Презентация моего выступления на апрельском МО учителей развивающего цикла школы № 514 "Методы арт-терапии и принципы видеоэкологии как инструменты создания комфортной образовательной среды и коррекционной работы в инклюзивном направлении работы школы"

Категория: ИЗО

    Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы – не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов  – например, коуч-тренингов, тренингов общения, формирования жизненных навыков и других. 

    Применение арт-терапевтических методик в школе с инклюзивным направлением работы  тем более необходимо для первоначальной адаптации детей с ограниченными возможностями  в  новой  для них среде, для создания психологической комфортности  в  школе,  здоровьесбережения, адаптивного обучения, развития творческих способностей учащихся.

    Виды арт-терапии, которые можно использовать для решения поставленной цели: музыкотерапия, изотерапия,  пескотерапия (рисование с помощью песка), танцетерапия, куклотерапия, кинотерапия, театротерапия, перформанс, сказкотерапия, словотерапия (поэзия – чтение и сочинение стихов) и т. д.

     Эффективно включать  арт-терапевтические  методики  в индивидуальные программы обучения  и  траектории развития детей с ограниченными возможностями.

     Уроки  по предметам развивающего цикла – сами по себе являются арт-терапевтическими. Но уместно использование арт-терапии на всех уроках, а не только на уроках развивающего цикла. Очень актуальным и эффективным средством арт-терапии является  использование музыки не только во внеурочной деятельности, но и на уроке. Музыка может использоваться для отдыха и релаксации и даже для концентрации внимания и активизации мыслительных процессов не только на уроках гуманитарных предметов, но и на уроках предметов  естественно-научного цикла.  Все знают о огромном влиянии музыки на человека. Поэтому – важно использование музыкотерапии: музыкальные фрагменты для концентрации внимания и для релаксации. Каждый учитель может найти такую музыку в Интерненте, например – на видеохостинге YouTube, можно найти «Сборник классической музыки для концентрации на учёбе» https://www.youtube.com/watch?v=i5oJxea-BAo  и музыку для релаксации. Кроме того можно использовать:  видеотерапию , арт-терапевтический перформанс – минутки двигательной активности на уроке. Возможно применение аромотерапии на уроке – специальных натуральных ароматов (аромомасел)  для концентрации внимания учащихся на учебных задачах.

        Считаю необходимым  предложить создание арт-терапевтической комнаты релаксации в зданиях школы и в детских садах  для всех детей, но приоритетно – для детей с ограниченными возможностями для отдыха в учебном процессе, на переменах и во внеурочное время. Идея создания комнат арт-терапии возникла и удачно применяется в Великобритании. Для работы таких комнат в России уже используются практические результаты и  теоретические исследования англичан, применивших чтение сказок и занятия музыкой, рисованием, фотографированием для лечения детей с психологическими отклонениями. 

      В этой комнате должна звучать музыка для отдыха, должна быть  возможность смотреть интересные мультфильмы, фильмы и видео, рисовать, лепить, заниматься рукоделием, рисовать на песке, играть в настольные игры, танцевать, играть в куклы, читать сказки и стихи, сочинять тексты и стихи и т.п.  И здесь уместно применение аромотерапии – специальных ароматов  для релаксации детей.

     Необходимо создание комфортной визуальной среды во всей школе  и особенно в арт-терапевтической комнате для релаксации по  принципам  науки «Видеоэкологии» с целью здоровьесбережения и корректировки нарушений психического развития  учащихся. Создатель видеоэкологии – Филин В.А., то что мы видим разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. Агрессивная  визуальная среда – видимая среда, состоящая из множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов. Гомогенная визуальная среда – видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют.  "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий, прямых углов  и  больших  гладких плоскостей.  Все это усугубляется отсутствием округлых форм и линий и разнообразных мелких элементов.  Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др. Интерьеры в конструктивистском стиле и минимализме.                                                                                       В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью.   Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность. 

       Школьники должны научиться  формировать благоприятную визуальную среду, в том числе  и  в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения, параллельно получая навыки научно-исследовательской деятельности. 

      При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами.  Эти требования повсеместно нарушаются, в результате, создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля). Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера, не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз.

      Самым простым и эффективным средством создания комфортной среды обитания  и  улучшения гомогенной визуальной среды по принципам видеоэкологии является использование  комнатных растений, особенно цветущих. Для этих же целей подходят движущиеся подвесные мобили, кинетические арт-объекты и  аквариумы с рыбками, которые избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают визуальную среду статуэтки, макраме, деревянными панно, керамика, картины  и  различные украшения. 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей