контроля за эффективностью образовательного процесса положить пять последовательных показателей выявления его итогов.

10 шагов по обучению учащихся оценочной деятельности

  • Во-первых, в рамках каждой учебной дисциплины определить номенклатуру умений и навыков , которыми учащиеся могут и долж­ны овладеть и довести их до сведения учащихся (ФГОС)
  • Во-вторых , ознакомить с основными уровнями усвоения знаний
  • Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко представлять себе требования к знаниям и уровни необходимой деятельности учащихся.
  • При обучении в школе учитель может смело опираться на критерий завершенности процесса усвоения.
  • Принцип завершенности обучения гласит: обучение может быть успешно, только если оно является завершенным, что только завершенность процесса обещает дальнейший успех.
  • Исходя из всего вышесказанного, мы считаем возможным в основу контроля за эффективностью образовательного процесса положить пять последовательных показателей выявления его итогов.

10 шагов по обучению учащихся оценочной деятельности В-третьих, дать основные показатели, которые характеризуют выставление учащимся высшего балла «5» («отлично») и затем, соответственно, следующего за ним балла «4» и т.д. В-четвёртых, дать критерии оценивания разных видов работ (различных тестов, устных ответов, письменных ответов, практических и творческих работ, проектов, рефератов и т.д.) В-пятых, сначала научить пользоваться эталонами для сравнения результатов работ, ответов, а затем научить учащихся самим вырабатывать такие эталоны

10 шагов по обучению учащихся оценочной деятельности

  • В-третьих, дать основные показатели, которые характеризуют выставление учащимся высшего балла «5» («отлично») и затем, соответственно, следующего за ним балла «4» и т.д.
  • В-четвёртых, дать критерии оценивания разных видов работ (различных тестов, устных ответов, письменных ответов, практических и творческих работ, проектов, рефератов и т.д.)
  • В-пятых, сначала научить пользоваться эталонами для сравнения результатов работ, ответов, а затем научить учащихся самим вырабатывать такие эталоны

10 шагов по обучению учащихся оценочной деятельности В-шестых, научить быть объективными при оценивании В-седьмых, научить  выражать результаты оценивания в определенной форме (оценочные суждения, отметки) и привить навыки оценивания до уровня автоматизма В-восьмых, научить   находить ошибки и пробелы в ответах В-девятых,  выявление причин допущенных ош ибок в случае неправильного ответа В-десятых, научить вносить коррекцию по результатам оценивания в ход ликвидации пробелов

10 шагов по обучению учащихся оценочной деятельности

  • В-шестых, научить быть объективными при оценивании
  • В-седьмых, научить выражать результаты оценивания в определенной форме (оценочные суждения, отметки) и привить навыки оценивания до уровня автоматизма
  • В-восьмых, научить находить ошибки и пробелы в ответах
  • В-девятых, выявление причин допущенных ош ибок в случае неправильного ответа
  • В-десятых, научить вносить коррекцию по результатам оценивания в ход ликвидации пробелов

   Таблица 2. Анкета « Уровни развития субъектного отношения обучающихся к оценке и оценочным навыкам»   № Вопрос Баллы Дата 1 Есть ли необходимость в умении самим оценивать свои работы и ответы? да иногда нет 2 Почему вы хотите получить хорошую оценку? 1) это моя внутренняя потребность 2) родители заставляют хорошо учиться 3 3) классный руководитель ругает за плохие оценки 4 Надо ли учиться оцениванию работ? Всегда ли влияют выставленные вам оценки на желание учиться лучше? 5 Что такое оценка? 6 Что такое отметка? 7 Что необходимо для того, чтобы научиться правильно оценивать свои работы, ответы? 8 За что выставляются оценки «5»? 9 За что выставляются оценки «2»?

  Таблица 2. Анкета « Уровни развития субъектного отношения обучающихся к оценке и оценочным навыкам»

Вопрос

Баллы

Дата

1

Есть ли необходимость в умении самим оценивать свои работы и ответы?

