А.С.Пушкин
«Зимнее утро»
.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Эпиграф к уроку
Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.
Я.Княжнин
Задачи:
образовательные :
продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта;
выработка навыка анализа поэтического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;
закреплять понятия: эпитет, сравнение, антитеза
Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!
Информация для размышления
Стихотворение
«Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.
Словарная работа:
- Взоры – глаза;
- Нега – блаженство, наслаждение;
- Нынче – сегодня;
- Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).
- Вечор – вечером (наречие).
- Янтарный – жёлтый, солнечный.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- Озарена – освещена (устар.)
- Велеть – приказать (устар.)
- Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
- Предадимся – отдадимся (устар.)
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать поэтический текст
Первая остановка
- Рассмотрим первую строфу стихотворения.
- Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!»
- Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями?
- Как можно озаглавить первую часть?
Учимся понимать поэтический текст
Первая остановка
- Какие обращения использует поэт?
- Какое настроение создаётся автором в первой строфе?
С помощью чего?
вы нашли? Для чего автор их использует?
Учимся понимать поэтический текст
Вторая остановка
- Как можно озаглавить вторую часть?
- Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?
- Какие обращения использует поэт?
Учимся понимать поэтический текст
Третья остановка
- Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии?
- Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».
- Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий,
именно как ковёр!
Учимся понимать поэтический текст
Третья остановка
- Почему лес прозрачный?
- Что передаёт автор с помощью цвета?
- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?
Учимся понимать поэтический текст
Четвёртая остановка
- О чем говорится в 4 строфе?
- Можно ли услышать, что происходит в доме?
- Что показывает поэт с помощью эпитета «янтарным»?
Учимся понимать поэтический текст
Пятая остановка
- Как можно озаглавить эту последнюю строфу?
- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?
- Почему автора тянет на простор?
Творческая работа
Составление плана произведения
(1 вариант – простой цитатный план;
2 вариант – сложный план)
Примерная формулировка плана:
1 вариант:
1. День чудесный.
2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. А нынче погляди в окно…
4. Предадимся бегу нетерпеливого коня…
Творческая работа
Составление плана произведения
Примерная формулировка плана:
2 вариант:
1.Чудесный день.
2.Обращение к другу.
3.Воспоминание о вчерашней вьюге.
4.Прекрасное зимнее утро:
а) великолепный вид из окна;
б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи.
5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить стихотворение Зимнее утро»; нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно