СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация мастер-класса "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на национально-культурном языковом материале"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на курсах СОИРО. Эпиграф: «…филология есть связь всех связей; она  нужна абсолютно всем, потому что в основе всего лежит слово, через которое  оформляется любое знание и любое  творчество» Д.С.Лихачёв.

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер-класса "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на национально-культурном языковом материале"»

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на  национально-культурном  языковом материале  Салимова М.Г. МБОУ гимназия г.Сафоново.

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся

на национально-культурном языковом материале

Салимова М.Г.

МБОУ гимназия г.Сафоново.

«…филология есть связь всех связей; она нужна абсолютно всем, потому что в основе всего лежит слово, через которое оформляется любое знание и любое творчество ». Д. С. Лихачёв .ЛихачД.Сёв

«…филология есть связь всех связей; она нужна абсолютно всем, потому что в основе всего лежит слово, через которое оформляется любое знание и любое творчество ».

Д. С. Лихачёв

.ЛихачД.Сёв

Межпредметные связи География   МХК Математика История Музыка Химия Технология Биология Русский язык

Межпредметные связи

География

МХК

Математика

История

Музыка

Химия

Технология

Биология

Русский

язык

Педагогические технологии  проблемное обучение технология встречных усилий дебаты личностно- ориентированное обучение творческая  мастерская

Педагогические технологии

проблемное

обучение

технология

встречных

усилий

дебаты

личностно-

ориентированное

обучение

творческая

мастерская

Нетрадиционные формы уроков Урок-размышление Урок письма Урок-путешествие Урок-юбилей Урок-суд Урок-экскурсия Урок-исследование

Нетрадиционные формы уроков

  • Урок-размышление
  • Урок письма
  • Урок-путешествие
  • Урок-юбилей
  • Урок-суд
  • Урок-экскурсия
  • Урок-исследование
Технология встречных усилий ученик учитель должен - замечать -поддерживать -продвигать -продвигаться -сотрудничать -трудиться -думать -размышлять -наблюдать -исследовать языковая личность

Технология встречных усилий

ученик

учитель

должен

- замечать

-поддерживать

-продвигать

-продвигаться

-сотрудничать

-трудиться

-думать

-размышлять

-наблюдать

-исследовать

языковая личность

Комплексный анализ текста  Понимание художественного произведения Межпредметные связи  Грамотность Языковое  чутье

Комплексный анализ текста

Понимание художественного

произведения

Межпредметные связи

Грамотность

Языковое

чутье

Морфология Синтаксис  Лексико - логия  Текст Морфемика Фонетика  Слово - образование

Морфология

Синтаксис

Лексико -

логия

Текст

Морфемика

Фонетика

Слово -

образование

Текст на уроках орфографии Вы, наверно, зна е те эти кроше чн ые и скромные л е сные цв е ты. Обыкнове нн о они р а стут на песча н ых пригорках. На к рутых б ере гах лесных рек и руч ь ёв.  Крошечный роз о вый цветок очень похо ж на м о хнатую кошач ь ю лапку. Посмотриш ь в сер д цевину цветка – как бы застыла в н ём алая капелька жи вой тёпл ой крови.  ( И. Соколов – Микитов )

Текст на уроках орфографии

Вы, наверно, зна е те эти кроше чн ые и скромные л е сные цв е ты. Обыкнове нн о они р а стут на песча н ых пригорках. На к рутых б ере гах лесных рек и руч ь ёв.

Крошечный роз о вый цветок очень похо ж на м о хнатую кошач ь ю лапку. Посмотриш ь в сер д цевину цветка – как бы застыла в н ём алая капелька жи вой тёпл ой крови.

( И. Соколов – Микитов )

Текст на уроках синтаксиса Урок-исследование «Сложноподчинённые предложения в стихотворениях … ». 9 кл. ___________________________________________________ 2. Текст на уроках лексики Урок научного познания «Словари русского языка». 5 кл. _____________________________________________________ 3 .  Текст на уроке морфологии Урок-фантазия «Кто такие пуськи бятые?» ____________________________________________________ 4. Текст на уроке фонетики Урок-практикум «Фонетический анализ стихотворений …» 10 кл.
  • Текст на уроках синтаксиса

Урок-исследование «Сложноподчинённые

предложения в стихотворениях … ». 9 кл.

___________________________________________________

2. Текст на уроках лексики

Урок научного познания «Словари русского языка». 5 кл.

