ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Ежегодный конкурс
исследовательских работ и проектов школьников
в области математики, прикладной математики
«МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»
Математика и музыка
Автор:
Копытцева Екатерина Олеговна
ученица 9 «А» класса ГБОУ СОШ № 6 г.Жигулёвска
Научный руководитель:
Омшина Елена Витальевна
учитель математики ГБОУ СОШ № 6 г.Жигулёвска
2016 год
Цель работы:
выяснить взаимосвязь между математикой и музыкой
Задачи исследования :
- Провести обзор различных источников информации по данной теме;
- Научиться решать уравнения с дробями и нотами;
- Проанализировать общие понятия в математике и музыке;
- Провести практическое исследование взаимосвязи музыки и математики.
Обзор теоретических вопросов
Общие понятия в математике и музыке
Противоположности в математике и музыке
Аналогия между нотами и обыкновенными дробями
X
Исследование дат рождений
Исследование дат рождений
№ п/п
Фамилия Имя
1
2
Дата рождения
Борщ Олеся
Увлечение
Бриштен Влада
3
09.02.2000 г.
Волкова Даша
путешествия
27.01.2001 г.
4
Гармоничность
Гольник Люба
рисование
5
28.01.2001 г.
+
08.04.2001 г.
6
Доброхотова Маша
стихи, гитара
+
лёгкий спорт
Ефремова Маша
24.12.2000 г.
+
7
+
лёгкий спорт
8
Записная Даша
15.10.2000 г.
Ким Наташа
волонтёрство, танцы
9
01.02.2000 г.
+
Копытцева Катя
рисование, пение
10
18.02.2000 г.
+
Леонтьев Данила
рисование
18.06.2000 г.
+
11
+
12
музыка
25.11.2000 г.
Михалина Настя
сетевые игры
Паламарчук Лёша
+
10.04.2000 г.
07.08.2000 г.
танцы
+
бокс
+
_
Исследование дат рождений
Неблагозвучные аккорды ребят, занимающихся спортом:
Ученик 1 Ученик 2
07.08.2000 г. 18.04.2000 г.
боксёр боксёр
Ученик 3
31.08.2000 г.
боксёр
«Совершенные» числа в переложении на ноты
- 496=1+2+4+8+16+31+62+124+248
Исследование музыкальных произведений
- Переложив ноты на цифры, получен такой ряд чисел:
32| 323721 | 6136 | 7357 | 1332 |323721| 6136 | 7317 | 6 ||
- Сложим номера устойчивых ступеней:
3 2| 3 2 3 72 1 | 6 13 6 | 7 35 7 | 133 2 | 3 2 3 72 1 | 6 13 6 | 7 31 7 | 6 ||
10, 4 , 8, 7 , 10 , 4 , 4 .
Цифра 1 – I ступень,
2 – II, 3 – III, 4 – IV,
5 – V, 6 – VI, 7 – VII,
8 – I, 9 – II, 0 – III.
Исследование музыкальных произведений
- Сложим устойчивые номера ступеней:
2226 1 | 222 3 | 444 5 | 33 2 1 | 1 26 1 | 222 3 | 444 5 | 33 2 1 | 26 1 | и т.д.
1, 3, 5, 7, 2, 3, 5, 7, 1.
Исследование музыкальных произведений
- Переложили ноты на цифры:
5 7 | 5 2 5 2 3 2 5 2 | 5 2 5 2 3 2 5 2 | 5 2 5 2 3 2 5 2 |
- Сложив номера устойчивых ступеней получили следующий числовой ряд:
5, 18, 18, 18 …
Далее будет повторяться циклически.
Исследование музыкальных произведений
- Сложили номера устойчивых ступеней:
3 4 | 51 7 11 | 767 5 2 3 | 4767 5 | 4 3 2 311 7| 67 15 47 13 | 27 11 7246 | 27 5 24 | 53 4 ||
3 | 8 | 8 | 5 | 8 | 10 | 2 | 5 | 8 |
Генрих Нейгауз:
«Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришёл к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и, что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства»
Спасибо за внимание!