СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863— 1869) — не роман, не поэма, не историческая хроника. Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычно­го типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи. Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распростра­нение в русской и мировой литературе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Мысль семейная в романе "Война и мир"»

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»  Мысль семейная  (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж» Мысль семейная (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.

Характеристика главных героев через их семьи – один из основных литературных приемов Толстого. «Мысль семейная» - важнейшая тема в романе. Она неразрывно связана с представлением писателя о мире. Мир – не только любовь и согласие, но и отдельные миры – человеческие объединения (семьи, светские кружки, полк, партизанский отряд). Среди всего этого для Толстого главное – семьи. В каждой представленной в романе семье есть особые черты, которые накладывают отпечаток на всех ее представителей.

Характеристика главных героев через их семьи – один из основных литературных приемов Толстого. «Мысль семейная» - важнейшая тема в романе. Она неразрывно связана с представлением писателя о мире. Мир – не только любовь и согласие, но и отдельные миры – человеческие объединения (семьи, светские кружки, полк, партизанский отряд). Среди всего этого для Толстого главное – семьи. В каждой представленной в романе семье есть особые черты, которые накладывают отпечаток на всех ее представителей.

СЕМЬЯ РОСТОВЫХ

СЕМЬЯ РОСТОВЫХ

ГРАФ И ГРАФИНЯ РОСТОВЫ Добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит в их дом. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху, в их доме атмосфера радушия, любви, культ детей. Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей.

ГРАФ И ГРАФИНЯ РОСТОВЫ

  • Добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит в их дом. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху, в их доме атмосфера радушия, любви, культ детей. Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей.
НИКОЛАЙ РОСТОВ «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Служит в гусарском Павлодарском полку. Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех составляющих: честь, достоинство и верность присяге. Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным». И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.

НИКОЛАЙ РОСТОВ

  • «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Служит в гусарском Павлодарском полку. Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех составляющих: честь, достоинство и верность присяге. Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным». И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.
НАТАША РОСТОВА Выросла в нравственно чистой атмосфере семьи, и многие черты характера объясняются семейными «корнями». Выйдя замуж, как мать, заботится о муже и детях, проявляет хозяйственность. Есть в ней и черты отца: доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры.

НАТАША РОСТОВА

  • Выросла в нравственно чистой атмосфере семьи, и многие черты характера объясняются семейными «корнями». Выйдя замуж, как мать, заботится о муже и детях, проявляет хозяйственность. Есть в ней и черты отца: доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры.
СОНЯ Она не родная дочь в семье, но ей здесь очень уютно, потому что ее так же трепетно и нежно любят, как и других детей.

СОНЯ

  • Она не родная дочь в семье, но ей здесь очень уютно, потому что ее так же трепетно и нежно любят, как и других детей.
ПЕТЯ РОСТОВ Младший сын Ростовых, всеобщий любимец. Добрый, честный, по-детски наивный. Охваченный сильным патриотическим чувством, добровольно уходит в действующую армию и погибает в бою с французами.

ПЕТЯ РОСТОВ

  • Младший сын Ростовых, всеобщий любимец. Добрый, честный, по-детски наивный. Охваченный сильным патриотическим чувством, добровольно уходит в действующую армию и погибает в бою с французами.
ВЕРА Ее странное, холодное, эгоистическое поведение не вяжется с обстановкой в семье. Она то самое исключение, которое, как всегда, лишь подтверждает правило.

ВЕРА

  • Ее странное, холодное, эгоистическое поведение не вяжется с обстановкой в семье. Она то самое исключение, которое, как всегда, лишь подтверждает правило.
СЕМЬЯ БОЛКОНСКИХ

СЕМЬЯ БОЛКОНСКИХ

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ Гордится происхождением от Рюрика, но не признает Бога. Аристократ, соблюдает неукоснительный порядок во всем. Основные черты – сдержанность чувств, великодушие и достоинство. Постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью. Зорко, «насквозь» видит людей (с княжной Лизой, женой сына, поначалу ласков, но, не найдя в ней ничего значительного, теряет к ней интерес). Много лет безвыездно находясь в деревне, знает обо всех военных и политических событиях.

