СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе  на тему: «А. С. Пушкин.  Стихотворение  А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

 

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта;
    2. выработка навыка анализа поэтического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
    3. совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;
    4. закреплять  понятия: эпитет, сравнение, антитеза
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».»

А.С.Пушкин  «Зимнее утро»    . Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

А.С.Пушкин

«Зимнее утро»

.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Эпиграф к уроку  Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.  Я.Княжнин

Эпиграф к уроку

Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.

Я.Княжнин

Задачи:  образовательные : продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта; выработка навыка анализа поэтического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся. совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста; закреплять понятия: эпитет, сравнение, антитеза

Задачи:

образовательные :

продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта;

выработка навыка анализа поэтического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;

закреплять понятия: эпитет, сравнение, антитеза

 Добрый день!   Настроение у нас – отличное,  А улыбки – дело привычное,  Пожелаем друг другу добра,  Ведь урок начинать нам пора!

Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!

Информация для размышления  Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение. 

Информация для размышления

Стихотворение

«Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение. 

Словарная работа: Взоры – глаза; Нега – блаженство, наслаждение; Нынче – сегодня; Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари). Вечор – вечером (наречие). Янтарный – жёлтый, солнечный.   Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Взоры – глаза;
  • Нега – блаженство, наслаждение;
  • Нынче – сегодня;
  • Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).
  • Вечор – вечером (наречие).
  • Янтарный – жёлтый, солнечный.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: Озарена – освещена (устар.) Велеть – приказать (устар.) Запречь – запрячь, запрягать (диал.) Предадимся – отдадимся (устар.) Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Озарена – освещена (устар.)
  • Велеть – приказать (устар.)
  • Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
  • Предадимся – отдадимся (устар.)

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Физкультминутка   Вновь у нас физкультминутка,  Наклонились, ну-ка, ну-ка!  Распрямились, потянулись,  А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже.  Так давайте ей поможем!  Вправо-влево, раз и два.  Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка,  Отдохнули мы слегка.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Учимся понимать поэтический текст  Первая остановка Рассмотрим первую строфу стихотворения. Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями? Как можно озаглавить первую часть?

Учимся понимать поэтический текст

Первая остановка

  • Рассмотрим первую строфу стихотворения.
  • Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!»
  • Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями?
  • Как можно озаглавить первую часть?

Учимся понимать поэтический текст  Первая остановка Какие обращения использует поэт? Какое настроение создаётся автором в первой строфе? С помощью чего? Какие поэтические тропы  вы нашли? Для чего автор их использует?

Учимся понимать поэтический текст

Первая остановка

  • Какие обращения использует поэт?
  • Какое настроение создаётся автором в первой строфе?

С помощью чего?

  • Какие поэтические тропы

вы нашли? Для чего автор их использует?

Учимся понимать поэтический текст  Вторая остановка Как можно озаглавить вторую часть? Как и почему меняется настроение во втором четверостишии? Какие обращения использует поэт?

Учимся понимать поэтический текст

Вторая остановка

  • Как можно озаглавить вторую часть?
  • Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?
  • Какие обращения использует поэт?
Учимся понимать поэтический текст  Третья остановка Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии? Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит». Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!

Учимся понимать поэтический текст

Третья остановка

  • Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии?
  • Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».
  • Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий,

именно как ковёр!

Учимся понимать поэтический текст  Третья остановка Почему лес прозрачный? Что передаёт автор с помощью цвета? Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

Учимся понимать поэтический текст

Третья остановка

  • Почему лес прозрачный?
  • Что передаёт автор с помощью цвета?
  • Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

Учимся понимать поэтический текст  Четвёртая остановка О чем говорится в 4 строфе? Можно ли услышать, что происходит в доме? Что показывает поэт с помощью эпитета «янтарным»?   

Учимся понимать поэтический текст

Четвёртая остановка

  • О чем говорится в 4 строфе?
  • Можно ли услышать, что происходит в доме?
  • Что показывает поэт с помощью эпитета «янтарным»?

 

Учимся понимать поэтический текст  Пятая остановка Как можно озаглавить эту последнюю строфу? Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? Почему автора тянет на простор?

Учимся понимать поэтический текст

Пятая остановка

  • Как можно озаглавить эту последнюю строфу?
  • Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?
  • Почему автора тянет на простор?
Творческая работа  Составление плана произведения  (1 вариант – простой цитатный план; 2 вариант – сложный план) Примерная формулировка плана: 1 вариант: 1. День чудесный. 2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. 3. А нынче погляди в окно… 4. Предадимся бегу нетерпеливого коня…  

Творческая работа

Составление плана произведения

(1 вариант – простой цитатный план;

2 вариант – сложный план)

Примерная формулировка плана:

1 вариант:

1. День чудесный.

2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. А нынче погляди в окно…

4. Предадимся бегу нетерпеливого коня…  

Творческая работа  Составление плана произведения  Примерная формулировка плана: 2 вариант: 1.Чудесный день. 2.Обращение к другу. 3.Воспоминание о вчерашней вьюге. 4.Прекрасное зимнее утро:  а) великолепный вид из окна;  б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи. 5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».

Творческая работа

Составление плана произведения

Примерная формулировка плана:

2 вариант:

1.Чудесный день.

2.Обращение к другу.

3.Воспоминание о вчерашней вьюге.

4.Прекрасное зимнее утро:

а) великолепный вид из окна;

б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи.

5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить стихотворение Зимнее утро»;  нарисовать иллюстрации к стихотворению.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить стихотворение Зимнее утро»; нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс