МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Южи
Методическая тема
«Личностно - ориентированное обучение физике в вечерней школе»
Учитель физики
учебно-консультационного пункта
при ИК-2 с. Талицы Кукушкина С.А.
Система заочного обучения учащихся вечерней школы при ИК
Состав учащихся вечерней школы крайне разнороден, прежде всего по возрасту, по перерыву в учебе и уровню подготовленности, отношению к образованию и мотивам умения, в психофизиологическом отношении. Более половины учащихся поступающих в вечернюю школу имеют низкий уровень учебной подготовки.
Педагогические задачи
- формирование устойчивого интереса к предмету, чтобы учащиеся глубже вникали в учебный материал;
- создание ситуации успешности для каждого ученика на доступном для него уровне, используя его жизненный опыт;
- развитие навыков самостоятельной работы, умение вести дисскусию, уважая мнение оппонента.
Новые образовательные технологии
Личностно – ориентированное обучение направлено на развитие ученика и позволяет на принципиально иных началах формировать познавательную деятельность учащихся.
Личностно – ориентированное обучение
Проблемы
Пути решения
Низкий уровень мотивации учебной деятельности учащихся.
Разноуровневое обучение
Низкий уровень обученности при разном уровне учебных возможностей, темпе усвоения учебной программы.
Дифференцированный подход
Психологическое напряжение, дискомфорт, агрессия у менее успешных учащихся.
Субъективно – личностный подход
Длительный перерыв в обучении
Создавать индивидуальную перспективу результатов обучения
Разноуровневое обучение Зачет по теме «Введение» для 7 класса
Уровень «А»
- Укажите слова, обозначающие физические тела: стол, ложка, железо, автомобиль, медь, стекло, стакан, керосин.
- Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?
- В одну банку с огурцами налили холодный рассол, в другую – горячий. В какой из банок огурцы быстрее просолятся? Почему?
- Почему сломанная свеча не соединяется, если её части соединить руками? Как их можно соединить?
Уровень «В»
- Определите длину и ширину тетради по физике с точностью до 1 мм. Запишите результаты с учётом погрешности.
- Может ли толщина плёнки бензина на поверхности воды быть сколь угодно малой?
- Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему равновесие весов со временем нарушится?
- Молекулы газа движутся со скоростями порядка нескольких сот метров в секунду. Почему же запах пахучего вещества мы не чувствуем мгновенно?
Уровень «С»
- Какой длины будет полоса, состоящая из кусочков площадью 1 мм 2 , вырезанных из листа площадью 1 дм 2 ?
- Длина одной бактерии 0,4 мкм. Сколько таких бактерий уложилось бы вплотную на длине 0,8 мм, 0,4 см?
- Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или тёплом помещении?
- Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его вместимости? Дайте пояснение.
- Определите объём прямоугольного бруска, длина которого 1,2 м, ширина 8 см и толщина 5 см. Выразите эту величину в см 3 , м 3 , км 3 , мм 3 .
Дидактические материалы предназначены для организации уровневой дифференциации
Контрольная работа по физике для 12 класса
по теме «Световые волны. Световые кванты».
1часть.
1. Запишите формулу оптической силы линзы. Какова оптическая сила линзы при фокусном расстоянии 0,5м?
2. Запишите закон преломления и отражения света. Какова скорость света в вакууме?
3. Запишите формулу тонкой линзы и увеличение линзы.
4. Запишите формулу Эйнштейна и формулу Планка .
.
Контрольная работа по физике для 12 класса по теме «Световые волны. Световые кванты».
2 часть
5.Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний называется дисперсией.
А. да. Б. нет.
6.При переходе из одной среды в другую длина волны остается постоянной.
А. да. Б. нет.
7. Фотоэффект - это вырывание электронов из вещества под действием света.
А. да. Б. нет.
Контрольная работа по физике для 12 класса по теме «Световые волны. Световые кванты».
3 часть.
8. Какова красная граница фотоэффекта для алюминия, если работа выхода электрона равна 6∙10 Дж?
А.5,6∙10 м. Б. 3,3∙10 м.
9.Определить энергию, массу фотона, длина волны которого 500нм.
А. 4∙10 Дж; 4,4∙10 кг. Б. 6∙10 Дж; 5,6∙10 кг.
Карточка- задание для 12 класса
Тема «Теория квантов».
Вопросы.
Варианты ответов.
1.Фотоэффект бывает …..
2.Фотоэффект наблюдается …..
1. Внешним
1.При взаимодействии двух излучений.
3.Кинетическая энергия фотоэлектронов …..
2.И внешним и внутренним.
4.Фотоэффект – это …..
3.Внутренним.
2.В отсутствии взаимодействия света и вещества.
1.Обратно пропорциональна частоте и интенсивности света
5.Внешний фотоэффект наблюдается, если…
1.Физическая величина
4.Вакуумным.
2. Прямо пропорциональна длине волны света.
3.Только при взаимодействии света и вещества.
3. Прямо пропорциональна интенсивности света.
4.И при взаимодействии света с веществом, и при отсутствии такого взаимодействия.
2.Свойство физического тела.
1.Энергия фотонов света меньше работы выхода электронов из вещества.
4. Прямо пропорциональна частоте света.
3.Физическое явление.
2.Красная граница смещена в область ультрафиолета.
4.Химический процесс.
3. Энергия фотонов света больше работы выхода электронов из вещества.
4.Мощность излучения меньше 100 Вт.
Проверочная контрольная работа по физике для 12 класса по теме «Световые волны. Световые кванты».
1часть.
1. Запишите формулу оптической силы линзы. Какова оптическая сила линзы при фокусном расстоянии 0,5м?
2часть.
2. Запишите закон преломления и отражения света. Какова скорость света в вакууме?
3 часть.
5.Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний называется дисперсией.
8. Какова красная граница фотоэффекта для алюминия, если
А. да. Б. нет.
работа выхода электрона равна 6∙10 Дж?
6.При переходе из одной среды в другую длина волны остается постоянной.
3. Запишите формулу тонкой линзы и увеличение линзы.
А. да. Б. нет.
4. Запишите формулу Эйнштейна и формулу Планка.
А.5,6∙10 м. Б. 3,3∙10 м.
7. Фотоэффект- это вырывание электронов из вещества под действием света .
9.Определить энергию, массу фотона, длина волны которого 500нм.
А. да. Б. нет.
А. 4∙10 Дж; 4,4∙10 кг. Б. 6∙10 Дж; 5,6∙10 кг .
Физический диктант для 10 класса по теме «Законы постоянного тока»
Ответьте на вопросы, используя формулы:
I=U/R,R=R 1 +R 2, , Q=I 2 Rt, I=ЭДС/(R+r), P=A/t, A=IUt=I 2 Rt=U 2 t/R, P=IU=I 2 R=U 2 /R, R=∂ℓ/S,I=∆q/∆t
Вопросы:
- Закон Ома для участка цепи
- Сопротивление проводника в зависимости от материала проводника и геометрических размеров
- Закон Джоуля-Ленца
- Закон Ома для полной цепи
- Сила тока по определению
- Сопротивление участка цепи при последовательном соединении проводников
- Формула для нахождения мощности тока
- Формула для нахождения работы тока
- Формула, связывающая работу тока и мощность тока
Справочный материал:
I(А)- сила тока, U(В)-электрическое напряжение
R(Ом)- электрическое сопротивление P(Вт)- мощность тока
A(Дж)- работа тока t(c)-время
Q(Дж)-количество теплоты q(Кл)-электрический заряд
S(м 2 )- площадь поперечного сечения проводника ℓ(м)- длина проводника ЭДС(В)-электродвижущая сила
∂ (Ом∙м )- удельное сопротивление проводника
Дополнительная литература: Физика-10, Г.Я.Мякишев, глава15.
Тематическая карточка-задание по физике для 9 класса Тема «Строение атомного ядра».
1. Протонно-нейтронная модель атома:
Ядра атомов состоят из элементарных частиц двух видов протонов и нейтронов (нуклонов).
Z- число протонов (порядковый номер химического элемента в таблице Менделеева)
N-число нейтронов А- массовое число
А=Z+N, N=A-Z,
-обозначение химического элемента
Задание:
определить число протонов и нейтронов в ядре атома кислорода
Решение: кислород, Z=8; N=16-8=8
2.Выполнить самостоятельно!
1)Определить число протонов и нейтронов в ядре атомов :
меди , серебра, свинца, селена, ртути, урана.
2)Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны (p-протоны; n-нейтроны)
7p+7n; 18p+22n; 33p+42n; 84p+126n
Дополнительная литература: Физика-9, А.В.Перышкин, п. 71
Личностно-ориентированная модель обучения
- Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося
- Учитель и учащийся определяют цели урока совместно
- Работа с каждым учеником, выявление и учет его склонностей и предпочтений
- Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика
- Устанавливается объем знаний для каждого ученика с учетом его познавательных способностей и подбирается соответствующий учебный материал
- Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем
- Стимулируется активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей
- Учитель предоставляет ученику возможность выбора групповой или только собственной работы
- Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся
- Использование количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания
- Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем
- Возможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего задания
Ключевые позиции личностно-ориентированного обучения
- Для обучения физике необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта.
- Вокруг ученика важно выстраивать окружение из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений в его повседневной жизни (запотевание стекол, кипение чайника, перемещение тяжестей, катание на лыжах и т.д.), чтобы знание физики стало постоянным «спутником», частью жизни.
- Обучение необходимо строить, используя все три сенсорные системы восприятия: вижу, слышу, чувствую
- Целесообразно устанавливать аналогии.
- Стараться закреплять только позитивные результаты обучения.
- Важно больше внимания уделять качественным задачам, особенно в случае обобщения нескольких пройденных тем.
- Использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией.
- Следует постоянно пояснять ученикам , как конкретно в их повседневной жизни пригодятся приобретаемые на занятии физические знания.
- Необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, научных конференций), на которых ученики могут полностью реализовать свои способности и возможности
- В процессе обучения полезно расширять спектр личностного выбора ученика – индивидуальная или групповая работа на уроке, решение качественных или расчетных задач, уровня сложности задания, формы домашнего задания и др.
Литература
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. –1996№ 4.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. .
- Методическое пособие с электронным приложением «Уроки физики 7-11».Издательство «Глобус»,2010.
- Янушевская Н.А. «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы». Издательство «Панорама»,2010.
- Марон А.Е.,Марон Е.А. «Дидактические материалы по физике 7-11». Издательство «Дрофа»,2010
- Лукашик В.И.,Иванова Е.В. «Сборник задач по физике 7-9». Издательство «Просвещение, 2009.
- Янушевская Н.А. «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 10-11 классы». Издательство «Панорама»,2009.