Компетентностный подход в обучении.
“ Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин
Компетентностный подход - это
совокупность общих принципов определения
целей образования, отбора содержания образования,
организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов.
Принципы:
- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных , коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Ваши ассоциации
Определения
- Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости (Лебедев О.Е.).
- Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов (Хуторской А.В.).
- Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Хуторской А.В.).
Вывод
Компетенция не сводится только к знаниям
или только к умениям.
Компетенция является сферой отношений,
существующих между знанием и действием в практике (Хуторской А.В.).
Образовательная компетенция
Совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности (Хуторской А.В.).
Цели образования Научить:
- учиться;
- решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни;
- ориентироваться в мире духовных ценностей;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.);
- решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности;
- решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Компетенции
Общие
универсальные, ключевые, "надпрофессиональные"
Профессиональные
(предметно-специализированные)
Министерство образования и науки
Хуторской А.В.
Общепредметные
Ключевые
Предметные
К ключевым компетенциям относятся:
- Ценностно-смысловая
- Общекультурная
- Учебно-познавательная
- Информационная
- Коммуникативная
- Социально-трудовая
- Компетенция личностного самосовершенствования (Хуторской А.В.)
Компетенции
Общепредметные
а) по общим для разных учебных предметов реальным объектам познавательной действительности;
б) по общим умениям, навыкам и способам действий.
Предметные
- культуроведческая;
- лингвистическая;
- языковая;
- коммуникативная
Какие именно знания, умения и навыки, способы деятельности
и по отношению к каким предметам деятельности
должны применяться учеником? В каких учебных курсах?
Как часто? В какой последовательности?
Компетентности/компетенции (Зимняя И.)
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
К себе как личности
- здоровьесбережение:
- ценностно-смысловая ориентация в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
- интеграция: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
- гражданственность
- самосовершенствование, саморазвитие,
- профессиональное развитие;
- языковое и речевое развитие
- овладение культурой родного языка,
- владение иностранным языком.
Технология конструирования компетенций (Хуторской А.В.)
1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; 3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
Проявление ключевых компетенций в рамках урока.
- Ценностно-смысловая
- Общекультурная
- Учебно-познавательная
- Информационная
- Коммуникативная
- Социально-трудовая
- Компетенция личностного самосовершенствования
Практическая часть
- Выберите компетенцию, которая Вам менее/более понятна в реализации.
- Соотнесите содержание компетенции с деятельностным подходом.
- Разработайте критерии освоения (приобретения) учащимися данной компетенции.
- Результаты представьте в наглядном виде
(образ + логическое обоснование)
Литература:
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-19.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm.