Культура России во времена Петра Первого
Автор: Кочергина
Валентина Ивановна, учитель истории
МКОУ «Олинская СОШ» Лиманского района
Астраханской области
- - Вы изучили внешнюю и внутреннюю политику Петра 1, его реформы в экономической и политической сфере.
Какую сферу жизни нам еще необходимо рассмотреть, чтобы окончательно сложилось представление о жизни общества в эпоху Петра Великого ?
- Сегодня мы с вами начнем рассматривать духовную жизнь общества, а, именно, поговорим о культуре во времена Петра Первого .
Тема урока:
Культура во времена Петра Первого
Актуализация знаний
- - Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... .
4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.
6. С принятием в 1722 году Указа о ……………………………..,
император сам выбирает себе наследника
Актуализация знаний
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
1. Вместо Боярской думы в 1711 году был образован СЕНАТ , ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы КОЛЛЕГИИ , работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал СИНОД .
4. Страна была разделена на 8 ГУБЕРНИЙ , которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5.С принятием в 1722 году ТАБЕЛИ О РАНГАНГАХ все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.
6. С принятием в 1722 году Указа о ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ
император сам выбирает себе наследника
Цели и задачи урока :
Выяснить:
- Причины подъема культуры России в первой четверти XVIII века.
- Основные направления развития русской культуры.
- Выяснить, какие изменения произошли в культурной жизни страны.
- Познакомиться с новшествами в области просвещения, культуры, быта.
План урока
1. Исторические условия развития русской культуры в первой четверти XVIII века.
2. Образование и просвещение.
3. Развитие науки и техники.
4 Литература и книгопечатание.
5. Архитектура и живопись.
6. Новшества в быту.
Основные понятия :
- Обсерватория
- Лексикон
- Публицистика
- Русское барокко
- Академия наук
- Ассамблеи
Проблемный вопрос
- Как изменилась культура России в первой четверти XVIII века в связи с глобальной европеизацией?
( Выявить плюсы и минусы в развитии культуры )
- Что такое «культура»? Что она в себя включает?
- Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
- под культурой понимают области человеческой деятельности связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умений и знаний).
Исторические условия развития русской культуры в первой четверти XVIII века.
- Дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность,
- Светский характер культуры, ослабление духовного господства церкви.
- Глобальные изменения во всех сферах жизни требовали развития образования, науки и техники.
- Преодоление национальной замкнутости, выразившееся в "европеизации" русской культуры.
- Усиление личностного начала в искусстве и быту.
Образование в России в 17 веке
В.О. Ключевский «..Когда требовалось построить в России завод – звали «немца», когда хотели учить наукам – приглашали грека или киевлянина»
- Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы цифирные школы(училища низшей ступени).
- Дети мастеровых учились в горных школах, солдатские - в гарнизонных .
- 1701г. - Навигацкая и Артиллерийская школы
- 1712г. - Инженерная школа
- 1707г.- Медицинское училище
- По указу 20 января 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы цифирной школы.
- Детей дворян отправляли за границу учиться
- Привлечение иностранных специалистов.
Содержание обучения и учебники
«Букварь» «Арифметика»
Ф.П. Поликарпова Л.Д. Магницкого (1703г.)
Пособия по грамматике,
математике, физике,
словари («лексиконы»).
Развивалось
книгоиздательское дело .
Содержание обучения изменилось. На первом месте оказались
те предметы, которые давали полезные для практики знания:
математика, астрономия, инженерное дело, фортификация.
Литература и публицистика
- «Слово похвальное о баталии Полтавской» (Ф. Прокопович)
- «Правда воли монаршей»
- «слово похвальное о флоте российском»
- «О российском матросе Василии»
- «История об Александре, российском дворянине»
- «Книга о скудости и богатстве» (И. Посошков)
1719 г. в Петербурге началось собирание книг для первой в России библиотеки
- С 1703 года начала издаваться первая печатная газета- «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Общественно-политическая мысль
Самым ярким пропагандистом
преобразований стал псковский
архиепископ Феофан Прокопович
Свои проповеди
он посвящал
светским темам,
прославляя
победы русского
оружия и
восхваляя царя.
