Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII Курс: методика преподавания русского языка и развития речи
Проект на тему : Методика работы по предупреждению орфографических ошибок в специальной (коррекционной) школе VII-VIII
Выполнила:
Цыкунова А. Д.
Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами:
В специальной (коррекционной) школе для этой цели используются следующие виды упражнений:
- соотнесение орфограммы с определенным правилом
- звуковой анализ слова, четкое его проговаривание
- условно-графическая запись слова;
- составление слов из букв разрезной азбуки, запись слов на плакатах с выделением цветной тушью изучаемой орфограммы;
- использование цветных мелков и карандашей при записи слов на доске и в тетрадях;
- применение правил с обязательным объяснением;
- широкое использование предупредительных диктантов разного вида (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
- соблюдение орфографического (речевого) и гигиенического режима на уроке.
Соблюдение орфографического режима экономит нервные силы ребенка, вырабатывает у него динамический стереотип работы, который поддерживается на протяжении всех лет обучения в школе, сюда входят:
Гигиенический режим предполагает
В случае индивидуальных затруднений, возникающих у учеников из-за нарушения слухового периферического аппарата, фонематического слуха, логопатических ошибок, быстрой утомляемости, замедленного темпа работы, учителю следует заранее планировать помощь таким детям. В каждом конкретном случае ее приемы должны быть строго индивидуализированы. Так, если у ребенка наблюдается нарушение слуха, учитель специально для него повторяет диктуемое предложение, кладет руку ученика на свою гортань, произносит слово, растягивая смешиваемый звук для более четкого его звучания. Зная о медленном темпе работы некоторых детей, он разрешит им пропустить одно-два предложения, находит возможность за что-то похвалить ребенка с нарушением работоспособности и т.п.
Важное значение для формирования орфографической грамотности учащихся также имеет и правильно организованная работа над ошибками. Эффективность работы над ошибками в условиях специальной школы зависит от:
- систематичности ее проведения;
- от разнообразия видов упражнений нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;
- от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;
- от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Система работы над ошибками предусматривает следующие традиционные этапы:
Для организации грамотной работы над ошибками и предупреждению ошибок, учителю в первую очередь необходимо знать, какие бывают виды орфографических ошибок. Классификация ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения. Существуют разные подходы к классификации орфографических ошибок.
Львов М. Р. классифицирует ошибки учащихся по нескольким основаниям:
1.По разделам орфографической системы:
- ошибки в обозначении звуков (точнее фонем) буквами;
- - ошибки в слитно-раздельных написаниях;
- ошибки в переносе слов с одной строки на другую;
- ошибки в употреблении заглавных и строчных букв;
- пунктуационные ошибки;
- каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв;
- ошибки, не относящиеся к правописанию речевые и пр.
2. По причинам допускаемой ошибки:
- ошибки, объясняемые непониманием или неточным пониманием значения слов, их сочетаний или текста; - ошибки, обусловленные неумением выделять морфемы в слове, найти границы морфем (на стыках морфем); - ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм, например, в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных; - ошибки, возникшие в результате плохого ориентирования в структуре предложения, например, пунктуационные; - диалектные ошибки;
- 4.По частотности (при определении частотности ошибок необходимо учитывать и частотность орфограмм определенного типа в тексте):
- - ошибки частотные, характерные для многих учащихся;
- - ошибки индивидуальные.
- 3.Ошибки, относящиеся к принципам орфографии и пунктуации – следствия несоблюдения:
- - морфологического и фонематического принципов ;
- - традиционно-исторического принципа;
- - принципа дифференцирующих написаний;
- - структурно-синтаксического принципа пунктуации;
- - смыслового (логического) или интонационного принципа.
Рождественский Н.С. положил в основу первую классификацию ошибок как более привычную:
2. Ошибки в приставках:
а) В соответствии с произношением: (« праходил», «здал», б ) Вопреки произношению : « пренес», «запасла».
в) По аналогии : «розбил» (ср. роздал ).
3. Ошибки в суффиксах :
а) В соответствии с произношением : «бабачка», «плюшички»,
б) Вопреки произношению : «избавелся», «повесели».
