СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Моя Адыгея

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географическое положение и достопримечательности Республики Адыгея.Экономическое развитие Республики Адвыгея

Просмотр содержимого документа
«Презентация Моя Адыгея»

Проект "Моя Адыгея".

Меретукова Тамара Ильинична, учитель начальных классов, руководитель клуба «Юный эколог»


Этот проект поможет детям проявить интерес к истории родного края, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является одним из важных направлений в патриотическом воспитании учащихся. Этот проект позволит детям самостоятельно выбрать ту номинацию, которая им интересна, и проявить свои творческие способности.

Цель: Формировать чувство гордости за свою малую родину, Республику Адыгея.

Задачи проекта:

Развивать у школьников патриотические чувства.

Развивать исследовательскую и познавательную активность детей.

Развивать творческие способности.

Оборудование: Работы детей, карта Республики Адыгея, мультимедийная презентация (приложение).

Предварительная деятельность:

1. Детям заранее сообщается о том, что в классе будет проходить конкурс «Родная Адыгея»

Конкурс будет проходить по 3 номинациям, а каждый ребёнок может принять участие в любой из номинаций.

1 номинация «Мой край родной...» Стихи, сочинения о своём ауле и Республике Адыгея.

2 номинация «Горы, реки, водопады и дольмены» Рисунки, фотографии.

З номинация «Мир заповедной природы»

Конкурс исследовательских работ об удивительных растениях и животных нашего края.


2. Оформление стенда по теме «Моя малая родина»


3. Составление презентации.


Продолжительность проекта: один месяц.


Ход презентации


Слайд 1. Слайд 2.


Ученик:

Когда услышишь ты, как горная река
стекает по ущелью вниз.
Когда услышишь ты, как любящая мать дитя свое баюкает любя,

то вспомнишь ты, что есть она одна –

ЗЕМЛЯ АДЫГОВ, РЕСПУБЛИКА ТВОЯ.

Ереджибок Б.
Ученик:

Земля адыгов, древняя земля 
Легенд и давних лет преданий ты полна. 
Земля адыгов мудростью жива, 
Суровая, быть может, но моя. 

Кобле Н. Т.

Звучит песня «Адыгея родная моя»

Учитель: Ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас проходит презентация работ по теме «Родная Адыгея». Вы собирали материал о своём селе, Республике Адыгея, и ее незабываемых природных ландшафтах. Писали сочинения, сочиняли стихи, рисовали рисунки, вели исследовательскую работу по изучению животных, растений родного края. Вот пришла пора подвести итоги нашей работы. На уроках окружающего мира, на заседаниях клуба «Юный эколог» мы говорили о природе нашей республики, узнали немного об истории адыгов, вспомнили обычаи и традиции народа. Сегодня мы с вами постараемся вспомнить самое интересное и пополнить свои знания о природе, истории и культуре родного края.


Слайд 3.


Ученик:

Я знаю, Адыгея так мала.

На пёстрой карте, возле гор Кавказских,

Вот вся она под кончиком указки –

Земля, что целым миром мне была:

Лихой джигит, пришпоривший коня,

Объедет всю её к исходу дня,

Но ты приедешь с доброю душой –

Тебе она покажется большой.

Исхак Машбаш


Символами республики являются гимн, герб, флаг.

Слайды 4

Гимн Слова И. Машбаш Музыка У. Тхабисимова


Слайд 5

Герб представляет собой круг, сверху обрамлён ленточной надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках. В середине ленты большая звезда. С боковых сторон листья дуба, клена, пшеницы, початки кукурузы, указывают на неразвернутую связь человека с природой. Круг замыкает аббревиатурой слов "Российская Федерация" – буквами РФ. Внизу изображение национального стола – анэ с хлебом и солью. В середине круга главный герой народного эпоса Саусрыко на огненном летящем коне. В руке всадник держит пылающий факел. По легенде богатырь похитил его у бога для людей.