Другой известный
публицист, автор «Книги
о скудости и богатстве»
Иван Посошков считал абсолютную монархию
идеальным государственным устройством.
- Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей.
- Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи.
- В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека и был основан и Ботанический сад.
Академия наук
В 1724 г. Петр издал указ об учреждении
Академии наук и художеств.
Открылась она уже после смерти царя в1725г. .
Русская наукак этому времени достигла больших успехов.
А.К.Нартов-
русский механик.
Развитие науки и техники
Развитие научных знаний связано:
- С практическими потребностями
- С освоением, поиском, использованием полезных ископаемых
- Со строительством новых городов
- С ростом мануфактурного производства
- С ростом внутренней и внешней торговли
В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба.
1703 год - открытие на Урале месторождения медных руд (Шилов).
1714 год - открытие минеральных лечебных вод в районе Петрозаводска (Рябов).
1721 год - открытие месторождения каменного угля на юге России (Капустин)
НАРТОВ Андрей Константинович механик, изобретатель Участвовал в строительстве главного канала и доков в Кронштадте, занимался механизацией производства монеты, конструированием артиллерийских орудий. Им был сконструирован и построен ряд механизированных станков , в том числе токарно-копировальный и винторезный с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес .
Важнейшие памятники архитектуры
Меншиковский дворец - Санкт-Петербург
- Петропавловский собор и Петропавловская крепость,
- здание Двенадцати коллегий,
- Меншиковский дворец в Петербурге,
- Меншикова башня в Москве,
- первые сооружения в Петергофе.
Здание Двенадцати коллегий.
- Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурге.
- В этой работе участвовали лучшие зарубежные специалисты – Ж.Леблон, Д.Трезини , Ф.Б.Трезини , а также русские архитекторы И.К.Коробов , М.Г.Земцов .
Живопись
Придворный художник
И.Н.Никитин
Начало XVIII века- время утверждения
светской живописи, приходящей на смену
иконописи. В отличие от парсун XVII в.
портреты нач.XVIIIв. окончательно
освободились от канона.
«Петр I
на смертном
ложе»
Умение передавать внутренний мир героев,
духовную индивидуальность позволило
русскому портрету первой половины XVIII в.
занять место в ряду выдающихся
достижений мирового искусства.
Портрет
Г.И.Головкина
Новшества в быту.
- Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно: с января 1700 г.было введено новое летоисчисление от Рождества Христова. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.
Считалось, что Иисус Христос родился
в 5508г. от Сотворения мира.
Посчитайте, в каком году Россия вступила
в Северную войну?
5508 + 1700 = 7208г.
1718 г. специальным указом он ввел ассамблеи
Европейская одежда
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп.
- Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды . За ослушание им грозил денежный штраф и даже ссылка.
Картина Д.Белюкина "Петр I стрижет бороды боярам"
- Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Появляются любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
- Новшеств было так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона.
- В 1717 г. вышло знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».
Ассамблея при Петре I. 1858 г
Подведем итоги
- Какие изменения в области культуры и быта вы можете назвать?
- Почему во времена Петра I возросло количество книг светского содержания?
- Зачем Петру I понадобилось вводить новую одежду?
- Какой архитектурный стиль господствовал в России во времена Петра I?
- Как восприняло общество культурные новшества Петра?
ВЫВОД
В результате реформ Петра I
культурная жизнь страны
кардинально изменилась.
Коренным образом изменилось отношение к Европе- в России перешли к
масштабным заимствованиям опыта европейских государств.
Но несмотря на глобальную европеизацию, русская культура наследовала лучшие национальные традиции.
РЕФЛЕКСИЯ
- Какова была проблема урока? Достигли мы поставленной цели?
- Что было наиболее сложным на уроке?
- Какие вопросы остались после проведённого занятия?
- Самым интересным для меня стало……..
- Продолжите предложение: «Оказывается…»
Домашнее задание
Сообщения (по желанию):
- «Петр Первый в произведениях искусства»
- Реформы Петра Первого в Астрахани.