  • да
  • иногда
  • нет

2

Почему вы хотите получить хорошую оценку?

1) это моя внутренняя потребность

2) родители заставляют хорошо учиться

3

3) классный руководитель ругает за плохие оценки

4

Надо ли учиться оцениванию работ?

Всегда ли влияют выставленные вам оценки на желание учиться лучше?

5

Что такое оценка?

6

Что такое отметка?

7

Что необходимо для того, чтобы научиться правильно оценивать свои работы, ответы?

8

За что выставляются оценки «5»?

9

За что выставляются оценки «2»?

Таблица 3. Анкета «Субъектное мнение учащихся о навыках самооценивания»   № Вопрос 1 Умеете ли вы оценить свою работу объективно? скорее - да иногда скорее - нет 2 Способны ли вы объективно выставлять оценки за любые ответы? скорее - да иногда скорее - нет 3 Уверены ли вы в объективности взаимно выставляемых оценках? да иногда нет 4 Всегда ли вы согласны с оценкой, которую вам выставляют учителя? да иногда нет 5 Знаете ли вы критерии (показатели) своих оценок? да иногда Нет

Таблица 3. Анкета «Субъектное мнение учащихся о навыках самооценивания»

Вопрос

1

Умеете ли вы оценить свою работу объективно?

  • скорее - да
  • иногда
  • скорее - нет

2

Способны ли вы объективно выставлять оценки за любые ответы?

  • скорее - да
  • иногда
  • скорее - нет

3

Уверены ли вы в объективности взаимно выставляемых оценках?

  • да
  • иногда
  • нет

4

Всегда ли вы согласны с оценкой, которую вам выставляют учителя?

  • да
  • иногда
  • нет

5

Знаете ли вы критерии (показатели) своих оценок?

  • да
  • иногда
  • Нет

Таблица 4. Подсчёт результатов анкеты «Субъектное мнение учащихся о навыках самооценивания»   Уровни Баллы Дата Высокий уровень Кол-во уч-ся 9-10 Средний уровень % 7-8 Низкий уровень Кол-во уч-ся Практическое отсутствие навыков самооценки 4-6 % Ниже 4 Эффективность

Таблица 4. Подсчёт результатов анкеты «Субъектное мнение учащихся о навыках самооценивания»

Уровни

Баллы

Дата

Высокий уровень

Кол-во уч-ся

9-10

Средний уровень

%

7-8

Низкий уровень

Кол-во уч-ся

Практическое отсутствие навыков самооценки

4-6

%

Ниже 4

Эффективность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Применение этой системы обучения учащихся 7-х классов в течение года позволило получить следующие результаты. При первичном опросе: 86 % учащихся сказали, что есть необходимость в умении самим оценивать свои работы и ответы; выставленные оценки влияют на желание учиться лучше – 67 %; на вопрос «что такое оценка?» 25 % сказали, что это оценка их работы, 25% - оценка за знания, 13% - это то, что ставят в школе, остальные учащиеся затруднились дать чёткий ответ; на вопрос, за что ставится оценки «5», ученики дали следующие ответы: за ответ без ошибок и без запинок – 19 %; за хороший отличный ответ – 13%; за хорошие знания, за хорошо подготовленное домашнее задание – 19 %; за полный правильный ответ – 25%; за хорошие знания – 13%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение этой системы обучения учащихся 7-х классов в течение года позволило получить следующие результаты.