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

  • Гордится происхождением от Рюрика, но не признает Бога.
  • Аристократ, соблюдает неукоснительный порядок во всем. Основные черты – сдержанность чувств, великодушие и достоинство. Постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью.
  • Зорко, «насквозь» видит людей (с княжной Лизой, женой сына, поначалу ласков, но, не найдя в ней ничего значительного, теряет к ней интерес).
  • Много лет безвыездно находясь в деревне, знает обо всех военных и политических событиях.
КНЯЖНА МАРЬЯ У нее некрасивое лицо с прекрасными лучистыми глазами, глядя в которые, забываешь о некрасивости лица, тяжелых шагах, нескладности фигуры. Она – воплощение глубокого духовного начала и удивительной, самоотверженной любви. Все ее достоинства особенно ярко проступают в сравнении с Жюли Курагиной. Она умна, романтична и религиозна. Покорно переносит издевки отца, не переставая его любить.

КНЯЖНА МАРЬЯ

  • У нее некрасивое лицо с прекрасными лучистыми глазами, глядя в которые, забываешь о некрасивости лица, тяжелых шагах, нескладности фигуры. Она – воплощение глубокого духовного начала и удивительной, самоотверженной любви. Все ее достоинства особенно ярко проступают в сравнении с Жюли Курагиной. Она умна, романтична и религиозна. Покорно переносит издевки отца, не переставая его любить.
КНЯЗЬ АНДРЕЙ От отца, участника походов Суворова, ему передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям. Его мечта – совершить подвиг во имя Родины. Во время войны 1812 года он воюет на передовой.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

  • От отца, участника походов Суворова, ему передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям. Его мечта – совершить подвиг во имя Родины. Во время войны 1812 года он воюет на передовой.
НИКОЛЕНЬКА Сына князя Андрея мы видим в эпилоге романа маленьким мальчиком. Но он уже внимательно слушает Пьера, и в нем происходит какая-то сложная работа чувств и мыслей.

НИКОЛЕНЬКА

  • Сына князя Андрея мы видим в эпилоге романа маленьким мальчиком. Но он уже внимательно слушает Пьера, и в нем происходит какая-то сложная работа чувств и мыслей.
СЕМЬЯ КУРАГИНЫХ

СЕМЬЯ КУРАГИНЫХ

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ Глава семьи – светский лев, расчетливый, холодный проходимец. Фальшивость, неестественность, алчность – основные его черты. Деньги и положение в обществе являются главным в его жизни. Ради денег он готов совершить самые низкие поступки, даже преступления. Фактически он продает дочь, выдавая ее замуж за Пьера Безухова. Князь признается, что он лишен «родительской любви» и что дети – «обуза его существования».

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ

  • Глава семьи – светский лев, расчетливый, холодный проходимец. Фальшивость, неестественность, алчность – основные его черты. Деньги и положение в обществе являются главным в его жизни. Ради денег он готов совершить самые низкие поступки, даже преступления. Фактически он продает дочь, выдавая ее замуж за Пьера Безухова. Князь признается, что он лишен «родительской любви» и что дети – «обуза его существования».
АНАТОЛЬ Кутила и игрок. Князь Василий называет красавца-сына «беспокойным дураком». Причинил много горя Ростовым и Болконским. В нем заложено животное безнравственное начало. Будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Безнравственность и низость особенно ярко проявляются в отношении к Наташе, в истории сватовства к княжне Марье Болконской.

АНАТОЛЬ

  • Кутила и игрок. Князь Василий называет красавца-сына «беспокойным дураком». Причинил много горя Ростовым и Болконским. В нем заложено животное безнравственное начало. Будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Безнравственность и низость особенно ярко проявляются в отношении к Наташе, в истории сватовства к княжне Марье Болконской.
ИППОЛИТ Второй сын князя Василия – «покойный дурак». Поражает необыкновенным внешним сходством с сестрой-красавицей, но, несмотря на сходство, поразительно дурен собой (красота имеет другую сторону - безобразную). Связан с остальными членами семьи только внешними отношениями, душевной близости у них нет.

ИППОЛИТ

  • Второй сын князя Василия – «покойный дурак». Поражает необыкновенным внешним сходством с сестрой-красавицей, но, несмотря на сходство, поразительно дурен собой (красота имеет другую сторону - безобразную). Связан с остальными членами семьи только внешними отношениями, душевной близости у них нет.
ЭЛЕН Светская красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни. Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу. Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают ее похожей на бездушную статую.

ЭЛЕН

  • Светская красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни. Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу. Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают ее похожей на бездушную статую.
Использованная литература Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.

Использованная литература

  • Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!