4. Ошибки в окончаниях:
- имен существительных : «на лодки» (е),
-имен прилагательных : «утреннее роса»,
-глаголов : «солнце выглянула»
1. Ошибки в корне слов:
а) в соответствии с произношением:
« ражок» (рожок), «раса» (роса). «одияло», «зацыпил»»;
б) Вопреки произношению:
«трова», «вроги», «мохнула»;
в) Ошибки по аналогии:
«постух» (пастух), «начанала» (начинала),
В целях коррекционной работы по предупреждению орфографических ошибок целесообразно использовать в работе такие методы работы:
- - алгоритмы – именно они приучают учащихся к самоконтролю, умению решать задачу определенного типа; - орфографическое комментирование;
- - списывание с выделением орфограмм;
- - списывание со вставкой пропущенных букв;
- - диктанты (слуховые, зрительные, «самодиктанты», творческие);
- - игровые, занимательные материалы – им отводится особое место, т.к. они способствуют снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих неуверенность в своих силах и создают положительный эмоциональный настрой.
Упражнения по отработке навыков письма слов с ъ и ь знаками.
1.Использование алгоритмов написания в словах разделительных ъ и ь знаков.
2. Использование зрительных опор. Правописание разделительного ь:
С. ь Е, Е, И, Ю,
Правописание разделительного ъ:
С. ъ Е, Е, Ю, Я
3. Рифмованные упражнения . Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучий.
4. Упражнения для пятиминуток . Например:
1) Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов: перо, друг, крыло, дерево, стул, лист, прут, брат, звено.
2) Вставь в предложения слова по смыслу:
и т.д.
5. Сопоставление разделительных ъ и ь знаков.
Упражнения по устранению ошибок в правописании парных звонких и глухих согласных .
- 1) Наблюдение за случаями оглушения звонких согласных.
- Сделать это можно таким образом:
- Учащимся дается задание рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):
- а) чашка – ложка;
- б) ветка – лодка.
- В каждой паре слов выделяется третий звук:
- а) в обоих словах слышится (произносится) ш;
- б) в обоих словах слышится (произносится) т. 2. Рифмовки – запоминалки
Упражнения по развитию фонематического восприятия.
1). «Телевизор»
- На экране телевизора прячется слово. На наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Дети должны по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если дети правильно назвали слово, экран телевизора открывается. Например, месяц – спрятанное слово. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
Система упражнений, направленных на развитие навыка слогоделения.
- Упр.1.Звуковой анализ прямого (ма) и обратного (ам) слогов, составление их схем, где гласные и согласные обозначены разным цветом:
- Упр.2. Запись под диктовку в соответствии со схемой (в два столбца):
- он, лу, вы,ел, як, ры, ют, ус, мы, их, ши, ох, ре, ли, ха, ты…
Упражнения на развитие орфографической зоркости: 1.Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. 2.Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке. 3.Объяснительные или предупредительные диктанты. 4.Выборочные списывания и диктанты. 5.Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах. 6.Письмо по памяти. 7.Использование этимологического анализа слов. 8. Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха.
Упражнения на проверяемую и непроверяемую гласную.
Работа над словами с непроверяемыми написаниями
-проговаривание хором;
-чтение слова;
-рассматривание карточки;
-подбор синонимов, антонимов;
Упражнения на правописание существительных с шипящим на конце.
-Кодирование правила.
-Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму.
-Работа с сигнальными карточками.
Упражнения по развитие устойчивости внимания, устранение импульсивности: . «Слушаем тишину ;
- Упражнения по развитию объема памяти: «Что изменилось», «Слова невидимки».
- Упражнения по развитию переключения внимания.
«Корректурная проба», «Запретное движение»
Работа по развитию внимания и памяти должна вестись систематически на уроках во время динамических пауз, во внеклассной работе. Итак, систематическая и целенаправленная работа над ошибками, использование вышеперечисленных методов и упражнений, повседневное повторение изученного ранее материала поможет развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа орфографических ошибок, будет способствовать лучшему усвоению орфографических правил, предупреждению ошибок выработке орфографической зоркости, умению быстро распознавать нужную орфограмму, в конечном счете не допускать ошибок при письме.
Спасибо за внимание!