Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. И.С.Тургенев «Голуби».
Презентацию подготовила:
Черкасская ЕленаСергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Нижне-Калиновская СОШ.
И.С.Тургенев (1818-1883)
Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная эмоциональность.
Тема: Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.
План 1.Назревала гроза великая. 2.Голуби летели домой. 3.Сорвалась буря - и пошла потеха! 4.Хорошо и грустно…
Тип речи – описание. Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая туча ит.д.)
Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение и чувства читателя, передаются мысли и чувства автора...
Читаем и анализируем 1 часть. Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее основное содержание первой части. («Назревала гроза великая».) На какие два мира делится пространство для лирического героя? ( На «около меня» и «за рожью».) Что же видит лирический герой « там, за рожью»? ( «Темно-синяя туча».)
Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию. ( Грузная громада; злая туча; синяя громада.)
Читаем и анализируем вторую часть текста. Какие главные образы вы увидели в этой части текста? (Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.) Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте. (Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя. ) Какая часть речи преобладает в этой части текста? (Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.) Что подчеркивается при помощи глаголов? (Движение.)
Третья часть текста. Каким сочетанием можно передать происходящее здесь? («сорвалась буря - и пошла потеха!») Какая часть речи преобладает? Почему? ( Глаголы, потому что автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется ветер; мчатся облака; все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень.)
Читаем четвертую часть. Как соотносится заключительная часть с предыдущей? ( Они противопоставлены. ) Докажите это. (Третья часть: движение, смятение, разрушение; четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.) Что сразу указывает на эти смысловые отношения? (Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)
Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста? (Лексический повтор слова « хорошо» передает чувство гармонии. А лексический повтор слова «один» подчеркивают острое ощущение собственного одиночества.)
Почему стихотворение названо «Голуби»? ( Именно с образом двух голубей, олицетворяющих гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека.)
Вывод Итак,что же автор нам хотел донести в своем произведении? Какова его мысль? (Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни. При виде пары голубей у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба , любовь и спокойствие).
Синтаксические конструкции, использованные в тексте 1. Среди предложений 1-9 наидите сложное(ые) бессоюзное(ые). 2.Среди предложений 18-23 найдите предложения с вводными словами. 3.Среди предложений 18-25 найдите сложные,в состав которых входят односоставные безличные. 4.Среди предложений 11-16 найдите предложение,связанное с предыдущим контекстуальными синонимами и указательным местоимением.
5.Какое средство выразительности автор использует в 20 предложении? 6.Как синтаксический прием используется в предложении 2? 7.В предложении 4 замените словосочетание «солнечных лучей»,построенного на основе согласования,синонимичным словосочетанием на основе управления. 8.Укажите количество грамматических основ в 20 предложении.
8.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении.
Ну скорей же,(1) скорей! — думалось мне,(2) — сверкни, (3)золотая змейка,(4) дрогни, (5)гром! двинься,(6) покатись,(7) пролейся,(8) злая туча,(9) прекрати тоскливое томленье!
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…