СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "А.П.Чехов "Хамелеон".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

обучающие: продолжать знакомить учащихся с  творчеством А.П.Чехова; дать понятие юмористического и  сатирического рассказа; повторить литературоведческие  термины: юмор, сатира, художественная деталь; организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова;

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "А.П.Чехов "Хамелеон".»

 А.П.Чехова Рассказ « Хамелеон» Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

А.П.Чехова

Рассказ

« Хамелеон»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Словарная работа Конфисковать - здесь: отобрать, отнять. Обыватель - это человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами Косноязычный  -   человек с плохо развитой речью.  

Словарная работа

Конфисковать - здесь: отобрать, отнять.

Обыватель - это человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами

Косноязычный -   человек с плохо развитой речью.  

Сатира  - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни.

Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём. Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.

Юмор – художественный приём в произведениях литературы или

искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.

Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.

Учимся понимать текст - О каком событии повествует рассказ?  - С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии? (Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

Учимся понимать текст

- О каком событии повествует рассказ?

- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

(Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

Учимся понимать текст Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. - Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим? Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…  Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…  Хрюкин – свинья, некультурный, глупый… Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

Учимся понимать текст

Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные.

- Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый… Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий… Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

Говорящие фамилии. Хрюкин Очумелов Грязнуля, кричащй отрывисто Очуметь, одуреть Елдырин Жигалов Сварливый, корыстный человек Пройдоха, плут (Словарь В. И. Даля.)

Говорящие фамилии.

Хрюкин

Очумелов

Грязнуля, кричащй отрывисто

Очуметь, одуреть

Елдырин

Жигалов

Сварливый, корыстный человек

Пройдоха, плут

(Словарь В. И. Даля.)

Словарная работа Полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком. Городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи.

Словарная работа

Полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.

Городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи.

Закулисные персонажи - те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя и зрителя. Брат Хрюкина « Братец» генерала Генерал

Закулисные персонажи - те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя и зрителя.

Брат Хрюкина

« Братец» генерала

Генерал

Хамелеон  –1) это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;      2) (переносное значение) беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Хамелеон –1) это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;

2) (переносное значение) беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Учимся понимать текст - Почему рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа.) -Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду хамелеонов? (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина)

Учимся понимать текст

- Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа.)

-Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду хамелеонов?

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина)

ХАМЕЛЕОН Очумелов Толпа Хрюкин

ХАМЕЛЕОН

Очумелов

Толпа

Хрюкин

Исследовательская работа Назовите реплики, в которых проявляются особенности внутреннего мира героев. Какова интонация и стиль речи героев? Герои говорят коротко и отрывисто. Речь Очумелова косноязычна и груба, в ней иногда проскальзывают фразы из циркуляров и постановлений. Полицейский надзиратель привык к тому, чтобы ему подчинялись, поэтому он произносит фразы в повелительном тоне.

Исследовательская работа

  • Назовите реплики, в которых проявляются особенности внутреннего мира героев. Какова интонация и стиль речи героев?
  • Герои говорят коротко и отрывисто.

Речь Очумелова косноязычна и груба, в ней иногда проскальзывают фразы из циркуляров и постановлений. Полицейский надзиратель привык к тому, чтобы ему подчинялись, поэтому он произносит фразы в повелительном тоне.

Учимся понимать текст -Найдите доказательства косноязычия героя в тексте. /Я ему покажу кузькину мать/ Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья. Повелительная форма глагола, незаконченность предложения. /Грубая речь с простыми людьми. О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.

Учимся понимать текст

-Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

/Я ему покажу кузькину мать/

Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.

Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.

/Грубая речь с простыми людьми.

О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.

«Превращения» Очумелова «Превращения» Очумелова Примеры Очумелов выслушивает пострадавшего Хрюкина и демонстрирует свою власть. Очумелов — страж порядка «Я этого так не оставлю! Я покажу ним как собак распускать...» Толпа высказывает предположение, что собака генеральская. Очумелов берет под защиту собаку, обвиняет Хрюкина «Как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь - известный народ! Знаю вас, чертей… Не рассуждать!» Городовой опровергает предположение о том, что собака принадлежит генералу. Очумелов возвращается к своей исходной «расцветке», опять проявляет свою власть по отношению к собаке «Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что...» «Нужно проучить. Пора!»

«Превращения» Очумелова

«Превращения» Очумелова

Примеры

Очумелов выслушивает пострадавшего Хрюкина и демонстрирует свою власть. Очумелов — страж порядка

«Я этого так не оставлю! Я покажу ним как собак распускать...»

