Критическое мышление на уроках
математики в начальной школе
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью
логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так
и нестандартным ситуациям,
вопросам и проблемам.
Этому процессу присуща открытость
новым идеям.
Идеальное критическое мышление человека обычно связано с любознательностью,
осведомленностью, справедливостью в оценке, умением прояснять проблемы и
сложные вопросы,
тщательностью в поиске нужной
информации и т.п.
Актуальность
Современное образование выдвигает новые требования,
где центральной фигурой, ее ядром должен стать
ученик в образовательном учреждении, рассматриваемый
на уровне отдельного человека во всем его богатстве
и многообразии его личностных интересов,
потребностей и устремлений.
Основные условия, влияющие на
формирование критического мышления
- индивидуализация образования;
- исследовательское обучение;
- проблематизация.
Технология РКМ позволяет решать задачи
-образовательной мотивации:
- повышения интереса к процессу обучения и активного
- восприятия учебного материала;
- информационной грамотности;
- развития способности к самостоятельной аналитической
и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности;
- формирования коммуникативных навыков
и ответственности за знание.
Технология критического мышления даст ученику - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу,
так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников.
Технология критического мышления даст учителю - умение создать в классе атмосферу открытости
и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и
систему эффективных методик, которые способствуют
развитию критического мышления и самостоятельности
в процессе обучения; -стать практиками; -стать источником ценной профессиональной
информации для других учителей.
ТРКМ
Стадия
«Рефлексия»
Стадия
«Вызова»
«Осмысления»
Осмысления»
Стадия «Вызова»
- побуждение к работе с новой информацией,
- пробуждение интереса к теме;
- актуализация имеющихся знаний по теме;
- бесконфликтный обмен мнениями
УУД формирующиеся на стадии «Вызов »
Регулятивные: принимают решение в проблемных
ситуациях на основе переговоров
Познавательные: проводят сравнение и классификацию
изученных объектов по самостоятельно
выделенным критериям
Коммуникативные: обмениваются мнениями
Стадия «Осмысление»
- получение новой информации по теме
- классификация полученной информации по категориям знания
УУД формирующиеся на стадии «Осмысления»
Познавательные: определяют основную и второстепенную
информацию
Регулятивные: осознанно и произвольно строят
высказывания в устной речи
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения
необходимой для решения проблемы
информации
Личностные: осознают свои возможности
в учении
Стадия «Рефлексия»
- обмен мнениями о новой информации;
- соотнесение новой информации и имеющихся знаний;
-
- выработка собственной позиции, оценка процесса.
УУД формирующиеся на стадии «Рефлексия»
Личностные : ориентирование в системе
моральных норм и ценностей
Регулятивные: принятие решения в проблемных ситуациях
Познавательные: строят логические рассуждения
Коммуникативные: действуют с учётом
позиции другого, умеют согласовывать
свои действия.
Матрица для технологической карты урока
Данная технология способствует формированию
следующих умений
- мыслить логично;
- выражать свою мысль, своё мнение связно, четко;
- запоминать и оценивать факты;
- формировать свою точку зрения, мнение,
самостоятельно работая над новым
материалом;
- уметь отстаивать свою позицию
Таким образом, использование приёмов технологии
развития критического мышления на уроках
математике позволяет сделать работу более
эффективной, интересной и творческой.
Список литературы
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
3. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
4. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
5. Примерная основанная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – http://www.standart.edu.ru/
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. – 159 с.