СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Лицейская республика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается об учебе А.С.Пушкина в Царскосельском лицее, о его друзьях и наставниках.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лицейская республика"»

Куда бы нас не бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам  Царское Село.  А.С. Пушкин «19 октября»

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

А.С. Пушкин «19 октября»

«Сень наук» Лицей – учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной службе. Он располагался во флигеле Екатерининского дворца – летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом. 19 октября 1811 года состоялось открытие Лицея.  Царское Село. Вид на Лицей.  Вы помните: когда возник Лицей,  И царь для нас открыл чертог царицын,  И мы пришли… («19 октября»)

«Сень наук»

Лицей – учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной службе. Он располагался во флигеле Екатерининского дворца – летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.

19 октября 1811 года состоялось открытие Лицея.

Царское Село. Вид на Лицей.

Вы помните: когда возник Лицей,

И царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли… («19 октября»)

Пушкин - лицеист  Подросток Пушкин…  Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с толстыми «африканскими» губами, уже не ребенок, но еще не юноша – таков Пушкин – лицеист.

Пушкин - лицеист

Подросток Пушкин…

Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с толстыми «африканскими» губами, уже не ребенок, но еще не юноша – таков

Пушкин – лицеист.

Строгий распорядок жизни 6 ч - подъём, молитва 15 – 17 ч - класс 7 – 9 ч - класс (учебные занятия) 17 ч - чай 9 ч - чай до 18 ч - третья  прогулка до 10 ч - первая прогулка 18 - 20 ч - повторение  уроков 10 – 12 ч - класс 20.30 ч - ужин 12 – 13 ч - вторая прогулка до 22 ч - отдых,  развлечения 13 ч - обед 22 ч - вечерняя 14 – 15 ч - чистописанье или молитва,  рисованье сон.

Строгий распорядок жизни

6 ч - подъём, молитва 15 – 17 ч - класс

7 – 9 ч - класс (учебные занятия) 17 ч - чай

9 ч - чай до 18 ч - третья

прогулка

до 10 ч - первая прогулка 18 - 20 ч - повторение

уроков

10 – 12 ч - класс 20.30 ч - ужин

12 – 13 ч - вторая прогулка до 22 ч - отдых,

развлечения

13 ч - обед 22 ч - вечерняя

14 – 15 ч - чистописанье или молитва,

рисованье сон.

«Дортуар»  Спальни лицеистов № 14, спальня А.С.Пушкина  На 4 этаже Лицея находились «дортуары» - маленькие и очень скромные комнаты-спальни. Они отделялись друг от друга перегородками, не доходившими до потолка и делившими окно пополам. На каждого лицеиста полагался умывальный столик, комод, конторка и кровать. В верху двери – окошечко с железной сеткой. Над дверью – доска с номером комнаты и фамилией воспитанника.

«Дортуар»

Спальни лицеистов

№ 14, спальня А.С.Пушкина

На 4 этаже Лицея находились «дортуары» - маленькие и очень скромные комнаты-спальни. Они отделялись друг от друга перегородками, не доходившими до потолка и делившими окно пополам. На каждого лицеиста полагался умывальный столик, комод, конторка и кровать. В верху двери – окошечко с железной сеткой. Над дверью – доска с номером комнаты и фамилией воспитанника.

Лицейская форма Каждому воспитаннику была выдана форма одежды: темно-синий двубортный сюртук со стоячим воротником , с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, синие длинные прямые панталоны, полусапожки.

Лицейская форма

Каждому воспитаннику была выдана форма одежды: темно-синий двубортный сюртук со стоячим воротником , с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, синие длинные прямые панталоны, полусапожки.

«Мы все учились понемногу…» Обучение в Лицее длилось 6 лет.  Изучались следующие дисциплины: - нравственные  (закон Божий, этика, логика,  правоведение, политическая экономия); - словесные  (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки); - исторические  (российская и всеобщая история, физическая география); - физические и математические  (математика, начало физики и космографии,  математическая география, статистика); - изящного искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).  Устав Лицея

«Мы все учились понемногу…»

Обучение в Лицее длилось 6 лет.

Изучались следующие дисциплины:

- нравственные (закон Божий, этика, логика,

правоведение, политическая экономия);

- словесные (российская, латинская,

французская, немецкая словесность и языки);

- исторические (российская и всеобщая

история, физическая география);

- физические и математические

(математика, начало физики и космографии,

математическая география, статистика);

- изящного искусства и гимнастические

упражнения (чистописание, рисование,

танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Устав Лицея

В.Ф.Малиновский – первый директор Лицея. Он стремился воспитать кагорту «новых людей», которые впоследствии стали бы преобразователя-ми России.  В.Ф.Малиновский С марта 1816 года Е.А.Энгельгардт – второй директор Лицея.  Лицеистов учили «сочинять правильно на немец-ком и французском, а преимущественно на рос-сийском языке». И учили мыслить, творить…  Е.А.Энгельгардт

В.Ф.Малиновский – первый директор Лицея. Он стремился воспитать кагорту «новых людей», которые впоследствии стали бы преобразователя-ми России.

В.Ф.Малиновский

С марта 1816 года Е.А.Энгельгардт – второй директор Лицея.