При первичном опросе:

  • 86 % учащихся сказали, что есть необходимость в умении самим оценивать свои работы и ответы;
  • выставленные оценки влияют на желание учиться лучше – 67 %;
  • на вопрос «что такое оценка?» 25 % сказали, что это оценка их работы, 25% - оценка за знания, 13% - это то, что ставят в школе, остальные учащиеся затруднились дать чёткий ответ;
  • на вопрос, за что ставится оценки «5», ученики дали следующие ответы:
  • за ответ без ошибок и без запинок – 19 %;
  • за хороший отличный ответ – 13%;
  • за хорошие знания, за хорошо подготовленное домашнее задание – 19 %;
  • за полный правильный ответ – 25%;
  • за хорошие знания – 13%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Через год обучения навыкам оценивания были получены следующие результаты. На вопрос «Всегда ли ученики согласны с оценкой, которую им выставляют учителя?» были следующие изменения: при первичном опросе были согласны с оценками учителей только 25 %, через год – 69 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Через год обучения навыкам оценивания были получены следующие результаты.

  • На вопрос «Всегда ли ученики согласны с оценкой, которую им выставляют учителя?» были следующие изменения: при первичном опросе были согласны с оценками учителей только 25 %, через год – 69 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На вопрос «Знаете ли вы критерии (показатели) своих оценок?» был получен интересный результат – в первый раз все 100 % учеников считали, что они знают критерии оценки, а через год, когда они осваивали навыки и переоценили свои представления об этом, только 79 % учащихся уверенно сказали, то знают критерии оценки. Это говорит о том, что, если учащиеся не обучаются этим навыкам, они считают, что представляют, как надо ставить оценки, хотя это не так, поэтому часто не согласны с выставляемыми учителями оценками. И в то же время через год уже 69 % были согласны с выставляемыми учителями оценками, а не 25 %, как год назад.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • На вопрос «Знаете ли вы критерии (показатели) своих оценок?» был получен интересный результат – в первый раз все 100 % учеников считали, что они знают критерии оценки, а через год, когда они осваивали навыки и переоценили свои представления об этом, только 79 % учащихся уверенно сказали, то знают критерии оценки.

Это говорит о том, что, если учащиеся не обучаются этим навыкам, они считают, что представляют, как надо ставить оценки, хотя это не так, поэтому часто не согласны с выставляемыми учителями оценками.

И в то же время через год уже 69 % были согласны с выставляемыми учителями оценками, а не 25 %, как год назад.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следующие вопросы касались конкретно объектов оценивания – устных ответов, тестов, письменных работ. Приведём ответы учащихся на вопросы при первичном срезе и через год: Умеете ли вы объективно оценивать свой тест по предлагаемому учителем алгоритму? «Да» - 51 % и 83 %. Умеете ли вы оценивать свою письменную работу по предлагаемому учителем эталону, измерительному материалу? «Да» - 60 % и 83 %. Сможете ли вы разработать собственные объективные критерии или эталоны оценивания? Для теста «да» 38 % и 82 %. Для письменной работы 48 % и 69 %. Общий результат развития навыков оценивания в течение года представлен в таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следующие вопросы касались конкретно объектов оценивания – устных ответов, тестов, письменных работ. Приведём ответы учащихся на вопросы при первичном срезе и через год:

  • Умеете ли вы объективно оценивать свой тест по предлагаемому учителем алгоритму? «Да» - 51 % и 83 %.
  • Умеете ли вы оценивать свою письменную работу по предлагаемому учителем эталону, измерительному материалу? «Да» - 60 % и 83 %.
  • Сможете ли вы разработать собственные объективные критерии или эталоны оценивания? Для теста «да» 38 % и 82 %. Для письменной работы 48 % и 69 %.
  • Общий результат развития навыков оценивания в течение года представлен в таблице.

выводы Оценка и самооценка учащихся является важнейшей составляющей образовательного процесса. По результатам исследований и проведённой в течение года работы можно сделать выводы: Большая часть учащихся считают, что необходимо уметь самим оценивать свои результаты – 86% Все ученики вначале считали, что знают критерии своих оценок, а через год они стали понимать, что всё гораздо сложнее, и только 79% ответили на этот вопрос положительно Хотя при первичном срезе учащиеся дают нечёткие ответы на вопросы «за что ставится оценки «5»?, «что такое оценка?»

выводы

Оценка и самооценка учащихся является важнейшей составляющей образовательного процесса.

