Холодный батик
Подготовила учитель технологии
МОУ СОШ № 3
Ст. Фастовецкой
Марулева Лариса Ивановна
Что такое батик.
Искусство батика очень древнее. Его возникновение связывают, прежде всего, с Индонезией, Индией и Китаем. На острове Ява местные мастера ещё до появления первых тканей наносили узоры на деревянные предметы обихода с помощью расплавленного воска диких пчёл, а не покрытые места окрашивали растительными красками. Само слово «батик» в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском». Позднее приём нанесения рисунка расплавленным воском стали применять и для росписи тканей.
Совсем другая техника росписи ткани появилась на родине шёлка – в Китае в IX веке. В этой стране на шёлковой ткани стали создавать удивительной красоты пейзажи, рисовали изумительные по изяществу цветы, бамбук, деревья, бытовые сцены.
В начале XX века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика».
Ткани.
Лучшим материалом для росписи является, безусловно, натуральный шёлк. Ваш выбор ткани будет зависеть от назначения изделия. Это могут быть ткани от тонких хлопчатобумажных до синтетических тканей: ситец, бязь, шифон, креп-жоржет, креп-сатин, газ-шифон, атлас и т.д.
Для натурального шёлка подходят и
анилиновые, и акриловые краски. Искусственные ткани расписывают только акриловыми красками.
Краски.
Существует большой выбор красок для росписи ткани. Их можно приобрести в магазинах и художественных салонах.
Краситель должен соответствовать типу ткани. Для натурального шёлка подойдут любые виды красок – и анилиновые, и акриловые, а для искусственного шёлка – только акриловые.
Основное различие красок состоит
в способе их закрепления на ткани.
Анилиновые краски нуждаются в
закреплении паром, акриловые
достаточно погладить утюгом.
Палитра
Для получения нужных в работе цветов и оттенков
необходимо непосредственно перед росписью ткани
развести краски водой и смешать между собой. Для
этого понадобится палитра. В качестве палитры очень
удобно при росписи небольших вещей использовать
пластиковую упаковку с ячейками из-под шоколадных
конфет. Перед началом росписи
всегда необходимо делать пробы
красок на небольших лоскутках
той ткани, которую нужно
расписать.
Декор контурными средствами.
Сейчас в продаже есть много разных контурных средств – золотые, серебряные, чёрные и других цветов. Работать ими просто и быстро, они расфасованы в удобные маленькие тюбики с наконечниками – достаточно лишь снять с тюбика колпачок.
Эти контуры предназначены
специально для росписи
ткани, поэтому проблем с их
закреплением не будет.
Достаточно прогладить роспись
утюгом с изнаночной стороны.
Резерв.
Для работы в технике холодного батика необходим резервирующий состав, или резерв, - его применяют для создания рисунка на ткани в виде контурной линии, которая ограничивает растекание красителя в процессе росписи.
Резерв представляет собой
раствор резинового клея в
очищенном бензине. В последнее
время кроме бесцветного продаются
и готовые цветные резервы: чёрный,
красный, синий, зелёный. Наиболее
часто применяемый резерв –
бесцветный. Хранить его нужно в
плотно закрытой посуде.
Стеклянная трубочка.
Чтобы наносить рисунок на ткань резервом, нужна специальная стеклянная трубочка.
Трубочку для тонкого шёлка лучше выбрать с узким носиком.
Кисти.
Кисти лучше взять мягкие – беличьи, колонковые. Минимум три штуки. Но желательно иметь несколько круглых кистей № 6 (по одной для каждого цвета), одну №1 или № 2 для росписи мелких деталей и несколько плоских кистей разной ширины, а также кистей-флейцев (широкие плоские кисти на короткой ручке) для росписи фона. Можно использовать и синтетические кисти, выпускаемые специально для росписи ткани. Они мягкие и упругие, хорошо отдают краску. Кроме того, надо запастись кистью-губкой для заливки водой или краской больших поверхностей, но можно взять и обычную губку для мытья посуды (тогда не забудьте при работе с краской надеть перчатки).
Совет
Кисти нельзя оставлять в воде даже на пару минут:
мягкий волос загибается, кисть теряет
форму и ею в дальнейшем нельзя
работать. По окончании работы кисти
необходимо промыть в проточной воде
с мылом, вытереть тряпочкой и придать
коническую форму.
Сушить кисти нужно в горизонтальном
положении, а хранить можно и в
вертикальном.
Рамы
Лучше всего сразу приобрести раздвижную раму.
Рамы необходимо иметь как минимум две: для
росписи платков и других мелких изделий, а вторую
для росписи шарфов и палантинов.
Для начинающих очень удобна в
работе маленькая рамка размером
20х30 см.
Крепить ткань к раме можно при
помощи канцелярских кнопок.
Закрепление ткани на раме.
Подготовленную ткань закрепляют на раме.
Фиксировать ткань нужно середины
по противоположным сторонам.
Ткань должна быть
натянута без перекосов,
провисов, но не так туго,
как на барабане.
Перенос рисунка на ткань
Прежде всего надо сделать на бумаге рисунок и
обвести его фломастером, чтобы все линии были
чётко видны. Затем, подложив бумагу под
натянутую на раму ткань, перевести мягким
карандашом рисунок на ткань.
Желаю творческих успехов!