Слайд 6

Флаг Длина флага 180 см, ширина 90 см. На флаге Республики изображены 12 звезд и 3 скрещенные стрелы. Звезды обозначают 12 адыгских племён, а три стрелы их силу, мощь и единство. Зелёный цвет – цвет мусульман, обозначающей вечность, жизнь.

Слайд 7

Своеобразным символом Майкопа стал монумент “Дружба”. Это величественный памятник, сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Адыгеи к России. На огромной белокаменной плите высечены цифры 1557-1957 года. Рядом на высоком постаменте, словно братья, стоят вылитые из бронзы русский витязь и адыгейский воин. Надпись на постаменте гласит: “Навеки с Россией”. Воздвигнут монумент “Дружба”28 декабря 1968 года. Авторы памятника – известный скульптор и художник М.Г. Манизер и его сын О.М. Манизер. Высота обелиска 21 м, высота скульптуры 4 м.


(Слайд 8, 9,10)

Разнообразна природа нашей республики:

- равнинная Адыгея;

- предгорная Адыгея;

- горная Адыгея.


Горная часть не велика.

Самая высокая гора Чугуш (3238) (Слайд 11), Фишт (2868) (Слайд 12), Оштен (2807) (Слайд 13). Вершины этих гор покрыты вечным снегом и льдом. Особое внимание привлекает к себе гора Оштен – этот огромный гигантский гребень. Редко кому удается увидеть его снеговую вершину, постоянно прикрытую тучами. По правую сторону Оштена находится плато Лаго-Наки (Слайд 14), а за ним возвышается двугорбый массив Фишта. С Майкопского перевала можно легко подняться на вершину горы Пшехо-Су (Слайд 15). С вершины открывается ошеломляющий вид на верхнее каменное море горы Фишт, на изрезанный ветрами острый хребет Большого ледника. Высота горы Тыбга 3064 метров(Слайд 16). Гора Тыбга в переводе с адыгейского означает "гора туров". Гребень горы Тыбги широкий, в сплошной россыпи пластинчатого камня. Только его северная сторона круто обрывается глубокой пропастью. По туриной тропе, идущей по широкому гребню, выходишь к вершине горы Тыбги.

Многие жители Адыгеи хоть однажды, но посещают эти сказочные места, их впечатления неизгладимы и остаются в памяти на всю жизнь.


Ученик:

Открылась дивная картина

На запад гордого Фишта

И цепь вершин необозрима,

Кавказа Главного хребта.

С. Дыгало


В мрачных глубинах горы Фишт прячется более 50 пещер. Здесь находятся глубочайшие пещеры России.

Гора Большой Тхач — от нее начинается Передовой хребет (Слайд 17). Находится на границе Мостовского района Краснодарского края и Республики Адыгея. Одна из замечательных вершин. Высота 2368 м. Представляет собой типичную куэсту с пологим травянистым северным склоном и скалистыми южными и западными стенами. Вдоль правого борта долины реки Большой Сахрай протягивается 5-километровая стена. С южной стороны Большой Тхач напоминает готический средневековый замок. Известняковые скалы 100—150-метровой высоты в течение всего светового дня освещены солнцем. Жители ст. Даховской, пос. Сахрай называют ее Лысой. "Тхач" в переводе с адыгейского означает “бог”.


Большая Азишская пещера (Слайд 18, 19)


Эта довольно популярная пещера расположена в южной части хребта Азиш-Тау (нагорье Лаго-Наки) на высоте около 1600 метров. Пещера состоит из нескольких крупных залов и нижнего этажа, по дну которого протекает река. Общая длина пещеры 690 м, но для экскурсионного осмотра оборудовано всего 220 м; глубина 37 м, площадь 1900 кв. м, объём 11900 куб. м. В ней много разнообразных натечных образований: колонн, крупных сталактитов и сталагмитов.


Малая Азишская пещера


Была открыта в мае 1978 г. Вход в нее представляет собой вертикальный колодец. Пещера состоит из нескольких крупных залов, соединенных переходами. В галерее нижнего этажа протекает подземная река, есть водопад. Пещера карстового происхождения. Она богата натечными образованиями: разнообразие натечных образований: колонн, крупных сталактитов и сталагмитов.


