Михаил евграфович салтыков – щедрин
Пилипенко Татьяна Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)
Ранние годы
- Михаил Салтыков родился в старинной дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851). Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского купца.
- Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии.
- Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя.
Родители писателя
Начало литературной деятельности
- Первые стихи были написаны и опубликованы в «Библиотеке для чтения» в 1841-1842 годах, когда Салтыков ещё был лицеистом.
- Ни одно из его стихотворений не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. М. Е. Салтыков скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали.
Первые прозаические произведения
- В августе 1845 года Михаил Салтыков был зачислен на службу в канцелярию военного министра, а через два года получил там место помощника секретаря.
- Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба.
- В этот период М. Салтыков начинает писать свои первые прозаические произведения: сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848)
Вятка
- В наказание за вольнодумие в 1848 году он был выслан в Вятку и определён канцелярским чиновником при губернском правлении, позже он был назначен чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с 1850 был советником губернского правления.
- О службе в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке, найденной после смерти М. Е. Салтыкова в его бумагах , он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в соприкосновение с народом и давали возможность быть ему полезным.
- Провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах Салтыков узнал благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались. Богатый запас наблюдений нашёл место в «Губернских очерках».
- Тяжёлую скуку умственного одиночества он разгонял внеслужебными занятиями: для сестёр Болтиных, дочерей вятского вице-губернатора, из которых одна (Елизавета Аполлоновна) в 1856 стала его женой, он составил «Краткую историю России».
Возвращение из ссылки
- В ноябре 1855 года ему разрешено было покинуть Вятку ; в феврале 1856 года он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения.
- Позже им была составлена записка об устройстве градских и земских полиций, проникнутая идеей децентрализации и смело подчеркивавшая недостатки действовавших порядков.
«Губернские очерки»
- Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» «Губернские очерки», сразу стало одним из самых популярных. Они положили начало целой литературе, получившей название «обличительной».
- Внешняя сторона мира кляуз, взяток, злоупотреблений наполняет некоторые из очерков; на первый план выдвигается психология чиновничьего быта.
- Юмор, как и у Гоголя, чередуется в «Губернских очерках» с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в «Скуке»), производят до сих пор глубокое впечатление.
- Чем были «Губернские очерки» для русского общества, только что пробудившегося к новой жизни и с радостным удивлением следившего за первыми проблесками свободного слова, — это легко себе представить.
«Отечественные записки»
- Как только «Отечественные записки» перешли под редакцию Некрасова, Михаил Салтыков стал одним из их самых усердных сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и занял должность одного из сотрудников и руководителей журнала, редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова.
- Пока существовали «Отечественные записки», М. Е. Салтыков работал исключительно для них. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции», «История одного города», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа Ташкентцы» , «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Господа Головлёвы», «Убежище Монрепо», «Круглый год», «Современная идиллия» , «За рубежом», «Письма к тётеньке», «Недоконченные беседы» , «Пошехонские рассказы».
- Кроме того в «Отечественных записках» были напечатаны «Культурные люди» и «Итоги», при жизни Салтыкова не перепечатанные ни в одном из его сборников, но включенные в посмертное издание его сочинений. «Сказки», изданные особо в 1887 году, появлялись первоначально в «Отечественных записках».
- После запрета «Отечественных записок» Михаил Салтыков помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы».
«История одного города»
- В 1869–1870 гг. появилась « История одного города» , в которой суммируются все достижения первого периода творчества писателя.
- Это нечто вроде пародии на русскую историю, сконцентрированную в микрокосме провинциального города, где градоначальники – прозрачные карикатуры на русских монархов и министров, и самое название города дает его характеристику – город Глупов.
«Господа Головлёвы» (1872-1876)
- Это социальный роман – история провинциальной помещичьей семьи, изображающая скудость и скотство быта класса крепостников, власть животного начала над человеческой жизнью.
- Злобные, жадные, эгоистичные, лишенные родственных чувств, лишенные способности ощущать удовольствие или испытывать счастье из-за своей тупой и темной души Головлевы – это безнадежно запущенное полуживотное человечество.
- Книга эта, конечно, самая мрачная в русской литературе, еще мрачнее оттого, что впечатление достигается простейшими средствами, без всяких театральных, мелодраматических или атмосферных эффектов .
Государственная служба
- Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел.
- В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери.
- В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу и устраивается работать редактором в журнал «Современник».
- В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
- С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью.
Сказки
- В 80-e годы Щедрин создает отдельную книгу, объединив в ней порядка 30 сказок и адресовав ее «детям изрядного возраста», т. е. взрослым, сохранившим иллюзии юношества.
- Жанр сказки привлекал писателя не только по цензурным соображениям - более важными оказались для Щедрина содержательные возможности жанра.
- Сатирическое отражение действительности в сказочной форме, хорошо знакомой и понятной народу, позволяло подойти к изображению событий и гepoeв с неожиданной стороны, обратить внимание читателей на привычные, но достойные резкого осмеяния жизненные ситуации.
- Сатирическая сказка, считал Щедрин, быстрее и эффективнее дойдет до народа.
Позднее творчество
- В течение 1887-1889 годов ухудшается состояние здоровья писателя, но он не покидает кабинет и не прекращает литературную работу до последних дней.
- В это тяжелое время создана книга «Пошехонская старина. Житие Никанора 3атрапезного, пошехонского дворянина», в которой нашел отражение выстраданный опыт жизни писателя.
«Пошехонская старина» (1887–1889)
Это хроника жизни средней провинциальной дворянской семьи и ее окружения незадолго до отмены крепостного права. В книге много детских воспоминаний.
«Пошехонская старина» - итоговое произведение, исповедь и завещание писателя. Трудно поверить, что такое сильное произведение написано во время постоянных физических страданий.
Творческий путь писателя завершается обращением к читателю: «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это cвoeгo рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего».
Смерть писателя
- Незадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе понятие уже по его заглавию: «Забытые слова» («Были, знаете, слова, — сказал Салтыков Н. К. Михайловскому незадолго до смерти, — ну, совесть, отечество, человечество, другие там ещё… А теперь потрудитесь-ка их поискать!.. Надо же напомнить!»..).
- Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён 2 мая (14 мая), согласно его желанию, на Волковском кладбище, рядом с И. С. Тургеневым.
Значение творчества М. Е. Салтыкова - Щедрина
- Сатира Щедрина глубоко национальна. Правдивый и суровый писатель, он был преемником и продолжателем дела Пушкина, Грибоедова и Гоголя.
- Щедрин был живым воплощением лучших традиций русской литературы.
- Образы, созданные Щедриным, отличаются необыкновенной жизненностью. Десятки лет, протекшие со дня смерти писателя, не притупили грозного оружия его сатиры.
Цитаты М. Е. Салтыкова-Щедрина
- Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, — будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.
- Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
- Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.
- Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
Отзывы современников
- «Салтыков-Щедрин принадлежит к числу тех великих писателей, творчество которых отличается высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством». (А. С. Бушмин)
- «Он пишет рассказы, обличает неправду и смешит читателя единственно потому, что умеет писать легко и игриво, обладает огромным запасом диковинных материалов и очень любит потешиться над этими диковинками вместе с добродушным читателем». (Д. И. Писарев)
- «Он может просто и правдиво говорить о вещах, о которых мы до сих пор мало говорили по причине нашего незнания. Как человек служащий и знающий службу, он должен сделать для нашего чиновного быта то, что граф Лев Толстой сделал для военного». (А. В. Дружинин)