_____________________________________________________

3 . Текст на уроке морфологии

Урок-фантазия «Кто такие пуськи бятые?»

____________________________________________________

4. Текст на уроке фонетики

Урок-практикум «Фонетический анализ стихотворений …» 10 кл.

  МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ. разработана Антончиковой Л.Д., учителем русского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50 имени Бабенко А.А.» г. Кемерово, апробирована в течение нескольких лет.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ.

  • разработана Антончиковой Л.Д., учителем русского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50 имени Бабенко А.А.» г. Кемерово,
  • апробирована в течение нескольких лет.
Цель : повышение качества обучения русскому языку Задачи: Пополнить словарный запас обучающихся Выработать навык работы с орфографическим и толковым словарями Сформировать и развить навык орфографической зоркости у обучающихся Активизировать работу по предупреждению ошибок, связанных с употреблением словарных слов

Цель : повышение качества обучения русскому языку

Задачи:

  • Пополнить словарный запас обучающихся
  • Выработать навык работы с орфографическим и толковым словарями
  • Сформировать и развить навык орфографической зоркости у обучающихся
  • Активизировать работу по предупреждению ошибок, связанных с употреблением словарных слов
СЛОВАРНАЯ РАБОТА

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

 В основу методики положен принцип работы со словом во всех его  проявлениях  Орфоэпия Семантика  Синтаксис Морфемика Фонетика Морфология

В основу методики положен принцип работы со словом во всех его проявлениях

Орфоэпия

Семантика

Синтаксис

Морфемика

Фонетика

Морфология

Система словарной работы строится по принципу:

Система словарной работы строится по принципу:

 Положительные качества данной методики: Не отвлекает учащихся от основной темы урока. Пополняется словарный запас обучающихся. Вырабатывается навык пользования орфографическим словарём. Тренируется память. Вырабатывается навык орфографической зоркости. Ведётся работа по предупреждению ошибок, связанных со словообразованием и словоупотреблением

Положительные качества данной методики:

  • Не отвлекает учащихся от основной темы урока.
  • Пополняется словарный запас обучающихся.
  • Вырабатывается навык пользования орфографическим словарём.
  • Тренируется память.
  • Вырабатывается навык орфографической зоркости.
  • Ведётся работа по предупреждению ошибок, связанных со словообразованием и словоупотреблением
Система работы со словом. 1-й урок Знакомство со словом. 2-й урок Составление словосочетаний с данным словом. 3-й урок Составление предложений с данным словом . 4-й урок Нахождение данного слова в тексте. 5-й урок Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).  На каждом уроке словарной работе отводится от 3до 5 минут.

Система работы со словом.

  • 1-й урок Знакомство со словом.
  • 2-й урок Составление словосочетаний с данным словом.
  • 3-й урок Составление предложений с данным словом .
  • 4-й урок Нахождение данного слова в тексте.
  • 5-й урок Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

На каждом уроке словарной работе отводится от 3до 5 минут.

Работа со словом Новые слова Энциклопедия слова… (словарное слово) Синквейн Хайку Слово в художественном тексте

Работа со словом

  • Новые слова
  • Энциклопедия слова… (словарное слово)
  • Синквейн
  • Хайку
  • Слово в художественном тексте
Синквейн   Алгоритм написания синквейна  1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.  2-я строка. Какой?  2 прилагательных.  3-я строка. Что делает? 3 глагола.  4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.  5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное

Синквейн

  • Алгоритм написания синквейна
  • 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
  • 2-я строка. Какой?

2 прилагательных.

  • 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
  • 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
  • 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное
Примеры синквейна    ШКОЛА  Современная, творческая.  Открывает, развивает, помогает. Мы любим свою школу - Второй дом .      СЕМЬЯ  Счастливая, дружная.  Общается, дружит, воспитывает.  Единство любящих людей.  ПОНИМАНИЕ.  

Примеры синквейна

  • ШКОЛА

Современная, творческая.

Открывает, развивает, помогает.

Мы любим свою школу -

Второй дом .

 

 

  • СЕМЬЯ

Счастливая, дружная.

Общается, дружит, воспитывает.

Единство любящих людей.

ПОНИМАНИЕ.

 

Хайку Алгоритм написания хайку:  Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то.  Строчка 2: Какого?  Строчка 3: Как?

