СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку . И.С.Тургенев «Голуби».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему : Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку . И.С.Тургенев «Голуби».

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку . И.С.Тургенев «Голуби».»

Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. И.С.Тургенев «Голуби». Презентацию подготовила: Черкасская ЕленаСергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Нижне-Калиновская СОШ.

Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. И.С.Тургенев «Голуби».

Презентацию подготовила:

Черкасская ЕленаСергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Нижне-Калиновская СОШ.

И.С.Тургенев  (1818-1883)

И.С.Тургенев (1818-1883)

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная эмоциональность.

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная эмоциональность.

Тема:  Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.

Тема: Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.

План  1.Назревала гроза великая.  2.Голуби летели домой.  3.Сорвалась буря - и пошла потеха!  4.Хорошо и грустно…

План 1.Назревала гроза великая. 2.Голуби летели домой. 3.Сорвалась буря - и пошла потеха! 4.Хорошо и грустно…

Тип речи – описание.  Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая туча ит.д.)

Тип речи – описание. Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая туча ит.д.)

Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение и чувства читателя, передаются мысли и чувства автора...

Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение и чувства читателя, передаются мысли и чувства автора...

Читаем и анализируем 1 часть.  Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее основное содержание первой части.  («Назревала гроза великая».)   На какие два мира делится пространство для лирического героя?  ( На «около меня» и «за рожью».)  Что же видит лирический герой « там, за рожью»?  ( «Темно-синяя туча».)

Читаем и анализируем 1 часть. Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее основное содержание первой части. («Назревала гроза великая».) На какие два мира делится пространство для лирического героя? ( На «около меня» и «за рожью».) Что же видит лирический герой « там, за рожью»? ( «Темно-синяя туча».)

Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию.  ( Грузная громада; злая туча; синяя громада.)

Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию. ( Грузная громада; злая туча; синяя громада.)

 Читаем и анализируем вторую часть текста.   Какие главные образы вы увидели в этой части текста?  (Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.)  Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте.  (Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя. )   Какая часть речи преобладает в этой части текста?  (Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.)  Что подчеркивается при помощи глаголов?  (Движение.)

Читаем и анализируем вторую часть текста. Какие главные образы вы увидели в этой части текста? (Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.) Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте. (Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя. ) Какая часть речи преобладает в этой части текста? (Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.) Что подчеркивается при помощи глаголов? (Движение.)

Третья часть текста.   Каким сочетанием можно передать происходящее здесь?  («сорвалась буря - и пошла потеха!»)  Какая часть речи преобладает? Почему?  ( Глаголы, потому что автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется ветер; мчатся облака; все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень.)

Третья часть текста. Каким сочетанием можно передать происходящее здесь? («сорвалась буря - и пошла потеха!») Какая часть речи преобладает? Почему? ( Глаголы, потому что автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется ветер; мчатся облака; все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень.)

 Читаем четвертую часть.   Как соотносится заключительная часть с предыдущей?  ( Они противопоставлены. )  Докажите это.  (Третья часть: движение, смятение, разрушение;  четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.)  Что сразу указывает на эти смысловые отношения?  (Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)

Читаем четвертую часть. Как соотносится заключительная часть с предыдущей? ( Они противопоставлены. ) Докажите это. (Третья часть: движение, смятение, разрушение; четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.) Что сразу указывает на эти смысловые отношения? (Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)

Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста?   (Лексический повтор слова « хорошо» передает чувство гармонии. А лексический повтор слова «один» подчеркивают острое ощущение собственного одиночества.)

Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста? (Лексический повтор слова « хорошо» передает чувство гармонии. А лексический повтор слова «один» подчеркивают острое ощущение собственного одиночества.)

Почему стихотворение названо «Голуби»?  ( Именно с образом двух голубей, олицетворяющих гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека.)

Почему стихотворение названо «Голуби»? ( Именно с образом двух голубей, олицетворяющих гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека.)

 Вывод   Итак,что же автор нам хотел донести в своем произведении? Какова его мысль?  (Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни. При виде пары голубей у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба , любовь и спокойствие).

Вывод Итак,что же автор нам хотел донести в своем произведении? Какова его мысль? (Как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни. При виде пары голубей у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба , любовь и спокойствие).

Синтаксические конструкции, использованные в тексте   1. Среди предложений 1-9 наидите сложное(ые) бессоюзное(ые).  2.Среди предложений 18-23 найдите предложения с вводными словами.  3.Среди предложений 18-25 найдите сложные,в состав которых входят односоставные безличные.  4.Среди предложений 11-16 найдите предложение,связанное с предыдущим контекстуальными синонимами и указательным местоимением.

Синтаксические конструкции, использованные в тексте 1. Среди предложений 1-9 наидите сложное(ые) бессоюзное(ые). 2.Среди предложений 18-23 найдите предложения с вводными словами. 3.Среди предложений 18-25 найдите сложные,в состав которых входят односоставные безличные. 4.Среди предложений 11-16 найдите предложение,связанное с предыдущим контекстуальными синонимами и указательным местоимением.

5.Какое средство выразительности автор использует в 20 предложении?  6.Как синтаксический прием используется в предложении 2?  7.В предложении 4 замените словосочетание «солнечных лучей»,построенного на основе согласования,синонимичным словосочетанием на основе управления.  8.Укажите количество грамматических основ в 20 предложении.

5.Какое средство выразительности автор использует в 20 предложении? 6.Как синтаксический прием используется в предложении 2? 7.В предложении 4 замените словосочетание «солнечных лучей»,построенного на основе согласования,синонимичным словосочетанием на основе управления. 8.Укажите количество грамматических основ в 20 предложении.

8.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении. Ну скорей же,(1) скорей! — думалось мне,(2) — сверкни, (3)золотая змейка,(4) дрогни, (5)гром! двинься,(6) покатись,(7) пролейся,(8) злая туча,(9) прекрати тоскливое томленье!

8.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении.

Ну скорей же,(1) скорей! — думалось мне,(2) — сверкни, (3)золотая змейка,(4) дрогни, (5)гром! двинься,(6) покатись,(7) пролейся,(8) злая туча,(9) прекрати тоскливое томленье!

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!