Формирование коммуникативной компетенции обучающихся
на национально-культурном языковом материале
Салимова М.Г.
МБОУ гимназия г.Сафоново.
«…филология есть связь всех связей; она нужна абсолютно всем, потому что в основе всего лежит слово, через которое оформляется любое знание и любое творчество ».
Д. С. Лихачёв
.ЛихачД.Сёв
Межпредметные связи
География
МХК
Математика
История
Музыка
Химия
Технология
Биология
Русский
язык
Педагогические технологии
проблемное
обучение
технология
встречных
усилий
дебаты
личностно-
ориентированное
обучение
творческая
мастерская
Нетрадиционные формы уроков
- Урок-размышление
- Урок письма
- Урок-путешествие
- Урок-юбилей
- Урок-суд
- Урок-экскурсия
- Урок-исследование
Технология встречных усилий
ученик
учитель
должен
- замечать
-поддерживать
-продвигать
-продвигаться
-сотрудничать
-трудиться
-думать
-размышлять
-наблюдать
-исследовать
языковая личность
Комплексный анализ текста
Понимание художественного
произведения
Межпредметные связи
Грамотность
Языковое
чутье
Морфология
Синтаксис
Лексико -
логия
Текст
Морфемика
Фонетика
Слово -
образование
Текст на уроках орфографии
Вы, наверно, зна е те эти кроше чн ые и скромные л е сные цв е ты. Обыкнове нн о они р а стут на песча н ых пригорках. На к рутых б ере гах лесных рек и руч ь ёв.
Крошечный роз о вый цветок очень похо ж на м о хнатую кошач ь ю лапку. Посмотриш ь в сер д цевину цветка – как бы застыла в н ём алая капелька жи вой тёпл ой крови.
( И. Соколов – Микитов )
- Текст на уроках синтаксиса
Урок-исследование «Сложноподчинённые
предложения в стихотворениях … ». 9 кл.
___________________________________________________
2. Текст на уроках лексики
Урок научного познания «Словари русского языка». 5 кл.
_____________________________________________________
3 . Текст на уроке морфологии
Урок-фантазия «Кто такие пуськи бятые?»
____________________________________________________
4. Текст на уроке фонетики
Урок-практикум «Фонетический анализ стихотворений …» 10 кл.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ.
- разработана Антончиковой Л.Д., учителем русского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50 имени Бабенко А.А.» г. Кемерово,
- апробирована в течение нескольких лет.
Цель : повышение качества обучения русскому языку
Задачи:
- Пополнить словарный запас обучающихся
- Выработать навык работы с орфографическим и толковым словарями
- Сформировать и развить навык орфографической зоркости у обучающихся
- Активизировать работу по предупреждению ошибок, связанных с употреблением словарных слов
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
В основу методики положен принцип работы со словом во всех его проявлениях
Орфоэпия
Семантика
Синтаксис
Морфемика
Фонетика
Морфология
Система словарной работы строится по принципу:
Положительные качества данной методики:
- Не отвлекает учащихся от основной темы урока.
- Пополняется словарный запас обучающихся.
- Вырабатывается навык пользования орфографическим словарём.
- Тренируется память.
- Вырабатывается навык орфографической зоркости.
- Ведётся работа по предупреждению ошибок, связанных со словообразованием и словоупотреблением
Система работы со словом.
- 1-й урок Знакомство со словом.
- 2-й урок Составление словосочетаний с данным словом.
- 3-й урок Составление предложений с данным словом .
- 4-й урок Нахождение данного слова в тексте.
- 5-й урок Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).
На каждом уроке словарной работе отводится от 3до 5 минут.
Работа со словом
- Новые слова
- Энциклопедия слова… (словарное слово)
- Синквейн
- Хайку
- Слово в художественном тексте
Синквейн
- Алгоритм написания синквейна
- 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
- 2-я строка. Какой?
2 прилагательных.
- 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
- 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
- 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное
Примеры синквейна
Современная, творческая.
Открывает, развивает, помогает.
Мы любим свою школу -
Второй дом .
Счастливая, дружная.
Общается, дружит, воспитывает.
Единство любящих людей.
ПОНИМАНИЕ.
Хайку
- Алгоритм написания хайку:
- Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то.
- Строчка 2: Какого?
- Строчка 3: Как?
Примеры хайку
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…
Дождь
Смотрю на дождь,
Холодный и долгий.
Тоскливо.
Эссе Паневина Алексея «Крылья. Преодоление»
Но зовет меня преодоление. Этой силой крылья расправляются. Я парю, планирую и верую, И мои границы расширяются.
Елена Потехина
Когда я задумываюсь над этими словами, мне кажется, что они связаны друг с другом. Крылья нужны для преодоления чего-либо, а преодолеть что-либо легче с крыльями за спиной, чем без них.
Человек всегда стремился летать как птица. Воплощением мечты человечества о полете является Икар. Он, преодолев страх перед падением с высоты, взлетел в небо. Именно картина Фигуриной Елены «Икар» соединяет в себе понятия крыльев и преодоления. Распростёртые крылья на голубом небе являют собой символ свободы и воли, смелости и героизма, преодоления трусости и смерти.
Эссе Паневина Алексея «Крылья. Преодоление»
Небо! Бескрайнее небо! Просторы твои безграничны!
Ты манишь меня. Ты манила когда-то безумно любивших тебя. Простор и свобода, полёт и бесстрашие . И вот уже крылья готовы!
Икар и Дедал , вы открыли нам небо, куда никто не летал. О юный упрямец, о храбрый «птенец»! Солнце тебя манило.
Ты сын Земли, Земля - твоя мать , она не отпустила. Ты не разбился, ты не погиб - преодолел себя.
Имя твоё бессмертно!
«Полёт к истокам» Конкурс Арт-Олимп
Активизация креативности обучающихся
- Театрализованные
- мероприятия
Ресурсы
Из презентации Домашенко Л. В.учителя русского языка и литературы МОУ «Партизанская средняя школа» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка» использованы материалы слайдов: 4, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16. Д.С.Лихачёв - http://www.novayagazeta.spb.ru/images/2009_73/2.jpg МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ. Методика разработана учителем русского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50 имени Бабенко А.А.» г. Кемерово Антончиковой Л.Д., апробирована в течение нескольких лет.