Хайку

  • Алгоритм написания хайку:
  • Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то.
  • Строчка 2: Какого?
  • Строчка 3: Как?
 Примеры хайку      Снегирь Я видел птицу, Прилетевшую зимой, Красиво… Дождь Смотрю на дождь, Холодный и долгий. Тоскливо.

Примеры хайку  

Снегирь

Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Дождь

Смотрю на дождь,

Холодный и долгий.

Тоскливо.

Эссе Паневина Алексея  «Крылья. Преодоление» Но зовет меня преодоление.  Этой силой крылья расправляются.  Я парю, планирую и верую,  И мои границы расширяются. Елена Потехина  Когда я задумываюсь над этими словами, мне кажется, что они связаны друг с другом. Крылья нужны для преодоления чего-либо, а преодолеть что-либо легче с крыльями за спиной, чем без них.  Человек всегда стремился летать как птица. Воплощением мечты человечества о полете является Икар. Он, преодолев страх перед падением с высоты, взлетел в небо. Именно картина Фигуриной Елены «Икар» соединяет в себе понятия крыльев и преодоления. Распростёртые крылья на голубом небе являют собой символ свободы и воли, смелости и героизма, преодоления трусости и смерти.

Эссе Паневина Алексея «Крылья. Преодоление»

Но зовет меня преодоление. Этой силой крылья расправляются. Я парю, планирую и верую, И мои границы расширяются.

Елена Потехина

Когда я задумываюсь над этими словами, мне кажется, что они связаны друг с другом. Крылья нужны для преодоления чего-либо, а преодолеть что-либо легче с крыльями за спиной, чем без них.

Человек всегда стремился летать как птица. Воплощением мечты человечества о полете является Икар. Он, преодолев страх перед падением с высоты, взлетел в небо. Именно картина Фигуриной Елены «Икар» соединяет в себе понятия крыльев и преодоления. Распростёртые крылья на голубом небе являют собой символ свободы и воли, смелости и героизма, преодоления трусости и смерти.

Эссе Паневина Алексея  «Крылья. Преодоление» Небо! Бескрайнее небо! Просторы твои безграничны! Ты манишь меня. Ты манила когда-то безумно любивших тебя.    Простор и свобода, полёт и бесстрашие . И вот уже крылья готовы! Икар и Дедал , вы открыли нам небо, куда никто не летал.   О юный упрямец, о храбрый «птенец»! Солнце тебя манило. Ты сын Земли, Земля - твоя мать , она не отпустила.    Ты  не разбился,  ты не погиб - преодолел себя. Имя твоё бессмертно!  

Эссе Паневина Алексея «Крылья. Преодоление»

Небо! Бескрайнее небо! Просторы твои безграничны!

Ты манишь меня. Ты манила когда-то безумно любивших тебя.   Простор и свобода, полёт и бесстрашие . И вот уже крылья готовы!

Икар и Дедал , вы открыли нам небо, куда никто не летал.  О юный упрямец, о храбрый «птенец»! Солнце тебя манило.

Ты сын Земли, Земля - твоя мать , она не отпустила.   Ты  не разбился,  ты не погиб - преодолел себя.

Имя твоё бессмертно!

 

«Полёт к истокам» Конкурс Арт-Олимп

«Полёт к истокам» Конкурс Арт-Олимп

Активизация креативности обучающихся Проектная деятельность Творческие конкурсы Издание газеты Театрализованные  мероприятия

Активизация креативности обучающихся

  • Проектная деятельность
  • Творческие конкурсы
  • Издание газеты
  • Театрализованные
  • мероприятия
Ресурсы  Из презентации Домашенко Л. В.учителя русского языка и литературы МОУ «Партизанская средняя школа» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка» использованы материалы слайдов: 4, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16.   Д.С.Лихачёв - http://www.novayagazeta.spb.ru/images/2009_73/2.jpg   МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ. Методика разработана учителем русского языка МОУ «Средняя  общеобразовательная школа №50 имени Бабенко А.А.» г. Кемерово  Антончиковой Л.Д., апробирована в течение нескольких лет.

Ресурсы

Из презентации Домашенко Л. В.учителя русского языка и литературы МОУ «Партизанская средняя школа» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка» использованы материалы слайдов: 4, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16. Д.С.Лихачёв - http://www.novayagazeta.spb.ru/images/2009_73/2.jpg МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ. Методика разработана учителем русского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50 имени Бабенко А.А.» г. Кемерово Антончиковой Л.Д., апробирована в течение нескольких лет.