Толпа высказывает предположение, что собака генеральская. Очумелов берет под защиту собаку, обвиняет Хрюкина

«Как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь - известный народ! Знаю вас, чертей… Не рассуждать!»

Городовой опровергает предположение о том, что собака принадлежит генералу. Очумелов возвращается к своей исходной «расцветке», опять проявляет свою власть по отношению к собаке

«Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что...»

«Нужно проучить. Пора!»

«Превращения» Очумелова «Превращения» Очумелова Примеры Городовой высказывает сомнение. Из толпы вновь подтверждают, что собака генеральская. Очумелов заискивает перед собакой, он обрушивается на «виновника» «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить». «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал...» Прохор отрицает принадлежность собаки генералу. Очумелов вновь начальник и страж порядка «Она бродячая!.. Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все» Прохор утверждает, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов заискивает и перед собакой, и перед генералом, и перед его братом. «Собачонка ничего себе...» «Я еще доберусь до тебя» (в адрес Хрюкина)

«Превращения» Очумелова

«Превращения» Очумелова

Примеры

Городовой высказывает сомнение. Из толпы вновь подтверждают, что собака генеральская. Очумелов заискивает перед собакой, он обрушивается на «виновника»

«Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить». «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал...»

Прохор отрицает принадлежность собаки генералу. Очумелов вновь начальник и страж порядка

«Она бродячая!.. Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все»

Прохор утверждает, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов заискивает и перед собакой, и перед генералом, и перед его братом.

«Собачонка ничего себе...»

«Я еще доберусь до тебя» (в адрес Хрюкина)

«Превращения» Хрюкина «Превращения» Хрюкина Примеры Хрюкин ощущает свою безнаказан­ность, дразнит собаку, бьет ее, заставляет ее защищаться «Тыкал цыгаркой ей в харю для смеха», «собака бежит, прыгая на трех ногах», «дрожит всем телом», в глазах ее «выражение тоски и ужа­са», «а она, не будь дура, и тяпни». Хрюкин чувствует себя обиженным. «Ужо я сорву с тебя, шельма». Почувствовав поддержку, Хрюкин униженно «кашляет в кулак» и извиняется перед «их благородием», уверенно отстаивает свои права.  «Я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну». Перемена ситуации заставляет его изменить окраску: он заискивает перед Очумеловым  «Их благородие умный человек и понимает, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. Пущай мировой рассудит... У него в законе сказано... Нынче все равны»

«Превращения» Хрюкина

«Превращения» Хрюкина

Примеры

Хрюкин ощущает свою безнаказан­ность, дразнит собаку, бьет ее, заставляет ее защищаться

«Тыкал цыгаркой ей в харю для смеха», «собака бежит, прыгая на трех ногах», «дрожит всем телом», в глазах ее «выражение тоски и ужа­са», «а она, не будь дура, и тяпни».

Хрюкин чувствует себя обиженным.

«Ужо я сорву с тебя, шельма».

Почувствовав поддержку, Хрюкин униженно «кашляет в кулак» и извиняется перед «их благородием», уверенно отстаивает свои права.

«Я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну».

Перемена ситуации заставляет его изменить окраску: он заискивает перед Очумеловым

«Их благородие умный человек и понимает, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. Пущай мировой рассудит... У него в законе сказано... Нынче все равны»

ВЫВОД Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед человеком (генералом), который выше его по социальному положению. Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

ВЫВОД

Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед человеком (генералом), который выше его по социальному положению.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

Деталь художественная – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .

Деталь художественная – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .

Окровавленный палец ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ. Узелок Глаза собаки Конфискованный крыжовник Шинель. Открытые двери лавок,  сонные физиономии

Окровавленный палец

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.

Узелок

Глаза собаки

Конфискованный крыжовник

Шинель.

Открытые двери лавок,

сонные физиономии

Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём. Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.

Юмор – художественный приём в произведениях литературы или

искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.

Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.

Деталь художественная ( от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .

Деталь художественная ( от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .

Окровавленный палец ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ. Узелок Глаза собаки Конфискованный крыжовник Шинель. Открытые двери лавок,  сонные физиономии

Окровавленный палец

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.

Узелок

Глаза собаки

Конфискованный крыжовник

Шинель.

Открытые двери лавок,

сонные физиономии

В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу Чехова

В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу Чехова "Хамелеон

Домашнее задание. Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» Ответьте на вопрос №4 (стр. 332).

Домашнее задание.

Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»

Ответьте на вопрос №4 (стр. 332).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!