СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культура России во времена Петра Первого", ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о преобразованиях в области культуры и быта во времена петра Первого.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культура России во времена Петра Первого", ФГОС»

Культура России во времена  Петра Первого Автор: Кочергина  Валентина Ивановна, учитель истории МКОУ «Олинская СОШ» Лиманского района Астраханской области

Культура России во времена Петра Первого

Автор: Кочергина

Валентина Ивановна, учитель истории

МКОУ «Олинская СОШ» Лиманского района

Астраханской области

- Вы изучили внешнюю и внутреннюю политику Петра 1, его реформы в экономической и политической сфере.  Какую сферу жизни нам еще необходимо рассмотреть, чтобы окончательно сложилось представление о жизни общества в эпоху Петра Великого ?    
  • - Вы изучили внешнюю и внутреннюю политику Петра 1, его реформы в экономической и политической сфере.

Какую сферу жизни нам еще необходимо рассмотреть, чтобы окончательно сложилось представление о жизни общества в эпоху Петра Великого ?   

- Сегодня мы с вами начнем рассматривать духовную жизнь общества, а, именно, поговорим о культуре во времена Петра Первого .  Тема урока:  Культура во времена  Петра Первого

- Сегодня мы с вами начнем рассматривать духовную жизнь общества, а, именно, поговорим о культуре во времена Петра Первого

Тема урока:

Культура во времена Петра Первого

Актуализация знаний - Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. 1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями. 2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной. 3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... . 4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции. 5.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской. 6. С принятием в 1722 году Указа о ……………………………..,  император сам выбирает себе наследника

Актуализация знаний

  • - Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.

3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... .

4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

5.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

6. С принятием в 1722 году Указа о ……………………………..,

император сам выбирает себе наследника

Актуализация знаний Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. 1. Вместо Боярской думы в 1711 году был образован СЕНАТ , ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями. 2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы КОЛЛЕГИИ , работа которых была более эффективной. 3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал СИНОД . 4. Страна была разделена на 8 ГУБЕРНИЙ , которые, в свою очередь, были поделены на провинции. 5.С принятием в 1722 году ТАБЕЛИ О РАНГАНГАХ все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской. 6. С принятием в 1722 году Указа о ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ император сам выбирает себе наследника

Актуализация знаний

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

1. Вместо Боярской думы в 1711 году был образован СЕНАТ , ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы КОЛЛЕГИИ , работа которых была более эффективной.

3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал СИНОД .

4. Страна была разделена на 8 ГУБЕРНИЙ , которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

5.С принятием в 1722 году ТАБЕЛИ О РАНГАНГАХ все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

6. С принятием в 1722 году Указа о ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ

император сам выбирает себе наследника

Цели и задачи урока : Выяснить: Причины подъема культуры России в первой четверти XVIII века. Основные направления развития русской культуры. Выяснить, какие изменения произошли в культурной жизни страны. Познакомиться с новшествами в области просвещения, культуры, быта.

Цели и задачи урока :

Выяснить:

  • Причины подъема культуры России в первой четверти XVIII века.
  • Основные направления развития русской культуры.
  • Выяснить, какие изменения произошли в культурной жизни страны.
  • Познакомиться с новшествами в области просвещения, культуры, быта.
План урока 1. Исторические условия развития русской культуры в первой четверти XVIII века. 2. Образование и просвещение. 3. Развитие науки и техники.  4 Литература и книгопечатание. 5. Архитектура и живопись. 6. Новшества в быту.

План урока

1. Исторические условия развития русской культуры в первой четверти XVIII века.

2. Образование и просвещение.

3. Развитие науки и техники.

4 Литература и книгопечатание.

5. Архитектура и живопись.

6. Новшества в быту.

Основные понятия : Обсерватория Лексикон Публицистика  Русское барокко Академия наук  Ассамблеи

Основные понятия :

  • Обсерватория
  • Лексикон
  • Публицистика
  • Русское барокко
  • Академия наук
  • Ассамблеи
Проблемный вопрос Как изменилась культура России в первой четверти XVIII века в связи с глобальной европеизацией?  ( Выявить плюсы и минусы в развитии культуры )

Проблемный вопрос

  • Как изменилась культура России в первой четверти XVIII века в связи с глобальной европеизацией?

( Выявить плюсы и минусы в развитии культуры )

- Что такое «культура»?  Что она в себя включает?   Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. под культурой понимают области человеческой деятельности связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умений и знаний).

- Что такое «культура»? Что она в себя включает?

  • Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
  • под культурой понимают области человеческой деятельности связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умений и знаний).
Исторические условия развития русской культуры в первой четверти XVIII века. Дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, Светский характер культуры, ослабление духовного господства церкви. Глобальные изменения во всех сферах жизни требовали развития образования, науки и техники. Преодоление национальной замкнутости, выразившееся в

Исторические условия развития русской культуры в первой четверти XVIII века.

  • Дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность,
  • Светский характер культуры, ослабление духовного господства церкви.
  • Глобальные изменения во всех сферах жизни требовали развития образования, науки и техники.
  • Преодоление национальной замкнутости, выразившееся в "европеизации" русской культуры.
  • Усиление личностного начала в искусстве и быту.

Образование в России в 17 веке В.О. Ключевский «..Когда требовалось построить в России завод – звали «немца», когда хотели учить наукам – приглашали грека или киевлянина» Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы цифирные школы(училища низшей ступени). Дети мастеровых учились в горных школах, солдатские - в гарнизонных . 1701г. - Навигацкая и Артиллерийская школы 1712г. - Инженерная школа 1707г.- Медицинское училище По указу 20 января 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы цифирной школы. Детей дворян отправляли за границу учиться Привлечение иностранных специалистов.

Образование в России в 17 веке

В.О. Ключевский «..Когда требовалось построить в России завод – звали «немца», когда хотели учить наукам – приглашали грека или киевлянина»

  • Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы цифирные школы(училища низшей ступени).
  • Дети мастеровых учились в горных школах, солдатские - в гарнизонных .
  • 1701г. - Навигацкая и Артиллерийская школы
  • 1712г. - Инженерная школа
  • 1707г.- Медицинское училище
  • По указу 20 января 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы цифирной школы.
  • Детей дворян отправляли за границу учиться
  • Привлечение иностранных специалистов.

Содержание обучения и учебники  «Букварь» «Арифметика» Ф.П. Поликарпова Л.Д. Магницкого (1703г.) Пособия по грамматике, математике, физике, словари («лексиконы»). Развивалось книгоиздательское дело . Содержание обучения изменилось. На первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация.

Содержание обучения и учебники

«Букварь» «Арифметика»

Ф.П. Поликарпова Л.Д. Магницкого (1703г.)

Пособия по грамматике,

математике, физике,

словари («лексиконы»).

Развивалось

книгоиздательское дело .

Содержание обучения изменилось. На первом месте оказались

те предметы, которые давали полезные для практики знания:

математика, астрономия, инженерное дело, фортификация.

Литература  и публицистика «Слово похвальное о баталии Полтавской» (Ф. Прокопович) «Правда воли монаршей» «слово похвальное о флоте российском» «О российском матросе Василии» «История об Александре, российском дворянине» «Книга о скудости и богатстве» (И. Посошков) 1719 г. в Петербурге началось собирание книг для первой в России библиотеки С 1703 года начала издаваться первая печатная газета- «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Литература и публицистика

  • «Слово похвальное о баталии Полтавской» (Ф. Прокопович)
  • «Правда воли монаршей»
  • «слово похвальное о флоте российском»
  • «О российском матросе Василии»
  • «История об Александре, российском дворянине»
  • «Книга о скудости и богатстве» (И. Посошков)

1719 г. в Петербурге началось собирание книг для первой в России библиотеки

  • С 1703 года начала издаваться первая печатная газета- «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Общественно-политическая мысль Самым ярким пропагандистом преобразований стал псковский архиепископ Феофан Прокопович Свои проповеди он посвящал светским темам, прославляя победы русского оружия и восхваляя царя. Другой известный публицист, автор «Книги о скудости и богатстве» Иван Посошков считал абсолютную монархию идеальным государственным устройством.

Общественно-политическая мысль

Самым ярким пропагандистом

преобразований стал псковский

архиепископ Феофан Прокопович

Свои проповеди

он посвящал

светским темам,

прославляя

победы русского

оружия и

восхваляя царя.

Другой известный

публицист, автор «Книги

о скудости и богатстве»

Иван Посошков считал абсолютную монархию

идеальным государственным устройством.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера  (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека и был основан и Ботанический сад.
  • Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей.
  • Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи.
  • В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека и был основан и Ботанический сад.

Академия наук В 1724 г. Петр издал указ об учреждении Академии наук и художеств.  Открылась она уже после смерти царя в1725г. .  Русская наукак этому времени достигла больших успехов.  А.К.Нартов- русский механик.

Академия наук

В 1724 г. Петр издал указ об учреждении

Академии наук и художеств.

Открылась она уже после смерти царя в1725г. .

Русская наукак этому времени достигла больших успехов.

А.К.Нартов-

русский механик.

Развитие науки и техники Развитие научных знаний связано: С практическими потребностями С освоением, поиском, использованием полезных ископаемых Со строительством новых городов С ростом мануфактурного производства С ростом внутренней и внешней торговли В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба. 1703 год - открытие на Урале месторождения медных руд (Шилов). 1714 год - открытие минеральных лечебных вод в районе Петрозаводска (Рябов). 1721 год - открытие месторождения каменного угля на юге России (Капустин)

Развитие науки и техники

Развитие научных знаний связано:

  • С практическими потребностями
  • С освоением, поиском, использованием полезных ископаемых
  • Со строительством новых городов
  • С ростом мануфактурного производства
  • С ростом внутренней и внешней торговли

В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба.

1703 год - открытие на Урале месторождения медных руд (Шилов).

1714 год - открытие минеральных лечебных вод в районе Петрозаводска (Рябов).

1721 год - открытие месторождения каменного угля на юге России (Капустин)

НАРТОВ Андрей Константинович механик, изобретатель Участвовал в строительстве главного канала и доков в Кронштадте, занимался механизацией производства монеты, конструированием артиллерийских орудий. Им был сконструирован и построен ряд механизированных станков , в том числе токарно-копировальный и винторезный с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес .

НАРТОВ Андрей Константинович механик, изобретатель Участвовал в строительстве главного канала и доков в Кронштадте, занимался механизацией производства монеты, конструированием артиллерийских орудий. Им был сконструирован и построен ряд механизированных станков , в том числе токарно-копировальный и винторезный с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес .

Важнейшие памятники архитектуры Меншиковский дворец - Санкт-Петербург Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения в Петергофе. Здание Двенадцати коллегий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурге. В этой работе участвовали лучшие зарубежные специалисты – Ж.Леблон, Д.Трезини , Ф.Б.Трезини , а также русские архитекторы И.К.Коробов , М.Г.Земцов .

Важнейшие памятники архитектуры

Меншиковский дворец - Санкт-Петербург

  • Петропавловский собор и Петропавловская крепость,
  • здание Двенадцати коллегий,
  • Меншиковский дворец в Петербурге,
  • Меншикова башня в Москве,
  • первые сооружения в Петергофе.

Здание Двенадцати коллегий.

  • Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурге.
  • В этой работе участвовали лучшие зарубежные специалисты – Ж.Леблон, Д.Трезини , Ф.Б.Трезини , а также русские архитекторы И.К.Коробов , М.Г.Земцов .
Живопись Придворный художник И.Н.Никитин Начало XVIII века- время утверждения светской живописи, приходящей на смену  иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты нач.XVIIIв. окончательно освободились от канона. «Петр I на смертном  ложе» Умение передавать внутренний мир героев, духовную индивидуальность позволило русскому портрету первой половины XVIII в. занять место в ряду выдающихся достижений мирового искусства. Портрет Г.И.Головкина

Живопись

Придворный художник

И.Н.Никитин

Начало XVIII века- время утверждения

светской живописи, приходящей на смену

иконописи. В отличие от парсун XVII в.