По результатам исследований и проведённой в течение года работы можно сделать выводы:

  • Большая часть учащихся считают, что необходимо уметь самим оценивать свои результаты – 86%
  • Все ученики вначале считали, что знают критерии своих оценок, а через год они стали понимать, что всё гораздо сложнее, и только 79% ответили на этот вопрос положительно
  • Хотя при первичном срезе учащиеся дают нечёткие ответы на вопросы «за что ставится оценки «5»?, «что такое оценка?»

выводы 4. На вопрос «всегда ли ученики согласны с оценкой, которую им выставляют учителя?» при первичном опросе были согласны с оценками учителей только 25%, через год – 69% 5. Всего 67% учеников считают, что оценки, выставленные учителем, влияют на желание учиться лучше, что должно педагогов стимулировать обучению учащихся навыкам самооценки. 6. В итоге учащиеся за год повысили свой уровень навыков самооценки на 30 %

выводы

4. На вопрос «всегда ли ученики согласны с оценкой, которую им выставляют учителя?» при первичном опросе были согласны с оценками учителей только 25%, через год – 69%

5. Всего 67% учеников считают, что оценки, выставленные учителем, влияют на желание учиться лучше, что должно педагогов стимулировать обучению учащихся навыкам самооценки.

6. В итоге учащиеся за год повысили свой уровень навыков самооценки на 30 %

«Самоконтроль, в конечном счете, приводит к эмоциональной отстраненности и спокойствию разума»  «Важно только то, какую оценку ты даёшь сама себе!» Кэрри Бредшоу

«Самоконтроль, в конечном счете, приводит к эмоциональной отстраненности и спокойствию разума»

«Важно только то, какую оценку ты даёшь сама себе!» Кэрри Бредшоу

Используемая литература

  • Абасов З.А., От оценки учителя - к самооценке ученика // Директор школы . 1999.  № 2. С. 63-70. 
  • Галкина Е.А ., Контроль знаний по биологии // Биология в школе, № 6, 2006
  • Издание второе, Педагогическое общество Москва, 2002
  • Ингенкамп К., Педагогическая диагностика, М., Педагогика, 1991, с.110—111
  • Ксензова Г.Ю., Инновационные технологии обучения и воспитания школьников, М., Педагогическое общество России, 2005
  • Ксензова Г.Ю., Оценочная деятельность учителя, Учебно-методическое пособие,
  • Кукушин В.С., Дидактика, Мостква-Ростов-на-Дону, Март, 2003
  • Липкина А. И., Самооценка школьника, М., 1976
  • Логачева А. В. Анализ современных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. — С. 183-184.
  • Народное образование//1997. №6. — С. 61, Директор школы // 1998, № 5, с. 37-40
  • Резникова В.3, Мягкова А.Н., Калинова Г.С., О требованиях к оценке знаний и умений учащихся по биологии // Биология в школе, 1991, №1
  • Симонов В.П., Педагогический менеджмент, М., Педагогическое общество России, 1999
  • Система педагогического контроля в образовательном учреждении: методический и организаторский аспекты Екатеринбург, ИРРО, 2000
  • Смирнов С.А., Педагогические теории, системы, технологии, Педагогика
  • Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям, Киев, Радянська школа, 1969, с. 150
  • Сухорский С.Ф., Тематический учет знаний // Биология в школе, 1990, № 5
  • Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Управление образовательным процессом в адаптивной школе, М., Педагогический поиск, 2001 и т.д.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619079/ 2. http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0% B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20( pdf )/%D0%9F%D0%B5%D1 %82%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%A2.%D0%90.%20%D0%98%D0% B7%D1%83%D1%87% Используемые интернет ресурсы
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/619079/

2. http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%

B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20( pdf )/%D0%9F%D0%B5%D1

%82%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%A2.%D0%90.%20%D0%98%D0%

B7%D1%83%D1%87%

Используемые интернет ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!