Лицеистов учили «сочинять правильно на немец-ком и французском, а преимущественно на рос-сийском языке». И учили мыслить, творить…

Е.А.Энгельгардт

«Святое братство»  А.А.Дельвиг  В.К.  Кюхельбекер  И.И.Пущин Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. («Разлука» 1817г.)

«Святое братство»

А.А.Дельвиг

В.К. Кюхельбекер

И.И.Пущин

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я. («Разлука» 1817г.)

Эхо Отечественной войны «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея…» И.И.Пущин «Записки о Пушкине»

Эхо Отечественной войны

«Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея…» И.И.Пущин «Записки о Пушкине»

Рукописные журналы Ежедневные занятия не мешали лицеистам выпускать рукописные журналы: «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы», «Юные Пловцы», «Неопытное перо» и др.

Рукописные журналы

Ежедневные занятия не мешали лицеистам выпускать рукописные журналы: «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы», «Юные Пловцы», «Неопытное перо» и др.

«Публичное испытание»  И.Репин «Пушкин на экзамене» 8 января 1815 года на переводном экзамене Пушкин впервые был посвящен в поэты. «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей». (Г.Р.Державин)  «Воспоминания в Царском Селе»

«Публичное испытание»

И.Репин «Пушкин на экзамене»

8 января 1815 года на переводном экзамене Пушкин впервые был посвящен в поэты. «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей». (Г.Р.Державин)

«Воспоминания в Царском Селе»

Желанные гости  В.А.Жуковский  К.Н.Батюшков  Н.М.Карамзин К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин были желанными гостями в Лицее, знали многих воспитанников, в том числе и А.С. Пушкина. Лицеисты, в свою очередь, с нетерпением ждали встречи с ними, читали, обсуждали, печатали в своих рукописных журналах стихи этих поэтов. Поэты уже в Лицее увидели в А.С. Пушкине развивающийся талант.

Желанные гости

В.А.Жуковский

К.Н.Батюшков

Н.М.Карамзин

К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин были желанными гостями в Лицее, знали многих воспитанников, в том числе и А.С. Пушкина. Лицеисты, в свою очередь, с нетерпением ждали встречи с ними, читали, обсуждали, печатали в своих рукописных журналах стихи этих поэтов. Поэты уже в Лицее увидели в А.С. Пушкине развивающийся талант.

Первый выпуск Выпускники Лицея (9 июня 1817 года) Бакунин А.П. Вольховский В.Д. Горчаков А.М. Данзас К.К. Дельвиг А.А. Илличевский А.Д. Корсаков Н.А. Кюхельбекер В.К. Малиновский И.В. Матюшкин Ф.Ф. Пушкин А.С. Пущин И.И. Юдин П.М. Яковлев М.Л. и др.

Первый выпуск

Выпускники Лицея (9 июня 1817 года) Бакунин А.П.

Вольховский В.Д.

Горчаков А.М.

Данзас К.К.

Дельвиг А.А.

Илличевский А.Д.

Корсаков Н.А.

Кюхельбекер В.К.

Малиновский И.В.

Матюшкин Ф.Ф.

Пушкин А.С.

Пущин И.И.

Юдин П.М.

Яковлев М.Л. и др.

В садах Лицея Смуглый отрок бродил по аллеям У озерных глухих берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов,  Иглы сосен густо и колко  Устилают низкие пни…  Здесь лежала его треуголка  И растрепанный том Парни. А.А.Ахматова

В садах Лицея

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озерных глухих берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов,

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

А.А.Ахматова

Памятник Пушкину-лицеисту  Открытие памятника Пушкину-лицеисту состоялось  15 октября 1900 года Младых бесед оставя блеск и  шум, Я знал и труд и вдохновенье, И сладостно мне было жарких  дум Уединенное волненье.  А.С.Пушкин

Памятник Пушкину-лицеисту

Открытие памятника Пушкину-лицеисту состоялось

15 октября 1900 года

Младых бесед оставя блеск и

шум,

Я знал и труд и вдохновенье,

И сладостно мне было жарких

дум

Уединенное волненье.

А.С.Пушкин

Источники 1. Ю.М.Лотман. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Ленинград, «Просвещение», 1981. 2. Т.Галушко. Пушкинский календарь. Ленинград, «Дет. лит.», 1991. 3. В.К.Зажурило. Люблю тебя, Петра творенье… Лениздат, 1989. 4. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Выставка в школе. М., «Дет. лит.», 1982. 5. М.Я.Басина. В садах Лицея. На берегах Невы. Ленинград, «Дет. лит.», 1988. 6. www.school.edu.ru

Источники

  • 1. Ю.М.Лотман. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Ленинград, «Просвещение», 1981.
  • 2. Т.Галушко. Пушкинский календарь. Ленинград, «Дет. лит.», 1991.
  • 3. В.К.Зажурило. Люблю тебя, Петра творенье… Лениздат, 1989.
  • 4. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Выставка в школе. М., «Дет. лит.», 1982.
  • 5. М.Я.Басина. В садах Лицея. На берегах Невы. Ленинград, «Дет. лит.», 1988.
  • 6. www.school.edu.ru
Спасибо за внимание!  Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Мошонская основная общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области Крючкова Галина  Анатольевна

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Мошонская основная общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области

Крючкова

Галина

Анатольевна