СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Как появились волшебные сказки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Как появились волшебные сказки.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Как появились волшебные сказки.»

На всех трех изображениях мы видим героинь сказок. Все они оказались в похожем положении и в сходном месте. Почему?

На всех трех изображениях мы видим героинь сказок. Все они оказались в похожем положении и в сходном месте. Почему?

На картинах Васнецова и Билибина герой оказался на границе?  Откуда же она взялась?

На картинах Васнецова и Билибина герой оказался на границе?

Откуда же она взялась?

Щука и волк стали помощниками героя. Почему в сказках происходит такое?

Щука и волк стали помощниками героя. Почему в сказках происходит такое?

Спит странным сном Финист. Спит царевна Что это за сон?

Спит странным сном Финист.

Спит царевна

Что это за сон?

Происхождение сказки  Происхождение сказки  связывают с  мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами  посвятительного типа, свадебными ритуалами и ритуалами передачи власти от старого царя молодому.

Происхождение сказки

Происхождение сказки

связывают с

мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа, свадебными ритуалами и ритуалами передачи власти от старого царя молодому.

В начале сказки герой не имеет тех магических (необыкновенных) сил, которые ему нужны, чтобы выполнить невыполнимое задание. Эти силы приобретаются героем в результате инициации .

В начале сказки герой не имеет тех магических (необыкновенных) сил, которые ему нужны, чтобы выполнить невыполнимое задание. Эти силы приобретаются героем в результате инициации .

Сюжет волшебных сказок строится на основе инициального ритуала: в определенном возрасте мальчики из племени охотников должны были пройти сложный ритуал посвящения в охотники.

Сюжет волшебных сказок строится на основе инициального ритуала: в определенном возрасте мальчики из племени охотников должны были пройти сложный ритуал посвящения в охотники.

Это нужно было, чтобы будущий охотник приобрел помощника в лице духа кого-нибудь из предков, оружие, выучил нужные магические заклинания.

Это нужно было, чтобы будущий охотник приобрел помощника в лице духа кого-нибудь из предков, оружие, выучил нужные магические заклинания.

Именно поэтому в сказке герой должен покинуть дом. Сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту.

Именно поэтому в сказке герой должен покинуть дом. Сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту.

Волшебная  сказка словно подсказывает причину, по которой герой покидает дом. Герой отправляется что-либо искать, ликвидировать какую-нибудь «недостачу»: кто-то проник в царский сад, налетел Кощей и похитил царскую дочь, мачеха послала падчерицу в лес – таковы обычные причины оставления дома.

Волшебная

сказка словно подсказывает причину, по которой герой покидает дом. Герой отправляется что-либо искать, ликвидировать какую-нибудь «недостачу»: кто-то проник в царский сад, налетел Кощей и похитил царскую дочь, мачеха послала падчерицу в лес – таковы обычные причины оставления дома.

«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить» («Иван крестьянский сын и Чудо Юдо»). «Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала». (Иван Царевич и серый волк»)

«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить» («Иван крестьянский сын и Чудо Юдо»).

«Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала». (Иван Царевич и серый волк»)

 Конечная цель путешествия -независимо от причины, по которой герой отправился этой  дорогой, находится очень далеко, в «другом», «ином» царстве. «Это царство может  лежать или очень далеко по горизонтали, или очень высоко или глубоко по вертикали».  Расстояние преодолевается различными способами: герой может лететь по воздуху,  ехать по земле или воде, его может вести клубочек. В обряде инициации подростки отрывались от привычного дома, племени, и их уводили очень далеко

Конечная цель путешествия -независимо от причины, по которой герой отправился этой

дорогой, находится очень далеко, в «другом», «ином» царстве. «Это царство может

лежать или очень далеко по горизонтали, или очень высоко или глубоко по вертикали».

Расстояние преодолевается различными способами: герой может лететь по воздуху,

ехать по земле или воде, его может вести клубочек.

В обряде инициации подростки отрывались от привычного дома, племени, и их уводили очень далеко

Сказка не располагает никакими топографическими (географическими)сведениями, но, безусловно одно – дорога, по которой высшие силы ведут человека, ведет в потусторонний мир, то есть в мир предков, в царство смерти, где все не так, как на земле.

Сказка не располагает никакими топографическими (географическими)сведениями, но, безусловно одно – дорога, по которой высшие силы ведут человека, ведет в потусторонний мир, то есть в мир предков, в царство смерти, где все не так, как на земле.

В русских волшебных сказках граница между «здешним» миром и «потусторонним» (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) – охраняема. Страж границы (например, это может быть, и чаще всего бывает, Баба Яга) охраняет вход в потусторонний мир. Когда Василиса Прекрасная подходит к границе между мирами, перед ней появляется «забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами: вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами». Все это знаки мира смерти.

В русских волшебных сказках граница между «здешним» миром и «потусторонним» (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) – охраняема. Страж границы (например, это может быть, и чаще всего бывает, Баба Яга) охраняет вход в потусторонний мир. Когда Василиса Прекрасная подходит к границе между мирами, перед ней появляется «забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами: вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами». Все это знаки мира смерти.

Сам вид Бабы Яги, ее жилище говорит о том, что мы попали на границу царства смерти. Для живых Баба Яга опасна. Герой должен прикинуться мертвым.