Ученик:

Всё мило сердцу горца и свой взор
Он обращает в вышину прекрасных гор: 
Там водопады и бегут ручьи 
Стремительны, прохладны и чисты. 

Кобле Н. Т.


Долина реки Большой Руфабго– интереснейший природный памятник. Река то расширяется, то сужается и образует до десятка водопадов (Слайд 20). Путь вверх по ущелью увлекателен, но местами не легок и опасен..

Каньон реки Белой— визитная карточка Хаджоха(Слайд 21). Шум воды слышен задолго до приближения к мосту. При глубине каньона до 20 метров его длина составляет 350-400 метров. И на всем его протяжении река грохочет и бурлит, с бешеной энергией штурмуя седые стены ущелья. «Хаджохская теснина расположена в южной частипосёлка Каиенномостского при входе в Хаджохское ущелье. Ширина каньона – 6-7 м., а местами немногим более 2 м., глубина до поверхности 35 м.. Длина каньона 400 – 600 м.(Слайд 22)

Своё современное название посёлок получил по «каменному мосту» - обвалившейся скале, зависшей над каньоном.


В Адыгее расположено более 100 озер. Озеро Хуко (Слайд 23) выделяется своей красотой, загадочным происхождением. В переводе с адыгейского Хуко значит “морская свинья” или дельфин. Озеро Хуко расположено в 7 км на северо-западном склоне Фишт. Длина озера 260 метров, а ширина 150 метров, максимальная глубина достигает10 метров. Озеро имеет форму овала. В озере отсутствует растительность, только вблизи берега можно заметить коловраток, личинки ручейников. Озеро находится подо льдом 9-10 месяцев в году, поэтому условия существования рыбы и других живых организмов неблагоприятные.

Псенодах – самое крупное и интересное озеро на Лагонакском нагорье (Слайд 24). Длина достигает 165 метров, наибольшая ширина 72 метра, максимальная глубина 3,5 метров. Озеро имеет форму полумесяца. Вода из озера уходит только подземным путем. В озеро впадают 4 коротких ручья. Озера Лагонакского нагорья являются хранилищем пресной воды, резервуарами для пополнения подземных вод.


Ученик:

Зеленеют холмы Адыгеи,

Прорезают гранит русла рек.

От такой красоты я немею!

Я станичник, степной человек.

В. И. Гордиенко


Одной из крупных рек Адыгеи, её естественной границей на востоке является река Лаба (Слайд 25). Она самый крупный приток реки Кубани. Началом её считается место слияния рек Большой и Малой Лабы. Истоки реки Большой Лабы – ледники вершины горы Абыцха. Малая Лаба зарождается у снежных вершин Аишхо и ледника Псеашхо. Всего Лаба принимает в себя 4776 больших и малых притоков. Наиболее крупными левыми притоками реки Лабы являются, считая сверху вниз по течению: Ходзь, Чехрак, Фарс и Гиага. В свою очередь, самый крупный правобережный приток – река Чамлык.

Река Белая – это левый приток Кубани, самый длинный и полноводный(Слайд 26). Её начало – на склонах горного массива Фишт-Оштен.

Река Сахрай протекает на территории Майкопского района. Она берёт своё начало от горного массива Тхач. Длина реки составляет 31 км

(Слайд 27)

Дольмены – ценнейшие памятники древней культуры, и именно в Адыгее и близ неё так много, как ни в одной стране мира. Дольмены гораздо старше египетских пирамид и являются их прообразом. Более того, предназначение пирамид и дольменов одно и то же.