портреты нач.XVIIIв. окончательно

освободились от канона.

«Петр I

на смертном

ложе»

Умение передавать внутренний мир героев,

духовную индивидуальность позволило

русскому портрету первой половины XVIII в.

занять место в ряду выдающихся

достижений мирового искусства.

Портрет

Г.И.Головкина

Новшества в быту.   Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно: с января 1700 г.было введено новое летоисчисление от Рождества Христова. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями. Считалось, что Иисус Христос родился в 5508г. от Сотворения мира. Посчитайте, в каком году Россия вступила  в Северную войну? 5508 + 1700 = 7208г.

Новшества в быту.

  • Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно: с января 1700 г.было введено новое летоисчисление от Рождества Христова. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.

Считалось, что Иисус Христос родился

в 5508г. от Сотворения мира.

Посчитайте, в каком году Россия вступила

в Северную войну?

5508 + 1700 = 7208г.

1718 г. специальным указом он ввел ассамблеи Европейская одежда По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп.

1718 г. специальным указом он ввел ассамблеи

Европейская одежда

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп.

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить  бороды . За ослушание им грозил денежный штраф и даже ссылка. Картина Д.Белюкина
  • Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды . За ослушание им грозил денежный штраф и даже ссылка.

Картина Д.Белюкина "Петр I стрижет бороды боярам"

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Появляются любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати. Новшеств было так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов». Ассамблея при Петре I. 1858 г
  • Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Появляются любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
  • Новшеств было так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона.
  • В 1717 г. вышло знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».

Ассамблея при Петре I. 1858 г

Подведем итоги Какие изменения в области культуры и быта вы можете назвать? Почему во времена Петра I возросло количество книг светского содержания? Зачем Петру I понадобилось вводить новую одежду? Какой архитектурный стиль господствовал в России во времена Петра I? Как восприняло общество культурные новшества Петра?

Подведем итоги

  • Какие изменения в области культуры и быта вы можете назвать?
  • Почему во времена Петра I возросло количество книг светского содержания?
  • Зачем Петру I понадобилось вводить новую одежду?
  • Какой архитектурный стиль господствовал в России во времена Петра I?
  • Как восприняло общество культурные новшества Петра?
ВЫВОД В результате реформ Петра I  культурная жизнь страны кардинально изменилась. Коренным образом изменилось отношение к Европе- в России перешли к масштабным заимствованиям опыта европейских государств. Но несмотря на глобальную европеизацию, русская культура наследовала лучшие национальные традиции.

ВЫВОД

В результате реформ Петра I

культурная жизнь страны

кардинально изменилась.

Коренным образом изменилось отношение к Европе- в России перешли к

масштабным заимствованиям опыта европейских государств.

Но несмотря на глобальную европеизацию, русская культура наследовала лучшие национальные традиции.

РЕФЛЕКСИЯ Какова была проблема урока? Достигли мы поставленной цели? Что было наиболее сложным на уроке? Какие вопросы остались после проведённого занятия? Самым интересным для меня стало…….. Продолжите предложение: «Оказывается…»

РЕФЛЕКСИЯ

  • Какова была проблема урока? Достигли мы поставленной цели?
  • Что было наиболее сложным на уроке?
  • Какие вопросы остались после проведённого занятия?
  • Самым интересным для меня стало……..
  • Продолжите предложение: «Оказывается…»
Домашнее задание Пар. 24, 25 (п.1-2) Сообщения (по желанию):  «Петр Первый в произведениях искусства» Реформы Петра Первого в Астрахани.

Домашнее задание

  • Пар. 24, 25 (п.1-2)

Сообщения (по желанию):

  • «Петр Первый в произведениях искусства»
  • Реформы Петра Первого в Астрахани.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!