Сам вид Бабы Яги, ее жилище говорит о том, что мы попали на границу царства смерти. Для живых Баба Яга опасна. Герой должен прикинуться мертвым.

Уход из дома в мир «временной смерти» позволял герою, подобно египетскому Осирису, возродиться к новой жизни после пребывания в мире временной смерти. Пребывая в чреве чудовища, в доме Яги, в трех царствах, под землей или на небе, герой демонстрирует свою стойкость, приобретает духов-помощников, магические силы, власть над стихиями, добывает людям чудесные предметы, уничтожает чудовищ, мешающих их мирной жизни.

Уход из дома в мир «временной смерти» позволял герою, подобно египетскому Осирису, возродиться к новой жизни после пребывания в мире временной смерти. Пребывая в чреве чудовища, в доме Яги, в трех царствах, под землей или на небе, герой демонстрирует свою стойкость, приобретает духов-помощников, магические силы, власть над стихиями, добывает людям чудесные предметы, уничтожает чудовищ, мешающих их мирной жизни.

Обряд был опасным, включал в себя серьезные испытания, часто связанные со страхом и болью. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте.

Обряд был опасным, включал в себя серьезные испытания, часто связанные со страхом и болью. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте.

Обряд длился иногда целый год. Именно поэтому в сказках мы видим лесной дом, в котором живут семь братьев, (семь гномов), и другие герои, которых встречает герой или героиня.  За время пребывания в лесном доме обряд вводил подростка в человеческое общество и в мир духовных ценностей. Он узнавал правила поведения, организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний.

Обряд длился иногда целый год. Именно поэтому в сказках мы видим лесной дом, в котором живут семь братьев, (семь гномов), и другие герои, которых встречает герой или героиня.

За время пребывания в лесном доме обряд вводил подростка в человеческое общество и в мир духовных ценностей. Он узнавал правила поведения, организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний.

Так герой перемещается в сказке. Чтобы получить это чудо средство, он должен выполнить определенные требования, получить помощника, запомнить запреты и магические слова.

Так герой перемещается в сказке. Чтобы получить это чудо средство, он должен выполнить определенные требования, получить помощника, запомнить запреты и магические слова.

. В сказке в результате предварительного испытания (проверка свойств героя, знания им правил поведения, его доброты) герой получает от

. В сказке в результате предварительного испытания (проверка свойств героя, знания им правил поведения, его доброты) герой получает от "дарителя« и дорогие подарки. Так в обряде юноши приобретали знания о том, как вызывать дух предка и просить его о помощи в охоте.

Так выстраивается сюжет волшебной сказки. 1. Уход инициируемого из привычного для него мира. 2. Нахождение в экстремальной обстановке, “смерть в той или иной форме”. 3. Возвращение в привычный мир на ином качественном уровне.

Так выстраивается сюжет волшебной сказки.

1. Уход инициируемого из привычного для него мира.

2. Нахождение в экстремальной обстановке, “смерть в той или иной форме”.

3. Возвращение в привычный мир на ином качественном уровне.

 Другой источник волшебной сказки – миф о боге-громовержце, который сражается с чудовищем. Таковы сказки со следами мифических представлений, в которых изображается борьба светлого божества с темными, иначе говоря, смена времен года, дня и ночи.

Другой источник волшебной сказки – миф о боге-громовержце, который сражается с чудовищем. Таковы сказки со следами мифических представлений, в которых изображается борьба светлого божества с темными, иначе говоря, смена времен года, дня и ночи.

 Замирание природы осенью и зимой представляется в образе похищения красавицы какими-нибудь чудовищами, драконами, или в образе усыпления, окамениния, околдования красавицы.

Замирание природы осенью и зимой представляется в образе похищения красавицы какими-нибудь чудовищами, драконами, или в образе усыпления, окамениния, околдования красавицы.

 Еще один сказочный сюжет связан с ритуалом смены старого вождя (царя) на молодого – нового. Так мы видим в сказке, как герой, добыв красавицу, убивает царя и женится на ней. («Конек горбунок»).  Конечная сказочная цель - свадьба сопоставима со свадебным обрядом. В результате  сказочной свадьбы герой непременно повышает свое положение в мире.

Еще один сказочный сюжет связан с ритуалом смены старого вождя (царя) на молодого – нового. Так мы видим в сказке, как герой, добыв красавицу, убивает царя и женится на ней. («Конек горбунок»).

Конечная сказочная цель - свадьба сопоставима со свадебным обрядом. В результате

сказочной свадьбы герой непременно повышает свое положение в мире.

Формирование привычной для нас формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного строя, в обществе, гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение,

Формирование привычной для нас формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного строя, в обществе, гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение, "превратилось" теперь в поэтическую форму волшебной сказки. Это и был окончательный разрыв связи сказки с мифом.

 Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется ее происхождением  из мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные сказочные мотивы и сюжеты  непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь  поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества.

Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется ее происхождением

из мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные сказочные мотивы и сюжеты

непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь

поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества.

Жизнь, смерть, свадьба, борьба, испытание – все это осталось в мире людей.  Это позволяет сказке не терять привлекательность и в наши дни.

Жизнь, смерть, свадьба, борьба, испытание – все это осталось в мире людей.

Это позволяет сказке не терять привлекательность и в наши дни.