В дольмены уходили умирать только живые и достойные вожди и мыслители, обладающие знаниями и способностью предвидеть информацию о жизни Вселенной даже через тысячу лет. Их закрывали плотно каменной крышкой и пробкой. Уходя в небытиё, древние люди оставляли в дольменах мудрость и невидимую связь с ней.(Слайды 28, 29)


Кавказский государственный биосферный заповедник – жемчужина России, уникальный природный уголок Западного Кавказа. Заповедные земли находятся на территории Краснодарского края, Республики Адыгеи и Карачаево-Черкесской Республики Российской Федерации.(Слайд 30)

Гордость заповедника – его животный мир.
Животный мир заповедника насчитывает около 87 видов млекопитающих, рыб – 91, земноводных – 11, 275 видов птиц, пресмыкающихся – 19 и несколько тысяч видов беспозвоночных животных.. (Слайды 31 – 38)

В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу – 3 вида. В заповеднике можно встретить кавказского тетерева, кавказского улара, горную индейку, каменную куропатку, беркута, грифа, зяблика, дрозда, дятла, чижа, трясогузку. Из млекопитающих здесь обитают: серена, олень, медведь, волк, тур, косуля, зубр, куница, барсук, дикий лесной кот, ласка и другие.


Растительный мир Кавказского заповедника насчитывает около 3000 видов. (Слайды 39, 40). Из-за близости тёплого Чёрного моря, а так же из-за того, что горный рельеф Адыгеи очень расчленён, при этом большинство горных вершин превышает высоту 2000 м, растительность очень богатая и разнообразная. В Адыгее растёт около 2000 видов высших растений, более половины которых – цветковые.

Ученик:

Весной цветёт самшит на склонах гор, 
Рассвет в лесу встречает птичий хор, 
Вокруг царит согласие и покой,
О как прекрасен ты, мой край родной. 

Кобле Н. Т.


Ученик:

Ты милая моя земля адыгов 
республика мудрейших гор журчащих рек,

пещер разнообразных и цветков красивых,

как знаменитый Эдельвейс.
Ты береги ее, не дай ее в обиду,
как звездочку упавшую к тебе с небес в ладони,
согрей ее теплом своей души.

Ереджибок Б.


Выводы: Ребята, я считаю, что с помощью этого проекта мы с вами узнали много нового и интересного, Обратили внимание на природу нашей Адыгеи, на животный и растительный мир. Ведь люди нечасто задумываются о ценностях местного значения. Теперь, надеюсь, вы еще больше будете гордиться своей Республикой, любить её и стараться сохранить в первозданном виде.


Оценка результативности проекта:

В проекте было задействовано 12 учащихся. Дети самостоятельно выбирали номинацию, в которой бы хотели участвовать. Наибольшее количество детей приняли участие в первой и второй номинации. По условию конкурса в каждой номинации должен быть только один победитель, его мы выбирали коллективным голосованием. Наилучшие работы и вошли в презентацию проекта.

Одновременно в этой номинации ребята узнали о красивейших местах Адыгеи, о дольменах. Они написали о них рефераты, а которые не назвали, о них рассказал учитель. Это стало следующим шагом для сбора и оформления материала. Победителями в этой номинации стали: Аутлев А., Кикова Ф.

Номинация «Викторина» вызвала интерес не только у детей, но и их родителей. Было составлено 2 викторины о родном крае, викторины мы разыграли на презентации проекта.

В номинации «Мир заповедной природы» участие приняло четверо детей. В этой номинации стала победителем Биштова Д..

Я считаю, что цели проекта достигнуты, ребята много узнали интересного о родной Адыгее, провели исследовательскую работу. В ходе проекта ребята проявили творческие способности, самостоятельность и родители приняли активное участие в подготовке проекта. В итоге мы оформили стенд в классе, собрали интересный материал.

Мне как учителю хотелось бы, чтобы ребята, прикоснувшись к истории своего края, задумались о том, что природа - наш общий дом. Каждую травинку надо беречь и любить свою родину. Быть в ответе за то, что нас окружает.


Использованная литература:

1). Материалы интернетсайтов:

http://stud.ibi.spb.ru/145/huaksus/html/ctixi.html

2). Фотографии Адыгеи

http://www.rhapsody.ru/photo/adyg.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!